Модернизация и ремонт (продолжение)

Порядок отражения в учете затрат на модернизацию.
Модернизация и ремонт (продолжение)
Иллюстрация: Alex Umbelino/pexels

В последней «зимней» (от 28 февраля) публикации было отмечено, что, порой едва различимая, разница между ремонтом (особенно капитальным) и модернизацией (или реконструкцией) объекта основных средств должна быть видима не нам, простым бухгалтерам, а господам инженерам.

Также хотелось бы отметить, что в настоящее время модернизацией (реконструкцией) движимого имущества на практике мало кто занимается.

Нет большого смысла переделывать швейную машинку Зингера в колхозную сноповязалку. Машинку выгоднее продать, а сноповязалку – купить.

И в подавляющем большинстве случаев приведение в порядок сломавшегося транспорта, станка и пр. – это ремонт.

Какие-то новые, ранее ему не присущие, функции у такого объекта не возникают.

Было довольно много арбитражной практики (но уже десяти-двенадцатилетней давности), где суды приходили к выводу, что, например, установка газового двигателя, в дополнение к ДВС или дизелю, не является модернизацией автомобиля, несмотря на все желания налоговиков, а ремонтом.

По всей видимости, в последние годы такие желания у них возникают крайне редко, что и привело к отсутствию судебных споров по этой теме.

Ну и перейдем тогда непосредственно к рассмотрению отражения в учете капитальных вложений в уже имеющийся в организации объект основных средств.

И начнем с того, что такие капитальные вложения должны быть оформлены решением руководства организации – протоколом совещания, решением, приказом и пр.

Допустим, руководство приняло решение о глобальной переделке принадлежащего ей производственного здания. На основании этого решения издан соответствующий документ, в котором определены цели и поставлены задачи.

И эти задачи успешно (а когда и не очень) решаются.

Самостоятельно (или с привлечением сторонних организаций) разрабатывается проект этой самой глобальной переделки, в котором определяется (приблизительно) и сумма предполагаемых затрат. Затем заключается договор с подрядчиком (или генеральным подрядчиком), который будет непосредственно что-то ломать, а что-то строить.

Все возникающие (пока еще только бумажные) затраты, непосредственно связанные с подготовкой к модернизации (реконструкции), бухгалтерия будет отражать, как капитальные вложения, то есть по дебет счета 08.03 (в соответствующей аналитике).

Потом в один прекрасный день объект перестает использоваться по прямому своему назначению, и в дело вступают строители.

И сразу вопрос: – А как начислять амортизацию по объекту, который начал модернизироваться?

В ПБУ 6/01 (п. 23) было сказано, что начисление амортизации по объекту основных средств приостанавливается в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Точно такая же норма дана и в п. 3 ст. 256 НК, согласно которой исключаются из состава амортизируемого имущества (не признаются основными средствами) объекты, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

А вот в п. 30 ФСБУ 6/2020 прямо сказано, что начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств).

На первый взгляд, можно сделать вывод, что с 2022 года по объекту основных средств, который модернизируется (реконструируется) года полтора-два, амортизация в регистрах бухгалтерского учета, тем не менее, продолжает начисляться.

Но это, как мне кажется, только на первый взгляд.

Повторю в очередной раз, что афиши следует читать до конца, включая и то, что написано мелким шрифтом.

Еще раз прочитаем п. 4 ФСБУ 6/2020, по которому объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:

...

...

в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

В рассматриваемой ситуации актив этот в течение длительного срока (изначально превышающего 12 месяцев) не может быть предназначен для использования в запланированных целях (для получения дохода). Он находится (будет находиться) в процессе своего улучшения (достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции).

То есть данное имущество, первоначальная стоимость которого будет определена только после завершения вышеупомянутого длительного процесса, следует признать капитальными вложениями, согласно подп. «ж» п. 5 ФСБУ 26/2020.

Но для этого нужно, кроме того, что модернизация будет продолжаться более года, и полное прекращения его использования (эксплуатации).

Ежели объект все-таки как-то используется, например, переделывается только какая-то его часть, а в другой продолжается какая-никакая, но деятельность, то актив на этот период из состава основных средств исключению не подлежит. Следовательно, амортизация по нему продолжает начисляться, так же, как и до начала этой частичной модернизации.

То все точно так же, как и в предыдущие годы, в периоде действия ПБУ 6/01, и для целей налогообложения*.

Ст. 256 НК п. 3. Из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства:

находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, за исключением случаев, если основные средства в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при одновременном выполнении этих двух условий (полное прекращение использования объекта в связи с его модернизации на срок более года) актив подлежит исключению из состава основных средств в регистрах бухгалтерского учета (и амортизируемого имущества) и должен быть признан затратами на капитальные вложения.

Запись на дату начала этого факта хозяйственной деятельности (прекращения использования объекта) должна быть:

  • Дебет счета 08 Кредит счета 01.

Накопленная амортизация по этому объекту (равно как и обесценение, если оно было определено) не списывается, так как актив не выбывает из организации, а временно переквалифицируется в другой вид.

Вот зачем надо было так запутанно изложить вполне реальную ситуацию, ответа дать не могу.

И еще раз повторю, что все вышеизложенное – моё личное мнение.

Поэтому жду конструктивную критику и аргументированные возражения.

Начать дискуссию

Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

В несезон сложно находить клиентов, а денег не хватает на оплату счетов. Не всем хватает запасов, чтобы пережить затишье — бизнес приходится закрывать. Мы знаем, как смягчить падение продаж и доработать до начала нового сезона.

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP
ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

2

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года