Кейс. Как собственники избавились от хаоса в финансах и перестали волноваться о злоупотреблении сотрудников

Рост компании может сопровождаться неприятными моментами: невозможно безопасно вывести дивиденды, сотрудники перестают соблюдать дисциплину, а запасы на складе по бумагам могут не соответствовать реальности. Причина — хаос в учёте. Всё это в конечном счёте приводит к кассовым разрывам и остановке важных бизнес-процессов.
Кейс. Как собственники избавились от хаоса в финансах и перестали волноваться о злоупотреблении сотрудников

В этом материале рассказываем, как финансовый директор из команды «Финансиста» помог компании «Оптима Нордик» навести порядок в документах и научиться контролировать рост предприятия.

Кто клиент

«Оптима Нордик» — поставщик оргтехники в сегменте b2b со штаб-квартирой в Москве. Ежегодно компания удваивает прирост продаж.

Что происходило в компании

Из-за сильного расширения предприятия за два последних года собственники начали терять контроль над денежными потоками. Увеличились риски, когда сотрудники могли злоупотреблять неосведомленностью руководства и использовать финансы компании в своих интересах. Ситуация усугублялась тем, что данные о продажах и движении денег были разведены по разным информационным базам — «1С:Управление нашей фирмой» и «1С:Бухгалтерия предприятия».

Отсутствие финансовой модели и планирования денежных потоков периодически приводило к кассовым разрывам.

Поэтому собственники решили организовать финансовую дисциплину, чтобы ни у кого не возникало соблазна нарушать правила компании. Справиться с наведением порядка в учёте должен был финдиректор от «Финансиста».

Что мы сделали

Наш специалист проверил базы документов с 1 января 2019 года и на основе этого:

  • организовали сбор информации в едином информационном поле;

  • регламентировали управленческий учёт;

  • обучили сотрудников обработке данных;

  • провели анализ финансового состояния компании.

Проверка учета

На этом этапе выяснилось, что закупщики и менеджеры по продажам находятся в одном информационном поле, а бухгалтеры и собственники — в другом. Обе группы пользовались разными программами и видели разную информацию. Из-за этого ни у кого не было достоверных данных о фактических долгах. Сверка взаиморасчётов превращалась в пытку для бухгалтера.

Поэтому для начала нужно было свести все первичные данные в одном информационном поле. Для этого аналитики занесли базы документов в систему сервиса «Финансист».

Для текущих сделок финансовый директор на аутсорсе дал рекомендации, как оформлять учётные операции, чтобы ошибки не повторялись, куда и как заносить данные, чтобы сводить информацию воедино.

Проверка клиентской базы

Далее специалист автоматизировал учёт и построил финансовую модель компании. Данные показали, что активная часть клиентской базы в последние полгода почти не растёт, несмотря на приток новых покупателей. Выручка увеличивается из-за роста среднего чека постоянных клиентов.

Аналитика клиентской базы показала, что средний срок работы с заказчиком в 2021 году был на уровне 3,5 месяца, а в 2022-ом — 2,5 месяца. Такая ситуация говорит, что увеличение общего количества покупателей нейтрализуется активным оттоком клиентов. Они делают разовые закупки и не возвращаются.

По мнению финдира на аутсорсе, ситуация может привести к резкому падению выручки, если от компании начнут уходить крупные и постоянные клиенты. Возможно, следует изменить подход работы менеджеров с новыми покупателями и попытаться вернуть старых заказчиков.

Всего у предприятия оказалось 1030 клиентов, из них активных только 173. Но если вернуть хотя бы 1% от «выпавших», это может принести компании 3 миллиона рублей выручки в месяц.

Другой подход к клиентам

Отдельно финдир провёл анализ клиентов. Оказалось, что для своих нужд постоянные заказчики приобретают технику не ранее, чем через полгода после первой покупки. Следовательно, есть категория покупателей, которые приобретают товары не для себя.

Поэтому специалист предложил ранжировать клиентов по их профилю — разные заказчики требуют различных действий по привлечению к повторным покупкам. Отдельно компании посоветовали пересмотреть структуру отдела продаж и систему мотивации, привязать KPI менеджеров к общим целям компании.

Проверка кассы

Собственники попросили организовать учёт кассы так, чтобы этого не видели сотрудники. Они желали понимать, сколько денег ушло на потребности компании и сколько дивидендов можно вывести безопасно для бизнеса.

Задачу решили с помощью сервиса «Финансист» благодаря гибкости настройки ролей и расчётных показателей.

Инвентаризация запасов

Изначально управленцы были уверены в достоверности данных об остатках на складах. Однако в ходе проверки финансовый директор поставил эту информацию под сомнение. Сумма списания удивила собственников и подтвердила их опасения относительно возможных злоупотреблений со стороны сотрудников.

Руководству посоветовали выделить склады под разные нужды, назначить материально ответственных лиц за каждый склад и регулярно проводить инвентаризацию.

Рекомендации

На основе проведенного анализа финансовый директор на аутсорсе подготовил ряд рекомендаций. Компании нужно:

  • систематизировать и регламентировать учёт данных о финансовых операциях;

  • ранжировать покупателей по направлениям их работы;

  • усилить работу по удержанию покупателей;

  • пересмотреть структуру отдела продаж;

  • планировать вывод дивидендов в платёжном календаре, чтобы избежать кассовых разрывов;

  • провести инвентаризацию.

Чтобы собственники смогли сконцентрироваться на целях компании и не беспокоиться о злоупотреблении со стороны сотрудников, стоит использовать корректную управленческую информацию. Это поможет избежать потери клиентов, а также нарастить выручку.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Комментарии

18
  • Иван, статья правильная. Только мне как-то непонятны некоторые моменты деятельности аудируемой компании. Или это вымышленный пример (?). Странно, что для рестуктуризации необходимо было: "выделить склады под разные нужды, назначить материально ответственных лиц за каждый склад и регулярно проводить инвентаризацию". И что значит загадочная просьба собственников: "организовать учёт кассы". Для меня, это априори. Странноватая компания

    • Татьяна

      Вполне может быть реальная организация. Складской учет, да и касса, могут действительно вестись так, что вызывает только один вопль: как вообще такое может быть?!!!! Своими глазами видела отрицательные остатки по кассе, по расчетному счету и нулевые по складу при наличии большого количества ТМЦ по факту.

        • Татьяна

          С собственниками я знакома. На счет ума мне сложно оценивать, вроде не дураки, но наивность присутствует. Но слепое доверия всем своим сотрудникам - это да. Отсутствие любого контроля. Я, когда всю эту картину увидела, прямо спросила: не думают ли, что люди тупо воруют все,что плохо лежит, включая деньги? В ответ уверенное - нееет, мы тут много лет одним коллективом, не может быть такого. Однако, после того как я собственникам их "красивый" учет показала, бухгалтер сбежала в тот же день без всякого до свиданья. Молча забрала трудовую и отключила телефон.

  • Ситуация усугублялась тем, что данные о продажах и движении денег были разведены по разным информационным базам — «1С:Управление нашей фирмой» и «1С:Бухгалтерия предприятия».

    Ой, мне знакома подобная ситуация. Дважды видела такое и дважды это был ужас. Когда собственникам или управляющим втюхивают эту УНФ, как очень удобную, а потом оказывается, что бухучет там вести невозможно. Вот вообще не возможно и все. И начинаются танцы с бубном. Если кому в голову придет мысль перейти на УНФ, чтобы вести "удобный и понятный" управленческий учет гоните ее (эту мысль) прочь. Лучше уж к бухгалтерии допилите, какие Вам надо отчетики и пользуйтесь

    • Жанна

      в складских торговых программах бухучет в привычном для бухгалтера понимании тоже вести невозможно, но нет проблемы перегружать нужные документы в бух.программу. Я считаю, что не все документы из управленческого учета нужны в бухгалтерии и нет необходимости ими забивать базу.

      Текущий оперативный учет можно вести в отраслевом решении, а по окончании месяца либо по мере необходимости выгружать данные в бухию, точно так же, как и зарплату.

      Как можно не вести учет денежных средств и кассы - непонятно. Такое впечатление, что примеры авторы рекламных статей высасывают из пальца, не представляя реальной работы.

      • Виктория В

        екущий оперативный учет можно вести в отраслевом решении

        УНФ это для ИПешек микрушек БЕЗ бухучета. Когда документы в бух перегружаются, там чёрт знает что выгружается, по крайней мере оба раза, которые мне знакомы именно так и было. Эта УНФ дешевая и люди, которые ее покупают совсем не хотят тратить дополнительные деньги на нормальную автоматизацию, которая просто необходима в их случае. Казалось бы это просто, как и зарплата, но нет. Там просто ужас, вот это факт, который мне лично известен

        Как можно не вести учет денежных средств и кассы - непонятно

        В статье, как я поняла, кассу могли смотреть и создавать документы кто угодно, без учета роли, поэтому был бардак. В этом проблема была, а не в том, что учета кассы у них не было в принципе.

        • Жанна

          с УНФ не сталкивалась, но всегда подозревала, что это вроде "моего дела" и "бухгалтерии от банка", для нормального учета не годится.

          В статье, как я поняла, кассу могли смотреть и создавать документы кто угодно, без учета роли, поэтому был бардак.

          ну если нет человека, который несет ответственность за деньги, всегда будет бардак. Правила работы с деньгами и материальными ценностями придуманы не просто так.

          • Виктория В

            У меня обратная ситуация, я не сталкивалась с "моим делом" и бухгалтерией от банка". А так да, совсем не годится.

            Про кассу в статье написано, что хотели понять сколько денег ушло на затраты, а сколько можно вывести. Это значит, что субконто по статьям расходов в кассе не проставлялось или проставлялось не корректно. Там дело было не в самих деньгах, а в том, что руководители не понимали сколько они выгребли из кассы себе в карман, а сколько выгребли ушлые менеджеры себе в карманы ))

      • Старый ворчун

        в складских торговых программах бухучет в привычном для бухгалтера понимании тоже вести невозможно,

        В бухгалтерских вести серьёзный учет торговой деятельности - тоже.

        • Виктория В

          Унф и любой нормальный учёт чего угодно это на разных планетах. Все на очень примитивном микроскопическом уровне.

          • Старый ворчун

            Все на очень примитивном микроскопическом уровне.

            Ну так она и называлась в девичестве "Управление небольшой (sic!) фирмой" и, возможно, для каких-то мелких фирм и годилась.

  • А мне статья понравилась. Где бы я ещё узнал, что нужно "назначить материально ответственных лиц за каждый склад и регулярно проводить инвентаризацию"?

    • Жанна

      🤣🤣🤣

НДФЛ

Если 2 квартиры объединить в одну, при ее продаже будет НДФЛ

После объединения 2-х квартир в одну срок владения новой большой квартирой начинает идти заново — с даты ее регистрации. Таким образом, даже если человек много лет владел квартирами, как только из двух он сделал одну и зарегистрировал в Росреестре, прежний срок владения обнуляется.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

Заработал сервис самообследования земельных участков

Росреестр ввел в эксплуатацию сервис самообследования земельных участков.

Лучшие спикеры, новый каждый день

КС РФ защитил права уволенных в связи с отказом от переезда в другую местность

Работников, отказавшихся переезжать в другую местность, следует увольнять по правилам ликвидации организации.

Проверки

Ужесточили госнадзор за саморегулируемыми организациями

Правительство дополнило порядок надзора за деятельностью СРО оценщиков, арбитражных управляющих и кадастровых инженеров.

Работа на патенте с юридическими лицами

Тема похожа на грудное вскармливание или прививки в мамских блогах, потому что тема эта очень холиварная.

Работа на патенте с юридическими лицами
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Депутат хочет запретить любое упоминание запрещенных в РФ социальных сетей

Помимо технической блокировки иностранных социальных сетей могут ввести запрет на публичные упоминания платформ и призывы подписаться.

Отпуска

Цифра дня. Про отпуск

Большинство работающих россиян считает, что для полноценного отдыха нужно взять отпуск на 13 дней.

Цифра дня. Про отпуск

Euroclear заработал на замороженных активах 1,57 млрд евро

Европейские депозитарии обязаны вести отдельный учет активов российского ЦБ и не должны распоряжаться полученной прибылью.

Новостной дайджест: рост туризма в столице, малый бизнес и МФО, рост легкой промышленности, налоговая амнистия, изменения в налогах

Оставайтесь в курсе актуальных событий налогов, сборов и изменений в законодательстве.

Как подать уведомление о контролируемых сделках до 20 мая и не получить штраф

Кому нужно подавать уведомление о контролируемых сделках, и какие именно сделки — контролируемые? Как правильно заполнить уведомление? Какие штрафы грозят за опоздание или ошибки в уведомлении? Ответили в статье на эти и многие другие вопросы. 

Как подать уведомление о контролируемых сделках до 20 мая и не получить штраф

Что изменилось в счетах-фактурах для прослеживаемых товаров

У налогоплательщиков появилась новая форма счета-фактуры для прослеживаемых товаров. Теперь нужно указывать их стоимость при использовании.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что делать бухгалтеру, если шеф просит составить финмодель бизнеса?

Сколько денег компания заработает в ближайшие два года? Захотят ли инвесторы вкладываться в ваш проект, а банки — выдавать кредиты? На эти вопросы ответит финансовая модель. А сможет ли бухгалтер ответить директору на эти вопросы?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Налоговики требуют объяснений относительно того, что в сданных формах отчетности отражен средний заработок ниже МРОТ или среднего по отрасли. Если налоговики видят расхождения в отчетах, то немедленно предполагают, что база по НДФЛ занижена. Можно ли им доказать, что на то были объективные причины?

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Как всегда следовать плану, особенно когда ты бухгалтер. 6 советов как не отступать от плана

Как говорится, когда есть план, то остаётся только его придерживаться. Вот, как не отступить от плана, даже если все и всё кругом саботирует его.

Губернаторов хотят штрафовать за борщевик

Главы регионов будут платить штраф до 50 000 рублей, если они не выполняют программу по защите земель от сорняков, в частности от борщевика.

Выбор решения 1С для внедрения. Как выбрать программный продукт и когда пора покупать лицензии

В одной из статей нашего блога мы уже затрагивали вопрос покупки и внедрения 1С. А сегодня продолжим рассуждать на эту тему и подробно поговорим про выбор программного продукта.

Выбор решения 1С для внедрения. Как выбрать программный продукт и когда пора покупать лицензии

Налоговый мониторинг: ожидания и реальность

Команда ДРТ всегда находится в тесном контакте с участниками рынка, проводит исследования, анализирует мнения, оценки и опасения налогоплательщиков относительно вступления в режим налогового мониторинга и функционирования в нем.

Налоговый мониторинг: ожидания и реальность

НДС при ввозе товара с территории РБ на территорию РФ

Каким образом в Заявлении о ввозе товара указывается информация о его стоимости для верного определения налоговой базы по НДС, если стоимость товара в договоре указана в белорусских рублях? Могут ли возникнуть споры с налоговым органом? Как отражается в учете стоимость приобретенного товара, если в договоре его стоимость определена в белорусских рублях?

Интересные материалы

США ввели новые санкции. В список попала авиакомпания «Победа»

Под новые санкции попали 29 физлиц и 250 компаний, в том числе из Азербайджана, Турции, ОАЭ и других стран.