ЭДО

Системы СЭД: виды, особенности и преимущества

Каждый руководитель хотя бы раз слышал или читал о внедрении электронной системы документооборота (СЭД), о том, как это упрощает оформление электронных документов. Эта статья рассказывает, что такое СЭД на самом деле, и о связанных с ней терминах, таких как КЭП и ЭП.
Системы СЭД: виды, особенности и преимущества

Что такое СЭД

Это аппаратно-программный комплекс, способный заменить на предприятии стандартную бумажную волокиту. С помощью СЭД можно осуществлять процессы составления, учёта и донесения данных до ответственных сторон, быстро делать рассылки, контролировать выполнение задач и многое другое. За рубежом похожие системы используются под названием ECM (Enterprise Content Management). Они управляют контентом компании, включая сами электронные документы, работу с ними сотрудников, медиаконтент и т. п.

Чтобы система электронного документооборота полноценно работала в рамках одного предприятия или служила способом взаимодействия предприятий между собой, необходимо начать с внедрения электронных документов. При этом, ЭД — не только файл с возможности редактирования в текстовых редакторах, это файл, данные в котором нельзя поменять, если он подписан электронной подписью.

Виды электронных подписей

Электронная подпись (ЭП) — уже давно вошедший в нашу жизнь атрибут, который гарантирует целостность содержимого файла и хранит данные о лице, подписавшем данный документ. Для защиты информации в файле подписи используются особые криптографические средства. К цифровой подписи сегодня прибегают и предприниматели, и частные лица. Она не только защищает содержимое документа от изменений, но и даёт проверить, кто именно его подписал.

Поскольку систем шифрования много, а цифровые подписи применяются не только в рамках одного или нескольких частных предприятий, но и во многих государственных структурах, введены такие виды цифровых подписей, как:

  • ЭП (простая электронная подпись);

  • КЭП (квалифицированная электронная подпись);

  • УКЭП (усиленная квалифицированная цифровая подпись).

Они отличаются между собой степенью защиты данных и сложностью шифрования ключа. Простая электронная подпись — это особый сертификат, хранящийся в облаке, который достаточно просто получить на основании логина и пароля, а также кода из SMS-сообщения. Это самый простой вариант подписи, позволяющий лишь определять данные отправителя документа.

Более подходящим вариантом для бизнеса является усиленная квалифицированная подпись, которая формируется при помощи криптографических средств и обеспечивает документам защиту от исправлений. Она удостоверяется в специальном сертифицированном центре, а при её проверке видны документы, подтверждающие личность, или документы компании, когда КЭП выдана на юридическое лицо. С её помощью сдаются отчётности в налоговую, кроме того, имея КЭП можно принять участие в электронных торгах, использовать маркировку «Честный знак» и т. д.

Неквалифицированный вариант подписи в ряде ситуаций не имеет юридической силы. Для использования такой подписи нужно отдельно заключать соглашения с каждым из контрагентов. И даже в этом случае могут быть проблемы при разбирательствах, например, в налоговых спорах. Поэтому многие применяют усиленную цифровую подпись (УКЭП), получая сертификат у аккредитованного удостоверяющего центра.

Такой тип подписи приравнивается к подписи руководителя компании, сделанной вручную. Она является полноценным аналогом собственной подписи и её невозможно подделать, а поставить её на документе может только её владелец. Но поскольку для доступа к носителю требуется установка специальных программ и применение аппаратных средств криптографической защиты информации, в небольших копаниях такой вид подписи применяется редко.

Системы автоматизации документооборота

Нужно отметить, что программные комплексы типа IBM Lotus Notes с электронными подписями не работают, поэтому полноценную СЭД здесь организовать не получится. Необходимы специальные системы управления документами (DMS) — программные комплексы, которые могут взять на себя массу рутинных задач: хранение и согласование документов, ознакомление с ними ответственных сотрудников, контроль за исполнением, совместная работа сотрудников над содержимым документов, ведение бизнес-переписки, составление и обслуживание рабочих календарей и т. д. Большинство DMS-систем интегрируются с ECM-системами.

Преимущества использования СЭД

Перечислим главные преимущества перехода с бумажного на электронный документооборот. Это прежде всего экономия денег, которая выражается не только в понижении трат на бумажные носители, печатающую технику, почтовые услуги и организацию архива для хранения бумаг.

Использование ЭДО существенно ускоряет течение всех бизнес-процессов — от формирования документов внутри компании и их согласования до обмена важной информацией с партнёрами и контрагентами. Рост оборотов ресурсов приводит к более эффективной работе бизнеса. Причём формирование документов в электронном виде помогает сократить трудозатраты и избежать ошибок на всех этапах оформления документов. Ещё такой формат повышает ответственность сотрудников фирмы, ведь начальство в любой момент может проверить готовность документов.

Следует заметить, что для многих предпринимателей переход на электронный формат документооборота — это всего лишь расширение уже привычного списка процедур. Многие организации уже давно предоставляют отчётность в налоговую в электронном формате.

Индивидуальные предприниматели тоже уже давно заполняют декларацию по НДС онлайн. В итоге с таким понятием, как «электронный документооборот», знакомы многие. Задача состоит в том, чтобы перевести в онлайн взаимоотношения не только с государственными службами, но и с партнёрами, клиентами, контрагентами. Перечислим и другие преимущества, которые имеют значение:

  • меньше тратится времени на согласование и подписание документов;

  • прозрачнее становятся все процессы, связанные с документооборотом, ведь система моментально показывает информацию о том, кто, что и когда оформил и подписал;

  • быстрее решаются задачи организации и дисциплины, доставки документов;

  • снижаются риски ошибок, ведь в электронном виде легко отслеживать неверно заполненные ЭД;

  • цифровые документы не выцветут со временем, не сгорят и не потребуют архива для хранения;

  • сотрудники организации не смогут прочитать и исправить те файлы, к которым у них нет доступа, что повышает конфиденциальность;

  • статистика различных действий с документами ведется и сохраняется автоматически;

  • обеспечивается высокий уровень безопасности данных, по сравнению с бумажным носителем.

Еще одним важным достоинством является то, что электронный документ сложно потерять. Поэтому один из недостатков СЭД, которого опасаются некоторые бизнесмены, это потеря данных из-за сбоя в программе, перебоев с интернетом или пожара. Нужно напомнить, что при пожаре пострадают и бумажные носители, без возможности восстановления. А электронные данные вполне возможно восстановить и застраховаться от такой проблемы поможет обычное резервное копирование файлов.

К другим недостаткам, которые выделяют предприниматели, относится то, что программные комплексы требуют затрат на покупку, однако этот вопрос решается работой на облачном сервисе с подключением подписки. Также требуется обучение новому алгоритму работы сотрудников, которые привыкли работать с бумагами. В некоторых случаях, если рядовые работники ещё не привыкли к цифровым технологиям, это может быть не просто. Для внедрения полноценной СЭД-системы нужно будет также вложиться в аппаратные средства криптографической защиты.

Решают проблему безопасности токены с ключами, особенно если они защищены личными PIN-кодами. Перед тем как начать переводить свой бумажный документооборот в цифровой формат, нужно анализировать уже существующий порядок работы с данными и устранить возможные недостатки. Поначалу полностью отказаться от использования бумажных носителей будет сложно, поэтому трат на покупку и обслуживание принтеров в первое время не избежать.

Для корпоративного использования будет вполне достаточно доступной по цене DMS-системы, совмещенной с BPM (система контроля и управления проектами). Если вы планируете участвовать в торгах, работать с ЭПЦ, обмениваться документами с партнёрами, то нужно внедрить полноценную СЭД. Все процессы в компании заметно ускорятся, что приведет к повышению эффективности вашего бизнеса в целом.

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.