Организация рабочего времени: нюансы и особенности

Организация рабочего времени: нюансы и особенности
Организация рабочего времени: нюансы и особенности

Успешность деятельности любой компании или предприятия во многом зависит от такого немаловажного аспекта, как эффективное планирование рабочего времени. В него входит целый комплекс действий, охватывающий все сферы функционирования предприятия от оперативного оформления и доставки необходимых документов до своевременного прибытия на важные переговоры, от которых зависит заключение важных контрактов, способствующих доходности.

В перечень факторов, определяющих организацию рабочего времени, входят:

  • планирование трудовых задач для сотрудников;

  • обеспечение активной персональной и коллективной вовлечённости;

  • приоритетность обеспечения своевременного выполнения поставленных задач;

  • создание оптимального режима труда и отдыха.

Для того чтобы обеспечить грамотное распределение времени труда работников и периодов отдыха, необходимо определиться с собственно понятием «режима работы» и его особенностями. И впоследствии, благодаря представленной ниже информации, планирование деятельности можно будет осуществлять намного эффективнее.

Что такое режим рабочего времени

Данная формулировка подразумевает официально утверждённый, прописанный в трудовом договоре либо должностных инструкциях рабочий график. Опираясь на регламент данной документации, работник имеет возможность планировать время рабочей занятости и отдыха.

Различают несколько типов режимов работы:

  • С нормированным графиком. Стандартная пятидневная рабочая неделя, рабочий день продолжительностью 8 часов с обязательным перерывом на обед. Такой режим оптимален для сотрудников, выполняющих работу с чётко регламентированными обязанностями, в строго определённый временной период.

  • С ненормированным рабочим расписанием. В таких условиях трудятся те работники, специфика деятельности которых связана с частыми переездами, командировками, работой в выходные дни, выполнением особых обязанностей.

  • С гибким графиком. Данный подход к выполнению рабочих обязанностей достаточно удобен, если сотрудник совмещает их с учёбой или трудовой занятостью в другой организации. Следует учесть, что заключение соглашения о данном режиме работы между работодателем и сотрудником вовсе не означает, что первый может вызывать второго на работу, когда ему заблагорассудится. В соответствующих разделах законодательства РФ для гибкого графика прописаны регулирующие условия по количеству отрабатываемых часов и о временных промежутках, в течение которых сотрудник может быть призван к выполнению трудовых обязанностей.

  • Со сменным графиком. В случае осуществлении работы по сменному графику составляется соответствующее расписание (график) смен, с которым сотрудники должны быть предварительно ознакомлены. В случае выхода на работу в ночные смены выплаты производятся в двойном размере.

Каким способом учитывается рабочее время

Каждая организация в зависимости от специфики деятельности выбирает для себя наиболее удобный формат учёта рабочего времени из примеров, представленных ниже:

  • Ежедневный учёт. Производится по фактически отработанным часам, на основании чего рассчитывается оплата труда. Посредством ежедневного учёта можно максимально результативно отследить степень вовлечённости и эффективности труда работника, выявить его слабые и сильные стороны, оценить зависимость качества выполнения работы от влияния различных факторов.

  • Еженедельный учёт. Производится по истечении рабочей недели. Если законодательно утверждённый норматив на 40 рабочих часов в ходе данного периода был превышен, вносятся данные о сверхурочно выполненной работе с последующим расчётом заработной платы.

  • Суммированный учёт. Период отчётности определяется выборочно, но он не должен превышать трёхмесячный срок. При суммированном учёте, как правило, применяется фиксированная ставка оплаты труда с назначением дополнительных выплат в случае выполнения сверхурочных работ.

В случае выбора любого принципа учёта рабочего времени необходима грамотная его организация, чтобы определить все нужные трудовые показатели.

Принципы управления рабочим временем

Чтобы руководители могли отслеживать этапы выполнения работ, объём их для каждого из сотрудников, скорость и эффективность реализации, необходим учёт рабочего времени. На сегодня существует несколько вариантов учёта. Рассмотрим их подробнее.

Google-документы и таблицы

Наиболее упрощённый вариант. Можно создать единый шаблон для различных задач. Вариант оптимален для отслеживания этапов реализации проекта, но малоэффективен при учёте времени, затраченного на реализацию конкретных вопросов. Влияние человеческого фактора при внесении данных может привести к ошибкам в подсчётах.

Фиксация входа на территорию предприятия (организации)

Достаточно «древний» метод. Учёт рабочего времени в данной ситуации производится не по решению конкретных задач, а по факту присутствия сотрудника на рабочем месте (карточки доступа в кабинет — тоже часть данной системы). Качество работы и её продуктивность таким путём проконтролировать не получится.

Трекер-программы

Подобный подход к отчётности даёт некоторое представление об эффективности персонала. Но в случае невключения программы сотрудником либо активизации её вне периода выполнения задач может создаться ложное впечатление об его эффективности как трудовой единицы.

Системы CRM

На сегодня считаются самым продуктивным решением по учёту рабочего времени. Посредством использования CRM-систем обеспечивается полный контроль как всего процесса работ, так и отдельных задач без дополнительных затрат и сложностей. Работы выполняются непосредственно внутри функциональности системы. Руководитель всегда может войти в систему и увидеть, на каком этапе находится решение задачи, время её осуществления и то, какой объём работы выполняет каждый работник. Также можно отследить и её качество благодаря подгруженным в систему файлам и документам.

Наиболее эффективным примером подобной системы можно считать Projecto, функциональные особенности которой позволяют объединять сразу несколько форматов учёта.

Лица, ответственные за организацию рабочего времени

Вне зависимости от того, какой способ ведения отчётности был выбран, ответственность за неё несет непосредственное руководство организации — директор. Он назначает компетентного сотрудника, который будет составлять итоговые отчёты на основании полученных данных.

Основные обязанности ответственного за учёт рабочего времени:

  • фиксация либо проверка корректности вносимых данных о прибытии сотрудников на рабочее место;

  • подтверждение наличия официальных документов, объясняющих уважительную причину отсутствия сотрудника на рабочем месте;

  • проверка отчётов сотрудников по выполненным задачам и времени их исполнения;

  • составление итоговых отчётов по эффективности труда работников и пропускам.

Учёт рабочего времени с Projecto

Важные события и задачи можно распределить по дням недели, недельным и месячным периодам в режиме просмотра календарной сетки. Личные, производственные, корпоративные задачи при этом можно выделять различными цветами.

Завершённым событиям присваивается статус состоявшихся. При необходимости, кликнув по значку «глаза», их можно скрыть.

Задачи можно распределить по часам и эффективно планировать их реализацию на неделю вперед. Возможна также синхронизация календарных сеток нескольких сотрудников для эффективной организации совместного рабочего времени по реализации проекта, планированию встреч и сроков выполнения.

В разделе «На весь день» отражены:

  • задачи и документация с дедлайном на этот день;

  • почта, требующая ответа либо напоминания о ней;

  • информация по отчётности, которую необходимо отправить в этот день.

Для вышеописанных событий доступно отслеживание времени, затраченного на их исполнение. Благодаря этому руководство может отслеживать степень эффективности реализации проекта и возникающие проблемные моменты (что позволит их избежать в будущем).

Использование системы Projecto позволяет как руководителям, так и сотрудникам чётко видеть поставленные цели и продуктивно разрабатывать и воплощать стратегию их реализации, планировать режим труда и отдыха, синхронизировать и оптимизировать производственные процессы, анализировать эффективность деятельности предприятия.

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.