Организация совещаний: главные правила эффективности

Конечно, такие мероприятия можно делать, что называется, спонтанно, в формате «как получится». Но тогда не стоит расстраиваться, что получилась не серьезная встреча, а пародия на нее с совершенно «левыми» диалогами.
Организация совещаний: главные правила эффективности
Организация совещаний: главные правила эффективности

Чтобы все было под контролем, а планируемый результат любых деловых собраний достигался в 100 % случаев — используйте этот инструмент менеджмента правильно. Да, потребуется вложение ресурсов:

  • время;

  • личное участие в подготовке;

  • знания.

Придется многие моменты учесть и подготовить загодя. Зато каждый раз ваше совещание будет на максимуме продуктивности.

«А надо ли?» — цели мероприятия

«Зачем вообще нужны эти совещания?» — кто-то воскликнет и проявит тем самым большую неосведомленность. Опытные руководители в курсе нужности встреч в полном или частичном составе. По крайней мере, так существенно сберегается время на диалогах по отдельности: все присутствующие одновременно информируются за один раз.

Кроме экономной замены рутинных переписок и звонков, совещания целесообразны и в плане Brainstorm — т. н. мозгового штурма. Нередко в спорах рождается истина, в том числе и на деловых заседаниях, компилирующих мнения всех присутствующих.

Наконец, на них решаются поставленные задачи, выбирается и строится стратегия эволюции бизнеса. Итогом регулярных «посиделок» становится рост не только личной заинтересованности кадров в развитии компании, но и других коммерчески значимых показателей.

Виды и типы совещаний

По экстренности созыва участников различают 2 вида совещаний:

  • запланированные;

  • внеплановые.

В первом случае идут штатные обсуждения в формате «летучек», «пятиминуток», утренних «планерок». Для их реализации строится соответствующий частоте график: ежедневный, годовой, месячный, квартальный и т. п.

Внеплановые нужны для сугубо оперативных решений. Очевидно, они не подразумевают никакой подготовки.

Кроме того, существует градация по иным параметрам:

  • место проведения (выездные, «местные»);

  • тематика (деловые, производственные);

  • способ проведения (вживую, дистанционно);

  • количество участников и т. д.

И все они нуждаются в корректной организации!

Рекомендованные форматы общения

Пройдемся по способам коммуникаций на любых уровнях от чисто высших, между владельцами бизнеса, до рядовых, с обычными исполнителями. Итак, вот список из 5 популярных форматов вербального взаимодействия:

  • обсуждение;

  • доклад;

  • обмен мнениями;

  • brainstorm;

  • планерка.

Конечный выбор подходящего формата зависит от целей совещания.

Обсуждение

Спикерами обычно назначают не первого встречного, а ответственных за определенные направления лиц. Они лучше других осведомлены в теме, поэтому могут максимально предметно дискутировать и предлагать конструктивные решения, а не отвлеченные рассуждения ни о чем.

Доклад

Подготовленный краткий монолог, быстро ориентирующий по теме. Доклады с визуализацией (демонстрация слайдов, таблиц, презентаций) уместны на начальной и финальной стадиях реализации проектов.

Позаботьтесь, чтобы докладчиками становились разбирающиеся в вопросе сотрудники! Иначе спикер просто конфузно онемеет от задаваемых ему вопросов.

Обмен мнениями

В суде бы такое назвали «прения сторон», ведь в ходе обмена мыслями вполне допустимы споры и категорические несогласия: по ним и «ударяют» аргументами и фактами, отстаивая ту или иную позицию. Только так участники могут посмотреть на ситуацию с разных сторон, «чужими глазами», чтобы прийти к объективированному консенсусу.

Мозговой штурм

Цель — письменно (было бы идеально!) или устно сгенерировать общими усилиями дельную идею. Процесс протекает хаотично и бурно, но на выходе обычно появляется искомое в начале предложение. Оно отбирается из нескольких десятков версий: только создайте для их «рождения» комфортную среду, исключающую отвлечение «генераторов» на посторонние раздражители.

Планерка

Оперативный формат, позволяющий держать руку на пульсе жизни рабочего коллектива, вовремя приходя ему на помощь. Организатор планерок — всегда директор или руководитель, он же и каждый раз распределяет роли участников.

Аспекты грамотной подготовки

Первое: заранее делайте график! Под него будут подстраиваться приглашенные.

Второе: не пренебрегайте оповещениями о запланированном или срочном «сходе». Иначе на него явятся совсем неподготовленные люди или не появятся из-за отсутствия времени.

Третье: назначьте ответственного. Он должен определить:

  • точные день и час;

  • цель проведения;

  • план с таймингом;

  • структуру процесса;

  • список участников и докладчиков;

  • формат.

Хорошо, если этот же ответственный подведет итоги и сделает подробный отчет после.

Рабочая схема эффективных бизнес-встреч

Качественная подготовка — залог результативности! Займитесь организацией, разбив ее на 4 обязательных стадии:

  • повестка;

  • выбор участников;

  • подготовка документации;

  • поиск помещения.

Начинайте с повестки, а далее — исходя из приоритетности.

Повестка дня

Она должна быть по делу, краткой по изложению и емкой по смыслу. Только самое важное, сведенное к одному-двум-трем тезисам. Им и посвящают первую половину совещания. На второй можно коснуться и сопряженных с главными вопросов.

В идеале установите единый формат формирования повесток и соблюдайте его каждое совещание.

Выбор участников

Зависит от цели встречи. Логично, что в список войдут те, кто сведущ либо непосредственно занимается вопросами, вынесенными в повестку.

Рекомендуется не превращать мероприятие в массовку: создавайте небольшие, от 5 до 10 человек, группы. Тут главное — качество, а не количество. В противном случае не все смогут высказаться или сделают это не на 100 %.

Согласованные кандидатуры предупреждаются о совещании приглашениями. Их рассылает секретарь за несколько дней до. В электронном или бумажном документе сообщите о четырех фактах:

  • повестка;

  • темы обсуждения;

  • дата, время совещания;

  • место проведения.

В извещении попросите подтвердить участие. И не забудьте добавить к приглашению материалы предстоящих переговоров и обсуждений!

Подготовка документов

В советское время была не очень лестная, зато правдивая поговорка: «Без бумажки ты — букашка». Сущая правда, если речь заходит о подготовке документов к совещанию: иначе не жди убедительного результата.

Старайтесь уделять внимание не только содержанию бумаг, но и их единообразному оформлению. Придерживайтесь одного, максимально подходящего компании стиля, используйте общепринятый деловой шрифт (Times New Roman или Arial).

Для быстрой ориентации по тексту не пренебрегайте наглядностью подачи информации! Используйте форматирование, выделяйте заголовки, абзацы и наиболее важное (курсивом, цветом, подчеркиванием и т. п.). А добавление в текст «где надо» таблиц, диаграмм, схем, кривых и рисунков улучшает восприятие.

Будьте корректны и сдержаны в письменной речи. Не усложняйте подачу материала вычурностью слога и витиеватыми формулировками. Если необходимы иллюстрации, их стиль должен быть идентичным телу документа.

Выбор помещения

Само собой, оно должно отвечать санитарно-гигиеническим нормам, быть удобным и достаточно просторным. Позаботьтесь о свежести воздуха и комфортном температурном режиме.

Озаботьтесь сидячими местами и кафедрой для выступления. Подготовьте микрофоны, маркерные доски (вместе с ластиками и маркерами!) и другое полагающееся для предметных дискуссий с аудиторией оборудование. Проверьте его исправность и комплектацию.

Для рукописных записей снабдите всех канцелярскими принадлежностями. Ну и питьевая вода, желательно в кулере или персонально в бутылочках.

Несколько дельных советов по организации и ведению

Не тратьте на это мероприятие более трети рабочего времени. Кроме тайминга и структуры встречи формулируйте ее обоснованность. Начинайте с проверки исполнения предыдущих задач и подведения по ним итогов.

Темой обсуждения берите конкретную проблему и приглашайте ответственного сотрудника! И не увлекайтесь массовкой: чем меньше людей, тем лучше — главное, чтобы каждый мог высказаться и был компетентен.

Пять принципиальных моментов ведения совещания

Вот золотая пятерка «надо», которые неизбежно приведут к положительному результату любых деловых встреч:

  • учет каждого мнения;

  • конкретика и аргументированность высказываний;

  • ответы на вопросы по делу, в том числе дополнительные;

  • протоколирование процесса;

  • использование усовершенствованных способов планирования.

Давайте разберем перечисленное предметнее.

Пристальный учет всех высказанных точек зрения

Даже внушительный по количеству голосов плюрализм мнений должен быть подробно изучен. Все присутствующие должны быть услышаны, а то, что сказано, — зафиксировано и вдумчиво проанализировано.

В идеале руководитель резюмирует только после того, как подчиненные закончат выступать: так они могут быть смелее и независимее в своих аргументах и рассуждениях. Для объективности изложения не допускается прерывать докладчиков и каким-то образом критиковать или комментировать выступление до его завершения.

Наконец, независимо от отношения к позиции участников, все имеют право на собственное мнение, и к нему нужно относиться с уважением. В противном случае разногласия примут настолько непримиримый характер, что ценные сотрудники могут начать увольняться из-за распрей в коллективе.

Конкретика и аргументированность высказываний

Когда существует временной лимит, обмен мнениями должен быть лаконичным и строго по плану! Поэтому «сожмите» объем высказываний до их сути, вместо абстрактностей говорите «дело», предлагайте четкие вещи, а не «растекайтесь мыслью по древу».

Закончили с одним вопросом — сразу переходите к следующему. Даже если ответ не найден, придерживайтесь очередности и установленного тайминга. То, что так и осталось незакрытым, перенесите на следующее заседание или в приватный разговор с ответственным по проекту.

Ответы на все вопросы по делу, в том числе дополнительные

Очень хорошо, когда присутствующее не отстраненно кивают головой, а заинтересованно спрашивают, глубоко вникая в тему. Сколько бы «почему?», «для чего?» и «как?» относительно обсуждаемой темы ни возникло, придется отвечать здесь и сейчас.

Конечно, времени на развернутые ответы и их тотальный охват может не хватить. Тогда обязательно запишите неотвеченные вопросы и закройте их побыстрее после того, как совещание закончится.

Протокол совещания

Не надейтесь на хорошую память: дайте задание секретарю или исполняющему его функции каждый раз фиксировать все договоренности, идеи и аргументы, озвученные на совещании, а также его итоги вместе с поставленными сроками на исполнение и ФИО ответственных за них лиц.

О форме протоколов подумайте заранее:

  • полная — с детальной записью процесса;

  • краткая — с фиксацией тезисов.

Такой труд не напрасен: протокол позволяет проанализировать совещание, а тем, кто его пропустил, — ознакомиться с процессом заочно.

Современное планирование CRM-системами и сервисами

Они позволяют устранить отнимающую время рутину и пресловутый человеческий фактор. Например, с персонально настраиваемым сервисом Projecto в разы упрощаются:

  • работа с большим объемом документов;

  • адресные напоминания сотрудникам о поставленных задачах;

  • распределение задач и их делегирование конкретным исполнителям и т. д.

Чтобы по достоинству оценить все прелести работы с этой системой, протестируйте ее бесплатную демоверсию! На выбор есть 2 варианта: корпоративный (по заявке) или общий, с неограниченными правами. Первая, привилегированная версия дает возможность выбора домена третьего уровня, и подходит для индивидуальной работы, а вторая — для случаев, не требующих хранения личных данных или коммерческой информации.

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, торопитесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!
2

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️ Итоги дня: ВС подчеркнул равенство обоих родителей, штрафных баллов для водителей не будет, сегодня День окрошки

Подготовили обзор главных событий дня — 30 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Трудовые отношения

Вызов дистанционщика в офис в 2024 году: когда возможен

По общему правилу, работника, который постоянно трудится дистанционно, нельзя вызывать в офис. Но в отдельных случаях работодатель вправе вызвать дистанционного работника, а он — обязан приехать. Разбираем, когда такая ситуация возможна.

Вызов дистанционщика в офис в 2024 году: когда возможен
Лучшие спикеры, новый каждый день

Только один вид реорганизации не мешает IT-компании применять налоговые льготы

IT-компании, которые были реорганизованы после 01.07.2022, не могут применять льготную ставку налога на прибыль 0% и тариф взносов 7,6%. Но есть исключение – реорганизация в форме преобразования.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как сдать корректировки по 6-НДФЛ. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, когда сдача корректировки 6-НДФЛ обязательна, как оформить исправленный расчет и сдать.

Как сдать корректировки по 6-НДФЛ. Мини-курс

Для фиксированных взносов ИП-военных пенсионеров важна дата 24.06.2023

В 2023 году был принят закон, который исключает ИП-военных пенсионеров из числа страхователей и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Причиной стало решение Конституционного суда от 2022 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пять вопросов об обработке и хранении персональных данных сотрудников

Государство тщательно следит за тем, чтобы компании соблюдали правила обработки и хранения персональных данных сотрудников. Юрист Юлия Девяткова рассказала, о чем важно помнить работодателю, чтобы не получить штраф.

Пять вопросов об обработке и хранении персональных данных сотрудников
Отпуска

Как оформить заявление на отпуск вне графика

Сотрудники должны ходить в отпуск по графику. Но работодатель может разрешить и отпуск вне графика. Минтруду задали вопрос, как в этом случае составить заявление.

Судебным приставам очертят рамки полномочий

Депутаты поддержали в первом чтении законопроект о предоставлении сотрудникам органов принудительного исполнения (приставы ФССП) права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Налоговая реформа 2024 год. Краткий комментарий

Вопросы справедливости не могут решаться одними налогами.

Чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского и зачем бухгалтеру налоговый юрист

Слово «аудит» прочно ассоциируется именно с бухгалтерским аудитом, поэтому мало кто пользуется налоговым аудитом. Вместе с тем налоговый аудит является эффективным инструментом не только для проверки активов перед покупкой, но и для подготовки к выездной налоговой проверке. Сегодня мы расскажем, чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского или зачем бухгалтеру может понадобиться налоговый юрист.

Чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского и зачем бухгалтеру налоговый юрист

Использование служебного автомобиля в личных целях

Сотрудники могут использовать служебные автомобили в личных целях с разрешения работодателя. Какие документы в этом случае нужно оформить и какие налоги придется заплатить, изложено в статье.

Использование служебного автомобиля в личных целях
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Карина Хапиште – новый CEO «Клерка»

Цель: усилить управление компании и сделать миллиард годового оборота. Да, да, у нас пока нет своего миллиарда.

Карина Хапиште – новый CEO «Клерка»
9
Зарплата

Как отвечать на требования налоговой по зарплате в 2024 году: образец пояснений для ФНС

Налоговая проверяет расчеты по страховым взносам и форму 6-НДФЛ не только на предмет правильного расчета взносов и налога, но и на предмет реальности размера заработной платы работников. При появлении подозрений в занижении налогооблагаемой базы инспекторы потребуют объяснение.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для льготного налога на прибыль ПО должно быть в реестре на момент оказания услуг

Условие для применения ставки налога на прибыль 0% аккредитованной IT-компанией – доля профильных доходов от 70%. Доходы считают методом начисления.

НДС

НДС при онлайн-продажах товаров из ЕАЭС: правила меняются

С 1 июля 2024 года налогоплательщикам из стран Евразийского экономического союза (EAЭС) придется уплачивать НДС, при продаже товаров гражданам через электронные торговые площадки.

НДС при онлайн-продажах товаров из ЕАЭС: правила меняются

О сотрудниках без военного билета надо сообщить в военкомат

В течение 3 рабочих дней с момента приема на работу необходимо направлять в военкомат информацию о выявлении сотрудников, не состоящих на воинском учете, но обязанных быть на нем.

Интервью

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю. Интервью с BRG

Кому и когда необходимо применять МСФО 17, в чем его отличие от предыдущего стандарта, какие трудности возникают при его внедрении и как с ним работать в 1С, рассказывает Маковеев Денис Юрьевич, директор компании «BUSINESS RELATIONSHIP GROUP -- CONSULTING».

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю. Интервью с BRG

Бренду быть?

Бренд, логотип, торговая марка — это обывательские понятия. Мы же, юристы, используем термин «товарный знак».Для того чтобы появился товарный знак, необходим ряд условностей.

Бренду быть?

Интересные материалы

API: решение для бизнеса с большим количеством исполнителей

Интеграция по API — актуальное и перспективное решение для компаний, работающих с большим количеством исполнителей в любом статусе (самозанятый, ИП или лицо без специального статуса). Она позволяет информационным системам взаимодействовать друг с другом, выстраивая единую цифровую среду для обмена данными.

API: решение для бизнеса с большим количеством исполнителей