Какие хард скиллы необходимы проектному менеджеру?

Какие хард скиллы необходимы проектному менеджеру?
Какие хард скиллы необходимы проектному менеджеру?

Проджект-менеджер (Project Manager или PM) отвечает за реализацию проектов, решает сложные задачи и координирует работу других участников проекта. Поэтому он должен обладать лидерскими качествами, твёрдым характером и намерением быть во всём первым. Умение управлять людьми, грамотно организовывать команду, решать споры, мотивировать других сотрудников и ставить перед ними задачи — это человеческие качества или, как сегодня принято говорить, софт-скиллы (мягкие навыки). Но при этом PM должен обладать и хард-скиллами — профессиональными навыками, которые будут ему необходимы для работы в той или иной сфере.

Что же такое Hard Skills?

Hard skill (тяжёлые навыки) — это то, чему человека учат в университете или в колледже. Это знания и умения, которые можно заранее изучить, а также можно измерить и оценить. Например, к ним относится умение водить машину. Чтобы измерить (проверить) этот навык, существуют особые экзамены. Также это может быть умение ремонтировать автомобиль, знание иностранных языков или языков программирования, опыт управления людьми и т. д. Софт-скиллы, в отличие от «хард», протестировать невозможно, так как это личные качества человека, его навыки работы с другими людьми и в команде, которые он сможет продемонстрировать уже непосредственно на рабочем месте. То есть большинство навыков проджект менеджера — это софт-скиллы, но также важны и технологии управления, а также рабочие стандарты, требования которых вполне понятны.

Какие у PM могут быть хард-скиллы?

Самое неприятное в работе практически каждого руководителя проекта — это рутина. При работе управленцем она является неотъемлемой частью. И, чтобы разобраться с ней и грамотно избавиться от рутины, необходимы хард-скиллы. Приведём частый пример. Давно работающая проектная команда, при условии, что она работает успешно, обычно использует какую-либо из известных методик управления проектами или собственную методологию, ставшую симбиозом 2—3 или целого ряда популярных методик. То есть отношения в коллективе и бизнес-процессы представлены в формальном виде, имеются уже отработанные алгоритмы работы, ведения совещаний, контроля за поставщиками и т. д. Для таких процедур есть уже готовые форматы документов, а для ведения отчётности применяются планировщики задачей и целей. В итоге через некоторое время процессы работы, которую выполняет руководитель проекта, превращаются в рутину.

И, если человека принимают на должность менеджера проекта в такой состоявшийся коллектив, подразумевается, что он уже владеет всеми нужными навыками, знаком со всей необходимой документацией, типами отчётов и планов, умеет работать с нужным софтом и грамотно формулирует задачи согласно выбранным командой методикам управления. То есть человек должен не только обладать лидерскими качествами, но и применять профессиональные навыки, чтобы быстрее добиваться решения задач.

Самый важный навык здесь — это знание методик управления проектами, и речь не о том, что соискатель на должность о них где-то когда-то слышал. Необходимо понимать их основные принципы и механику, то есть твёрдо знать:

  • как часто и как правильно проводить совещания;

  • как поделить рабочий процесс на циклы;

  • как вести контроль на выходе;

  • как работать с заказчиком и его представителями;

  • как формировать цели и задачи;

  • как вести планирование и оценивать результаты.

Естественно, досконально изучить и запомнить все современные техники достаточно сложно, но нужно чётко понимать именно те, которые можно отнести к конкретным проектам. В любом случае базовые знания необходимы, их нужно обновить в памяти, чтобы легко адаптироваться на рабочем месте и иметь базу для быстрого начала трудовых процессов. Если такой базы нет, скорее всего, вам откажут ещё на собеседовании, так как никому не хочется потратить массу времени на ваше обучение и постепенное включение в работу. Кроме того, обучение PM с нуля обойдётся недёшево. Чтобы повысить свои шансы, нужно заранее изучить хотя бы 1—2 популярные методики и заняться поиском работы в тех командах, которые работают именно по ним.

Топ скиллов управления проектами

Формирование списка требований

Это важный скилл для такой должности, как Project Manager. Человек, пришедший на эту работу, должен знать, как формируются требования к проекту и кто их формирует, в каком формате лучше накапливать и сохранять данные. Он должен понимать, кто является заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), способными так или иначе повлиять на результат. Вне зависимости от типа проекта и методологии используются похожие способы описания и формирования требований. Это анкеты и интервью, опросы, Use-кейсы и User Story. Менеджер проекта обязан знать как минимум эти форматы и уметь с ними правильно взаимодействовать.

Оценка проекта

Что оценивается в проекте? Клиентов интересуют бюджет и срок выполнения задачи. Чтобы предоставить им наиболее близкую к реальности информацию, необходимо уметь работать с данными, понимать и ставить возможные сроки реализации тех или иных задач, правильно оценивать расходы на проект (не только основные, но и сопутствующие). Каждый PM должен уметь сопоставлять затраты и время с выходным качеством продукта. Если речь идёт о совершенно новом проекте, то он должен уметь раскладывать его на отдельные составляющие, каждую из которых можно оценить уже с большей уверенностью. При этом сделать оценку наиболее точной помогают популярные методики, о которых говорилось выше. Это может быть оценка по аналогам, принцип от частного к общему или другое.

Планирование

Безусловно, результат работы сильно зависит от правильного составления плана действий. Чем он точнее, тем точнее результат. Не имея плана, над проектом работать просто невозможно. Проект-менеджер обязан разбираться в видах планирования и связывать их с реализацией проекта. Он должен понимать, какие данные для этого понадобятся, какую информацию нужно собрать перед составлением плана, какие нюансы способны повлиять на результат, какие существуют риски и возможности их избежать.

Опытный менеджер умеет не только ставить задачи, но и детализировать их, а затем связывать планы с циклами работы. При этом важно умение пользоваться при планировании профильным софтом, что является неотъемлемой частью работы PM, а также умение грамотно расставлять приоритеты. Для проектной команды очень важно, чтобы менеджера не пришлось долго учить и всё объяснять, чтобы он сразу смог взять и включиться в работу. Перечислим конкретные скиллы планирования:

  • знание популярных методик планирования и способность правильно ставить цели и задачи;

  • умение вести команду к успеху и вовремя решать возникшие проблемы;

  • умение анализировать требования проекта, чтобы понять ожидания заказчиков;

  • способность оценивать и определять основные показатели;

  • работа с различными типами отображения планов (графиками, расписаниями, списками и т. д.);

  • умение делить крупные задачи на мелкие, следить за соблюдением дедлайна;

  • грамотное отслеживание динамики процессов;

  • контроль работы с документами;

  • умение отчитываться перед заказчиками.

Работа с рисками

Проджект-менеджер должен уметь правильно составлять список возможных рисков, то есть знать и учитывать все основные риски проекта, независимо от того, являются они типовыми или специфическими для какой-либо конкретной сферы деятельности. Он должен вовремя реагировать на любые риски, отслеживать их и устранять. Ему должно быть известно всё о возможных ошибках в своей работе и ошибках в управлении командой, а также о том, как успешно их избегать.

Сдача проекта

Это один из самых важных скиллов, когда проект уже завершён и результат работы необходимо представить заказчику. Здесь опытный менеджер проекта обязан уметь автоматизировать процесс сдачи: составить нужные документы и отдать их на подпись ответственным лицам, точно знать, что предоставить со своей стороны, а также места хранения необходимых доступов. Кроме того, он должен понимать, как и кем будет осуществляться дальнейшая поддержка проекта, если она необходима. Сдача работы заказчику может включать в себя:

  • составление плана коммуникации;

  • представление всех документов по проекту;

  • подписание приёма-передачи;

  • проведение обучения представителей заказчика (если это необходимо) и т. д.

Подведём итог

Проджект-менеджер является одной из тех профессий, которая со временем не утратит актуальности, а совсем наоборот. Компаниям, организациям и предприятиям всегда будут нужны грамотные управленцы, разбирающиеся в процессах бизнеса и умеющие контролировать работу команды. Иногда в эту профессию приходят люди, не имеющие специальных знаний, считающие, что быть менеджером легко и просто. Но на деле хороший руководитель обязан обладать массой знаний и навыков, без которых добиться поставленных целей просто не получится.

При этом может показаться, что для менеджера вполне достаточно наличия ряда личностных качеств, то есть все его скиллы должны быть исключительно софт-скиллами. Но управление проектами предполагает применение специальных знаний и инструментов, которые не дадут бизнес-процессам перерасти в рутину. От этой должности зависит слишком многое, чтобы брать на неё человека без скиллов из категории «хард». Поэтому всегда, когда соискатель приходит на должность Project Manager, от него требуется подтверждение своей квалификации, демонстрация предметных знаний и навыков в работе с планированием, рисками, сбором требований и сдачей проекта клиенту.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
5

Начать дискуссию

Ипотека

ВТБ выдал первую ипотеку в Крыму

Оформить документы на получение ипотеки можно дистанционно из любого региона РФ.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как проверить работу бухгалтера? «Ночной бухгалтер» № 1693

Возможно на волне довольно громких дел о хищениях, совершенных бухгалтерами руководители призадумались — как проверить бухгалтера и удостовериться, что все хорошо? Эту тему сегодня обсуждали «клерки».

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Как снизить чистые активы ООО

Дорогие читатели, приветствую вас! С вами на связи Ольга Ульянова аудитор. Сегодня я поделюсь с вами интересным случаем из практики, который будет полезен как собственникам компаний, так и бухгалтерам, столкнувшимся с неординарной задачей — снижением стоимости чистых активов юридического лица.

Как снизить чистые активы ООО
2
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

Социальный вычет будут выдавать без справок

Чтобы родители больше времени проводили с детьми, а не собирали справки о расходах для получения налоговых вычетов, депутаты хотят предоставлять льготы в упрощенном режиме.

Налог на прибыль

«Магнит» поддержал повышение налога на прибыль до 25%

Компания ожидает, что увеличенные ставки налога на прибыль приведут к росту потребительского спроса.

Законопроекты

Кабмин принял законопроект Минфина с изменениями в налоговую систему

Правительство принимает введение пятиступенчатой шкалы НДФЛ и другие предложения Минфина по совершенствованию налоговой системы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Интернет и IT

У Сбера появилась бесплатная нейросеть для создания коротких видео

Нейросеть Kandinsky Video доступна всем пользователям без ограничений. Она может генерировать видео до 6 секунд по текстовому описанию и по картинке.

Бесплатно с Трудовые отношения

Вызов дистанционщика в офис в 2024 году: когда возможен

По общему правилу, работника, который постоянно трудится дистанционно, нельзя вызывать в офис. Но в отдельных случаях работодатель вправе вызвать дистанционного работника, а он — обязан приехать. Разбираем, когда такая ситуация возможна.

Вызов дистанционщика в офис в 2024 году: когда возможен
Премии

Что нужно знать о премиях бухгалтерам по зарплате в 2024 году

Кто устанавливает порядок начисления премии, можно ли заменить премией индексацию, вправе ли работодатель уменьшать премии и другие важные вопросы для бухгалтера по зарплате, читайте в обзоре.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
5
Зарплата

В России 77% компаний МСП стали больше платить сотрудникам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

Отпускные

Как оформить перенос отпуска работника в 2024 году

График отпусков составляется на год вперед, и сотрудники должны уходить на отдых в согласованное время. Однако есть ряд оснований, когда перенос отпуска происходит по инициативе работника или работодателя. Бухгалтер в таком случае должен подготовить приказ и по всем правилам отправить сотрудника в отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Валюта

Из-за начала сезона отпусков россияне начали активно скупать доллары

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

Было ваше, стало — наше. Возвратные отходы при проведении работ

Автор сих строк входит в состав экспертов, оказывающих консультации на «Клерке». И вот за последние полгода (плюс-минус) было где-то пять-шесть (или даже больше) примерно одинаковых вопросов. Разберем их в статье.

Иллюстрация: vecstock/freepik
3

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, торопитесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!
2
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: ВС подчеркнул равенство обоих родителей, штрафных баллов для водителей не будет, сегодня День окрошки

Подготовили обзор главных событий дня — 30 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как сдать корректировки по 6-НДФЛ. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, когда сдача корректировки 6-НДФЛ обязательна, как оформить исправленный расчет и сдать.

Как сдать корректировки по 6-НДФЛ. Мини-курс

Для фиксированных взносов ИП-военных пенсионеров важна дата 24.06.2023

В 2023 году был принят закон, который исключает ИП-военных пенсионеров из числа страхователей и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Причиной стало решение Конституционного суда от 2022 года.

Кадровый учет

Пять вопросов об обработке и хранении персональных данных сотрудников

Государство тщательно следит за тем, чтобы компании соблюдали правила обработки и хранения персональных данных сотрудников. Юрист Юлия Девяткова рассказала, о чем важно помнить работодателю, чтобы не получить штраф.

Пять вопросов об обработке и хранении персональных данных сотрудников

Интересные материалы

Судебным приставам очертят рамки полномочий

Депутаты поддержали в первом чтении законопроект о предоставлении сотрудникам органов принудительного исполнения (приставы ФССП) права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.