Мотивация персонала. Программы благодарности сотрудникам

Любой человек по своей природе амбициозен, поэтому публичная похвала является для него стимулом к дальнейшей деятельности. Стремление получать похвалу становится привычкой, поэтому ситуация, когда работник по каким-либо причинам перестал получать похвалу, заставляет его усомниться в качестве своей работы.
Мотивация персонала. Программы благодарности сотрудникам
Программы благодарности сотрудникам

Вместе с этим в условиях многозадачности руководители и менеджеры различного уровня просто физически не имеют возможности запоминать заслуги каждого сотрудника, что приводит к появлению эффекта «забывчивости». В этом случае амбициозные сотрудники, обладающие стремлением к росту, способны потерять мотивацию. С данным фактом на сегодня не приходится спорить.

Конечно, существуют предложения рассматривать отсутствие демотивации в качестве полноценного мотиватора, но такой подход нельзя назвать оптимальным.

Благодарность персоналу за труд должна быть, и по возможности ее необходимо трансформировать в полноценную систему.

Варианты благодарности сотрудникам

Любая благодарность способна иметь материальное или нематериальное выражение.

Материальные формы характеризуются следующими моделями:

  • разнообразные надбавки, выплата которых ведется постоянно или носит разовый характер;

  • индивидуальное премирование за продемонстрированные сотрудником личные достижения;

  • иные виды выплат, призванные выступить инструментом стимулирования роста производительности труда;

  • ценные подарки, имеющие не только вещественную, но и нематериальную форму, например подписки на какие-либо сервисы;

  • призы для победителей внутрикорпоративных конкурсов, например «Лучший работник», «Лучший менеджер» и так далее.

Возможно предоставление поощрений и за действия, не связанные напрямую с работой, например доплаты некурящим, участие в спортивных мероприятиях от компании, вовлеченность в творческую жизнь и так далее.

Такая деятельность сочетает в себе демонстрацию заботы о трудовом коллективе с одновременным формированием корпоративной культуры.

Нематериальная благодарность также выражается в различных формах:

  • награждение грамотами и вручение благодарственных писем;

  • награждения при сотрудниках за достижения в корпоративных конкурсах;

  • вручение знаков отличия;

  • занесение благодарностей в трудовую книжку;

  • размещение фотографий на доске почета;

  • предоставление возможностей внерабочей активности, включая занятия спортом, корпоративные вечера, отдых на природе и так далее;

  • организация бесплатного обучения для сотрудников, направление на повышение квалификации, тренинги и другие формы освоения новых знаний;

  • благодарность руководителя, озвученная устно или сделанная в письменной форме в качестве признака внимания к человеку.

Одной из форм благодарности необходимо признать создание на рабочем месте комфортабельных условий труда. Данный аспект не является благодарностью в прямом смысле слова, но это базовый аргумент, без которого нецелесообразно продолжать разговаривать о существовании у персонала какой-либо мотивации. Это может быть предоставление полного социального пакета, страхование ДМС, предоставление бесплатного питания, обеспечение работников вредных и опасных производств средствами СИЗ и так далее.

Возможности программ благодарности и мотивации

  • Рост производительности труда как в разрезе всей компании или подразделения, так и отдельного сотрудника;

  • сокращение текучести кадров за счет осознания сотрудником его ценности для компании и создания комфортных условий труда;

  • усиление корпоративной культуры и корпоративных ценностей, при которых персонал становится единым целым;

  • приток квалифицированных кадров в компанию за счет применения принципов «сарафанного радио».

Основные правила благодарности для персонала

Во-первых, благодарность должна носить исключительно личный характер, сопровождаться такими словами как «спасибо» или «благодарю».

Во-вторых, для благодарностей, носящих не ситуативный характер, необходимо непременно упомянуть, за что сотрудник удостоился благодарности, например перевыполнение плана, соблюдение трудовой дисциплины, демонстрацию лучших результатов продаж и так далее.

В-третьих, в процессе общения с подчиненным упор необходимо делать на тех положительных последствиях, которые достигнуты в результате действий подчиненного. При этом необходимо чтобы благодарность соответствовала контексту, в противном случае действия руководства не только не окажут должного эффекта, но в отдельных случаях даже способны принести вред.

При условии наличия значимых достижений существует потребность выделить человека, для этого просто слов благодарности будет недостаточно, необходимы бонусы и другие меры воздействия стимулирующего характера. Грамота, запись в трудовой книжке или денежная премия станут серьезным средством повышения уровня мотивации работника.

Формирование программы благодарности

В процессе построения таких программ необходимо ориентироваться не только на конкретного человека, но и коллектив в целом. Получение благодарности должно рассматриваться другими работниками не как выделение из общей массы определенных любимчиков, а в качестве открытой системы, где каждый человек может оказаться в центре внимания и получить свою порцию благодарности.

Под программой благодарности принято понимать совокупность общедоступных правил, предусматривающих получение тех или иных благодарностей и поощрений. Такие правила должны отличаться открытостью, прозрачностью и общедоступностью.

Создаваемые программы благодарности должны не выделяться из системы корпоративных ценностей, отражать миссию компании и соответствовать базовым принципам корпоративной культуры.

При создании программ благодарности применяют описанный ниже алгоритм действий:

Любая программа вне зависимости от того, на каких принципах реализации она базируется, предварительно анализируется и получает обоснование. На этом этапе требуется формирование совокупности целей, которые требуется достигнуть за счет мотивации персонала. Возможно формирование как основных, так и дополнительных целей. Задачи должны переплетаться с интересами трудового коллектива, причем не только руководителей и менеджеров среднего уровня, но и рядовых работников.

Далее наступает период анализа опыта, как накопленного внутри организации, так и существующего у представителей внешней среды. В этом случае отбираются наиболее успешные практики, продемонстрировавшие свою жизнеспособность в реальных условиях. Ничто не запрещает использовать опыт конкурентов, показавший положительный результат, но необходимо понимать, что одни и те же решения в разных организациях способны принести противоположный результат.

После того как сформирован круг целей и основных критериев, необходима детализация запуска, определение ответственных лиц и распределение ее между ними. На этом этапе необходимо подготовить регламентную документацию, распоряжения, должностные инструкции. Формируется бюджет, определяются направления и объемы использования финансовых средств, вырабатываются принципы, на основе которых подчиненным выносятся благодарности. Данный этап предусматривает выполнение значительного объема подготовительных работ, некоторые из которых способны принести достаточно много проблем. Необходимо подобрать эффективные пути разрешения подобных сложностей.

Крупным компаниям, обладающим большим штатом сотрудников, нецелесообразно сразу переходить на новые принципы вынесения благодарностей. Стоит новинку опробовать на отдельном структурном подразделении или группе сотрудников, выступающих тестовой командой. После внедрения программы и получения первого практического опыта использования необходим анализ эффективности, по результатам которого принимается решение о внесении корректировок в программу, ее замене новым продуктом или внедрении в использование уже в рамках всей организации. При этом с высокой долей вероятности в программу придется вносить коррективы для каждого подразделения или группы подразделений с учетом их структурных и функциональных различий.

В процессе начального анализа необходимо опираться на уровень мотивации, существующий в трудовом коллективе. В данном случае формируется своего рода аналог пирамиды Маслоу, когда каждый сотрудник обладает индивидуальным приоритетом в ценностях. Если в компании не удовлетворяются даже базовые потребности трудового коллектива, нет никакого смысла проводить стимулирование по другим направлениям. Например, для предприятий с максимально низкой заработной платой бесполезно предлагать персоналу бесплатные абонементы в тренажерный зал. В этом случае у работника, скорее всего, будет вторая работа, а не желание заниматься спортом. Отношение к своему основному месту работы при этом будет соответствующим.

Должна обеспечиваться гармоничность предлагаемых поощрений и существующих базовых возможностей. Только в этом случае можно говорить о необходимой эффективности.

Выводы

Использование программ благодарности — проверенный временем инструмент мотивации, доказавший свою эффективность. При этом используют их в основном крупные компании, обладающие выстроенными системами корпоративной культуры и соответствующими финансовыми средствами.

Для представителей малого бизнеса использование корпоративной атрибутики 3 излишне дорогостоящее явление, поэтому здесь куда большее значение играют импровизация и создание семейных поздравлений, например с днем рождения, профессиональными праздниками (день строителя, день медработника и так далее).

В условиях, когда на руководителя накладывается огромное количество задач, чтобы не упустить какие-то моменты, целесообразно использование специального программного обеспечения. Сегодня на рынке представлены специализированные BPM-системы, существенно упрощающие работу с датами, календарями, задачами и так далее.

В небольших компаниях уделение внимания различным мелочам позволяет получить необходимый эффект и прирост лояльности персонала. А именно это является одним из залогов успеха и роста эффективности.

Комментарии

1

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Лучшие спикеры, новый каждый день

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Интересные материалы

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру