Статистика Яндекса помогла оспорить упущенную выгоду

Между организацией и индивидуальным предпринимателем был заключен договор франшизы, в рамках которого ИП получил право использования товарного знака в целях открытия бутиков для реализации косметической продукции.

Стороны взаимовыгодно сотрудничали многие годы, однако в какой-то момент ИП посчитал, что условия сотрудничества для него были не выгодны, он получил убытки в форме упущенной выгоды в результате действий правообладателя. Франчайзи обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании убытков.

Позиции истца заключалась в том, что причина его убытков в том, что информация о бутиках сети магазинов в поисковых системах Яндекс и Гугл содержит ссылки на официальный сайт правообладателя, функции которого не предоставляют возможности покупателям покупать товар непосредственно в бутике франчайзи. Иными словами, истец полагал, что правообладатель, реализуя самостоятельно товар через свой официальный сайт, лишал франчайзи возможности реализовывать товар через свой бутик. Официальный сайт правообладателя  не предусматривал возможности заказать товар онлайн непосредственно в бутике ИП. Истец, указывал на то, что сервис Яндекс.Карты содержит информацию о месте нахождения бутика ИП, однако в качестве официального сайта бутика указан сайт правообладателя.

При подготовке правовой позиции по заявленным требованиям были изучены Условия использования сервисов Яндекс.Карты и Яндекс.Справочник. Кроме того, были проанализированы статистические данные сервиса Яндекс.Справочник в отношении бутиков предпринимателя. Суд по собственной инициативе привлек к участию в деле в качестве третьего ООО "ЯНДЕКС", позиция которого сыграла положительную роль в оспаривании исковых требований.

Возражения на иск содержали следующие аргументы:

  • В соответствии с условиями договора коммерческой концессии объем предоставленных франчайзи прав позволял осуществлять реализацию продукции исключительно в бутиках (ретейл). Договор запрещал франчайзи использовать иные каналы, территорию и способы реализации продукции.

  • Франчайзи мог запустить собственный сайт, посвященный бутикам только при условии получения согласия правообладателя. За таким согласованием франчайзи не обращался к правообладателю. 

  • Договор с франчайзи не был эксклюзивным, правообладатель имел право самостоятельно реализовывать продукцию.

Положения договора соответствовали п.1 ст.1033 ГК РФ, согласно которого договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории.

В соответствии с п.3.1 Условий использования сервиса Яндекс.Карты и п.1.1 Условий использования сервиса «Яндекс.Справочник» «Организация — объект (включая компании, учреждения, их филиалы, места оказания услуг и/или продажи товаров, иные объекты, отображенные в сервисе Яндекс.Карты), информация о котором размещена в специальной карточке сервиса Яндекс.Справочник, а также отмеченный в сервисе Яндекс.Карты согласно его фактическому местонахождению». Из представленных истцом скриншотов в разделе «Мои организации» следует, что там приведены сведения о местах реализации продукции. Какого либо-либо упоминания о самом предпринимателе там не содержится. Приведенное в Условиях понятие «Организация» относится не к ИП, а месту реализации продукции.

Согласно «Правилам предоставления информации» в сервис Яндекс.Справочник сведения об организации содержат указание на сайт. В соответствии с указанными Правилами:

  1. К публикации допускаются ссылки на главные страницы официальных сайтов организации и на публичные страницы в социальных сетях.

  2. Публикация внутренних ссылок не допускается. Исключение: ссылки на страницы филиалов сетевых организаций, если навигация с главной страницы сайта занимает много времени и модерация сочтет содержание внутренних ссылок полезным для пользователей.

  3. Если сайт организации расположен не на собственном домене, а на платформе какого-либо агрегатора (например, tiu.ru, umi.ru), то адрес сайта не будет отображаться на странице организации на Яндекс.Картах. Остальные данные (адрес, телефон, время работы, виды деятельности) отображаться будут.

С учетом приведенных требований «Правил предоставления информации», сведения о сайте организации (в данном случае организации с местами реализации продукции  указанных в Яндекс-картах) должны содержать ссылки на главную страницу официального сайта правообладателя.

В соответствии с пп. 5) п. 2 ст.1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Официальные сайты организаций являются информационным ресурсом для ознакомления с деятельностью хозяйствующих субъектов, их товарах, работах и услугах. Сайт  зарегистрирован на имя правообладателя товарного знака  и является единственным официальным сайтом марки в России.

Утверждение истца о реализации товара через интернет магазин  посетителям сайта, адресация которых была через страницы Яндекс.Карт с адресами бутиков, необоснованны и ничем не подтверждены. Истцом не доказаны факты перехода на сайт и приобретения таким посетителями товаров на данном сайте в заявленный им период времени. Истцом не приведены доказательства того, что адресация Яндекса.Карт на сайт правообладателя как-то влияла на выбор способа приобретения товара потребителем (интернет или ретейл). Истцом не доказаны действительные мотивы потребителя для перехода на сайт правообладателя (уточнение цены товара, состава продукта, новинок, рекламных акций и т.д или покупка).

Сервис Яндекс-Карты предлагает Пользователю возможность бесплатного доступа к актуальной картографической и иной справочной информации (п.1.6 Условий). В этом его отличие от сервиса поиска Яндекса, который предлагает пользователю сети Интернет (далее — Пользователь) — использовать поисковую машину Яндекса для поиска интересующей его информации, размещенной в сети Интернет.  

Различное назначение этих сервисов наглядно можно видеть по представленным истцом скриншотам. За семь дней карточки по всем Бутиками в Яндекс.Карты посмотрели 19147 раз, кликнули по кнопке «позвонить» 405 раз, кликнули по кнопке "построить маршрут" 523 раза, кликнули по кнопке «перейти на сайт» 1 раз. Такой переход осуществил по кнопке «перейти на сайт» сам истец согласно скриншота. Изменение статистики «перейти на сайт» по сравнению с предыдущим периодом составило 0%. Данные статистики показали, что в действительности пользователи сервиса Яндекс.Карты не переходили на сайт правообладателя.

Статистика наглядно показывала, что обращаясь к сервису Яндекс.Карты пользователи, прежде всего, заинтересованы в получении адреса интересующего объекта, построении маршрута к нему, уточнении какой-то информации по телефону. Для поиска информации и перехода на сайт используется сервис Яндекс поиск.

Суд пришел к выводу, что истцом не доказаны условия для взыскания упущенной выгоды. Дело Арбитражного суда г.Москвы № А40-224470/2020.

Адвокат Титов Александр Сергеевич, г.Москва

Начать дискуссию

ВЭД

Платежи из России в Китай вынуждены идти через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Raiffeisen Bank начнет сокращать свой бизнес в России

53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Не будут продлевать срок подачи заявок на получение экологического разрешения

Минприроды рассмотрело вопрос о переносе срока подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Нотариат

Росфинмониторинг начал внимательно следить за доверенностями на банковские счета

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Кадры

Депутат хочет отправить тунеядцев в трудовые лагеря

На собрании законодательной думы Томской области депутат предложила организовать трудовые лагеря для тех, кто не хочет работать.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Росаккредитация нашла 260 товарных сертификатов с нарушениями

Продукция с неподтвержденными разрешительными документами не успевает попасть в продажу, сертификаты блокируют в течение суток.

Ипотека

Для госрегистрации ипотеки кредитный договор нужен не всегда

Росреестр разъяснил, в каком случае кредитный договор, из которого возникло обязательство, для государственной регистрации в Росреестре ипотеки можно не предоставлять.

Социальный вычет

Вычет по НДФЛ на 110 000 рублей положен за обучение каждого ребенка

С 2024 года социальный вычет на обучение детей составляет до 110 тыс. рублей. Это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей.

Пенсии

С 1 июля на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений можно будет на Госуслугах.

Трудовое право

Во время отпуска сотрудника за него может работать коллега по совместительству

Если 2 человека работают по сменам и один из них уходит в отпуск, то второй может заменить отпускника, но только на полставки.

🎈С Первомаем! 3 важных изменения для предпринимателей

Приготовил традиционный дайджест о том, что ждет бизнес с 1-го мая.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Центробанк: число субъектов нелегальной финансовой деятельности выросло на 54%

Из-за жестких ограничений ЦБ заемщики с высокой долговой нагрузкой ищут альтернативные способы заработать, в том числе они идут на риск и инвестируют в финансовые пирамиды.

Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в апреле 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений апреля по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в апреле 2024 года
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: флаг на автомобильных номерах сделают обязательным, в Сочи вырастет курортный сбор, а хлеб лучше хранить в холодильнике

Подготовили обзор главных событий дня — 2 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

УСН

Доход от сдачи в аренду предпринимательской недвижимости облагается предпринимательским налогом

Если ИП на УСН сдает в аренду свою недвижимость, он должен платить с этого дохода налог по УСН, а не НДФЛ.

В России нет повышенного налога на имущество, если в собственности сразу несколько объектов

ФНС рассмотрела вопрос о применении повышенного коэффициента при исчислении налога на имущество физических лиц при наличии в собственности у налогоплательщика нескольких объектов недвижимого имущества.

Бесплатно с ФСБУ НМА

Какие активы в 2024 году относятся к НМА: критерии и примеры. Мини-курс

С 2024 года все организации, кроме бюджетных, должны учитывать НМА по ФСБУ 14/2022. В связи с принятием нового стандарта также внесли изменения в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Какие активы в  2024 году относятся к НМА: критерии и примеры. Мини-курс
Маркетинг

Средняя стоимость кулича выросла на 10%

Кулич к Пасхе будет стоить около 244 рублей. Аналитики ждут, что продажи этого угощения вырастут на 197%.

Интересные материалы

Порядок приема в вузы на целевое обучение сделали прозрачным.🎓«Ночной бухгалтер» № 1675

Школьникам станет проще поступить на целевое обучение и гарантировать себе трудоустройство в будущем. Что делать с вкладышем в трудовую, вшивать или нет? Опять пора сдавать ЕНП-уведомление. Истекает срок подачи 3-НДФЛ, но сервис на сайте налоговой снова бастует. Поедание шашлыка — прямой путь к депрессии, а вы знали?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру