Что директору нужно знать о первичке, чтобы не допустить штрафов от ФНС

В двух словах задача проста: нужно организовать документооборот так, чтобы документы вовремя и в полном составе сдавались в бухгалтерию. Тогда у руководителя будет всегда актуальная информация: сколько налогов платить, сколько получить дивидендов и кто слишком затянул с оплатой по счетам. Правда эта идиллия быстро разрушается при столкновении с реальностью.
Что директору нужно знать о первичке, чтобы не допустить штрафов от ФНС

Разберемся в первичке и последствиях ошибок в ней

Директору важно понимать — зачем вообще нужна первичка и что произойдет, если какого-то документа не окажется в нужное время на столе у главбуха. Без этого любые старания сотрудников бухгалтерии хоть что-то организовать обречены на провал.

Понимание принципов составления первички, соблюдение правил документооборота, правильная (согласно ФСБУ 27/2021) организация этого оборота необходимы прежде всего для нормальной жизнедеятельности абсолютно любой организации. Не важно — это крупный холдинг или небольшой магазинчик у дома.

Нарушение правил ведения учета — это в т. ч. и отсутствие первички, равно как и систематически неверное или несвоевременное отражение фактов хозжизни () карается штрафом, а отвечает за нарушения — руководитель.

Главбух (или иное лицо) несет ответственность только если его вина документально подтверждена. Например, не была соблюдена должностная инструкция или намеренно уничтожены документы.

Налоговики могут оштрафовать, в частности:

  • на 10 тыс. руб. если нарушение совершено в одном налоговом периоде и не привело к занижению базы (налоговой или для начисления страховых взносов);
  • на 30 тыс. руб., если занижения базы не произошло, но нарушение совершено в двух и более периодах;
  • 20% от неуплаченного налога (взносов), но никак не менее 40 тыс. руб. — если занижение все-таки произошло.

Согласно , грубое нарушение требований к бухучету при первичном нарушении «стоит» 5 — 10 тыс. руб., при повторном штраф возрастает до 10-20 тыс. руб. Не исключена и дисквалификация сроком на год-два. Дисквалификация не позволит руководителю занимать аналогичную должность, а еще он не сможет быть учредителем ООО или госслужащим.

Заинтересовались? Тогда продолжаем.

Как должны оформляться первичные документы

На каждую операцию (факт хозяйственной жизни) компании нужно оформлять свой первичный документ (ст. 9 закона о бухучете). Иногда можно составить один документ на несколько фактов (подп. «а» п. 9 ФCБУ 27 /2021). Так поступают, например, при грузоперевозках, где один и тот же путевой лист служит и для оформления перевозки, и для расчета зарплаты, и для определения объемов расхода топлива.

Под первичкой подразумевают не только накладные, счета, акты, счет-фактуры и прочие аналогичные документы. В это понятие входят контракты, приказы по персоналу, авансовые отчеты, чеки и т. п.

Большинство форм первичных документов организации вправе разрабатывать самостоятельно. Также можно взять за основу старые привычные формы и убрать из них лишние реквизиты (если, конечно, они не относятся к обязательным). А можно ничего не убирать и использовать формы «как есть».

Почему это важно? Формы, которые использует организация, должны быть утверждены и приложены к учетной политике. Это во-первых, дисциплинирует сотрудников — иначе каждый будет составлять документы так, как ему удобно. Во-вторых, документы предусматривают важные для ведения учета (а значит в конечном итоге и для формирования налоговой базы) сведения, если есть утвержденная форма — их из документа не выкинуть.

Вот пример: в организации есть утвержденная форма приказа на командировку, где в обязательном порядке указываются ее срок, размер суточных, сумма аванса на прочие расходы (например, на закупку материалов). Директор визирует приказ своей подписью, с ним знакомят работников, главный бухгалтер выплачивает аванс.

Представим, что нужных сведений в приказе нет. Бухгалтеру придется уточнять сумму выплат и другие детали у директора каждый раз, когда кто-то из сотрудников будет направлен в командировку. Это увеличивает риск ошибок и будет забирать лишнее время у руководителя.

Есть документы, формы которых регламентированы строго, например, счет-фактура. Это один из тех документов, неправильное или несвоевременное оформление которых может повлечь крупные неприятности, в том числе и в денежном эквиваленте.

Без правильной счет-фактуры от поставщика, организации, уплачивающей НДС, не получить вычет по налогу. А документ с ошибками, переданный покупателю, влечет неприятности уже для него (это урон репутации и возможные иски).

Другие документы еще и защищают компанию юридически. К примеру, без договора и подписанных накладных можно остаться без оплаты от покупателя — а чем доказать, что отгрузка товаров ему вообще состоялась? При этом директор нередко относится к отдельным сделкам формально: потом подпишут, давно работаем, я их знаю... Результат — повисшая дебиторка и полная беспомощность перед законом, ведь предъявить в суде просто нечего.

Первичный документ составляется сразу по совершению фиксируемого факта. Нет такой возможности — сразу по окончанию (ст. 9 закона о бухучете), или с определенной периодичностью (каждый день, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально). Последним способом оформляют, в частности (подп. «б» п. 9 ФСБУ 27/2021):

  • начисление амортизации, процентов, вообще, факты, имеющие длящийся характер;
  • партионные, регулярные поставки, т. е. факты, которые повторяются.

Необходимо следить за тем, чтобы в первичке содержались обязательные реквизиты (ст. 9 закона о бухучете), в частности:

  • наименование;
  • дата составления (т. е. дата подписания, подп. «а», дата совершения факта, если они различны, подп. «б» п. 8 ФСБУ 27/2021);
  • наименование организации, составившей документ;
  • содержание факта деятельности (одного или нескольких);
  • реквизиты документа, на основании которого составляется первичка (оправдательного документа (подп. «в» п. 8 ФСБУ 27/2021);
  • иные необходимые реквизиты (п. 12 ФСБУ 27/2021).

Руководитель должен сформировать перечень лиц, которые вправе подписывать первичку (п. 16 ФСБУ 27/2021). Лица, которые составляют и подписывают первичку, обязаны:

  • своевременно оформлять эти документы;
  • передавать их в установленные сроки;
  • обеспечивать достоверность данных, содержащихся в них (п. 30 ФСБУ 27/2021).

Если документы составлена на иностранном языке, они должны содержать перевод-подстрочник.

Первичка может составляться как в классической, бумажной форме, так и в электронном виде (п. 5 ст. 9 закона о бухучете). Следует обеспечить сохранность бумажных носителей в течение установленных сроков хранения (п. 13 ФСБУ 27/2021), электронные документы также должны сохраняться — на них распространяются те же сроки, что и на бумажные.

Ведение архива это не просто сортировка и подшивка документов в папки. «Делис Архив» обеспечивает профессиональную обработку документов, согласно закона об архивном деле. Вся первичка останется в целости, а затраты на процессы, персонал и аренду площадей — снизятся.

Узнать больше о внеофисном хранении и посчитать стоимость услуги

Сроки хранения первички

Первичные учетные документы

Кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, платежные поручения и др.

Первичные учетные документы и связанные с ними оправдательные документы (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки денежных чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка)

В течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года

ч. 1 ст. 29 Закона о бухучете

5 лет при условии проведения проверки (при возникновении споров, разногласий сохраняются до принятия решения по делу)

ст. 277 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236

(далее - Перечень)

Журналы, базы данных учета кассовых документов (счетов, платежных поручений)

5 лет

ст. 292 Перечня  

Путевые листы

Путевые листы

5 лет (при отсутствии других документов, подтверждающих вредные и опасные условия труда, -- 50 (законченные делопроизводством после 1 января 2003 г.) / 75 лет (законченные делопроизводством до 1 января 2003 г.)

ст. 553 Перечня  

Журналы, базы данных учета путевых листов

5 лет

ст. 554 Перечня  

Документы о получении заработной платы, документы о выплате пособий

Документы (сводные расчетные (расчетно-платежные) платежные ведомости и документы к ним, расчетные листы на выдачу заработной платы, пособий, гонораров, материальной помощи и других выплат) о получении заработной платы и других выплат

6 лет (при отсутствии лицевых счетов - 50/75 лет, см. выше)

ст. 295 Перечня

Документы (копии отчетов, заявления, списки работников, справки, выписки из протоколов, заключения, переписка) о выплате пособий, оплате листков нетрудоспособности, материальной помощи

5 лет

ст. 298 Перечня  

Инвентаризационные описи

Документы (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи, списки, акты, ведомости) об инвентаризации активов, обязательств

5 лет при условии проведения проверки

ст. 321 Перечня

Инвентаризационные описи ликвидационных комиссий

Постоянно

ст. 322 Перечня  

Документы по основным средствам

Документы (протоколы, акты, справки, расчеты, ведомости, заключения) о переоценке, определении амортизации, списании основных средств и нематериальных активов

5 лет после выбытия основных средств и нематериальных активов (акты списания федерального недвижимого имущества - постоянно)

ст. 323 Перечня  

Договоры и контракты

Договоры гражданско-правового характера о выполнении работ, оказании услуг физическими лицами, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг

50/75 лет  (см. выше)

ст. 301 Перечня  

Документы (расчеты, заключения, справки, переписка) к договорам, соглашениям, контрактам

5 лет

ст. 12 Перечня  

Учредительные договоры общества, хозяйственного товарищества

Постоянно

ст. 29 Перечня  

Государственные, муниципальные контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

5 лет, далее по заключению экспертно-проверочной комиссии могут быть отобраны на постоянное хранение

ст. 224 Перечня  

Договоры, соглашения, контракты, не указанные в отдельных статьях Перечня, документы (акты, протоколы разногласий) к ним

ст. 11 Перечня

Что-то не то выкинули...

Отсутствие первички — такое же грубое нарушение правил бухучета, как и систематически несвоевременное и (или) неправильное отражение фактов хозяйственной жизни (). «Цена» несохраненной первички такова:

  • 10 000 руб. — если нарушение совершено в одном налоговом периоде и не привело к занижению налоговой базы (базы для начисления страховых взносов);
  • 30 000 руб. — если нарушение совершено в двух и более налоговых периодах и не привело к занижению налоговой базы (базы для начисления страховых взносов);
  • 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 руб. — если нарушение повлекло занижение налоговой базы (базы для начисления страховых взносов).

Плюс еще административная ответственность за грубое нарушение требований к бухучету () в виде штрафов:

  • 5 тыс. — 10 тыс. руб.;
  • 10 тыс. — 20 тыс. руб. или дисквалификация до 2-х лет — при повторном выявлении.

Отвечать будет тот, кто ответственен за ведение бухучета (директор, главбух). Избежать ответственности можно, только доказав, что виновато третье лицо, которое:

  • составило первичку, не соответствующую фактам хозяйственной жизни;
  • не передало (опоздало с передачей) первички.

Все можно исправить! Но как?

Первичку исправлять можно, если только это не запрещено (как, например, обстоит дело с кассовой документацией). Порядок внесения изменений зависит от формы документа (п. 19 — 21 ФСБУ 27/2021):

  • электронный документ исправляется составлением нового документа;
  • бумажный исправляется путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и исполнением корректной записи с надписью «Исправлено».

Новый (исправленный) электронный документ должен содержать:

  • указание на то, что он составлен взамен первоначального электронного документа;
  • дату исправления;
  • электронные подписи лиц, его составивших, с указанием всех реквизитов, необходимых для их идентификации.

Причем, систему надо настроить так, чтобы исправленный документ нельзя было использовать отдельно от первоначального.

Важно: ошибочный текст или сумма должны остаться читаемыми, замазывание, стирание запрещено.

Исправления должны содержать дату исправления, должности лиц, составивших первичку и их подписи с расшифровкой.

Что делать, если под исправлением невозможно поставить подпись работника, составившего документ?

Например, сотрудник уволился, заболел, в командировке и т. п.

Поскольку нормативно этот вопрос не урегулирован, то Минфин позволяет способ внесения исправлений определить самостоятельно (письмо от 22 января 2016 № 07-01-09/2235).

Руководить по согласованию с главбухом утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первички (п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности..., утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 № 34н), вот как раз в него и можно внести лиц, уполномоченных на подписание исправлений за отсутствующего сотрудника.

Если первичка запаздывает

Предположим, факт хозяйственной жизни уже имел место, а первичка еще не составлена (или опаздывает). Если такая ситуация имеет место до дня составления отчетности за указанный период, то данные первички, подтверждающие факт поступления матценностей, выполнения работ, оказание услуг, отражаются в бухучете в обычном порядке (п. 2 Рекомендации Р-62/2015-КпР «Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам»).

Если отчетность уже составлена, а первичка так и не получена, то факт отражается на основании внутреннего документа (бухгалтерской справки, справки-расчета, акта о приеме матценностей и т. п.), который составляется самостоятельно. На нем достаточно проставить подписи уполномоченных лиц (п. 3 Рекомендации). В исключительных случаях Минфин не против отражения факта на основании скана первичного учетного документа (письма финансового ведомства от 13 мая 2020 № 03-03-07/38785, от 27 апреля 2020 № 03-03-06/3/34068).

Если вдруг выяснится (по получении первички), что данные не совпадают с уже внесенными, придется сделать корректировки в бухучете.

Внеофисное хранение позволяет иметь доступ к нужным документам — как оригиналам, так и их скан-копиям, при этом не занимая ни физическое пространство офиса, ни виртуальное — на жестких дисках.

Такое тип хранения позволяет сократить затраты на обслуживание, снизить непрофильную нагрузку на персонал и сохранить полную конфиденциальность.

Что директору надо знать о графике документооборота

ФСБУ 27/2021 требует от руководителя организовать документооборот так, чтобы он обеспечивал (п. п. 28, 29):

  • своевременное отражение в бухучете объектов учета, в т. ч. передачу первички для регистрации данных в регистрах бухучета и составления отчетности;
  • отсутствие свободного доступа ненадлежащих лиц к учетным документам.

ФСБУ 27/2021 не требует составления графика документооборота, но на практике его лучше составить. Также директору нужно указать лиц, ответственных за:

  • составление документов,
  • проверку документов и сроки передачи в ответственное подразделение (например, в бухгалтерию);
  • передачу документов в архив и соблюдение сроков хранения;
  • обработкау документов (внесению в систему учета, визирование, расчет по документы и т.д.);

а также за соблюдение сроков по каждому из пунктов.

График документооборота прилагается к учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008), его пример приведен ниже:

График должен четко определять сроки, в которые документы должны передаваться вышестоящему руководству или в бухгалтерию напрямую.

Например, работник был направлен в командировку, по приезде он должен отчитаться за полученные ранее подотчетные деньги — в течение трех рабочих дней он передает отчет своему руководителю тот утверждает его и передает в бухгалтерию в течение 2-х рабочих дней. Или полученные накладные от поставщика должны быть внесены в программу складского учета в течение одного рабочего дня и так далее.

Одна из задач графика — это дисциплинировать сотрудников. Нарушение графика может послужить причиной дисциплинарного взыскания — выговора или, в более серьезном случае (например, если нарушения систематические), может стать поводом для увольнения (п. 5 ч. 1 ). С графиком ответственных лиц, исполнителей нужно обязательно ознакомить под подпись.

Современный архив бухгалтерии

Безопасный документооборот, хранение, архивная обработка, уничтожение документов

Оставьте заявку, чтобы получить консультацию

Впишите свои контактные данные в форме ниже, мы с вами свяжемся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

Лучшие спикеры, новый каждый день

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Интересные материалы

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор вам поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
3