Как списать в бухгалтерском учете инвентарь и инструменты: проводки

Примерная схема документооборота при списании недорогих активов длительного пользования.
Как списать в бухгалтерском учете инвентарь и инструменты: проводки

На прошлой неделе был рассмотрен порядок отражения недорогих активов длительного пользования (мебели, хозяйственного и производственного инвентаря, инструментов и т. д) в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Однако в разделе «Консультации» с завидной (или пугающей) регулярностью вновь и вновь приходят вопросы, посвященные именно списаниютаких активов.

Ну, что сказать?

– Леш, ты бы хоть книжку какую прочитал.

– А зачем, Иван Антонович?

– Да и правда. Тебе, наверное, ни к чему.

(из к/фильма «О бедном гусаре замолвите слово»).

И повторю в очередной (не знаю, какой раз). При отпуске в эксплуатацию такого малоценного не одноразового актива списывается только его стоимость!!!

Сам этот актив будет продолжать использоваться еще не один месяц, а то еще и не один год!

А списан он будет тогда и только тогда, когда придет в негодность, и его использование уже не будет приносить пользу организации.

Поэтому, считаю, бухгалтерия должна озаботиться контролем за сохранностью и движением такого имущества. И, если вспомнить те старые добрые времена, когда деревья были большими, трава зеленее, а колбаса (но вот с этим не могу полностью согласиться) делалась из настоящего мяса, то схема документооборота была примерно следующей.

Поступающее имущество, до передачи его непосредственно работникам, которые и будут его использовать (применять), должен где-то храниться.

В организации с хорошо налаженной системой «внутреннего обеспечения» обычно назначается сотрудник (ранее он именовался завхозом, ну а сейчас в ходу более креативные должности – типа, офис-менеджер и т. д.), который отвечает за весь этот инвентарь – за сохранность, своевременную замену, ремонт, списание и пр.

Выдача его конкретному сотруднику должна быть оформлена соответствующим первичным документом.

За образец, считаю, можно взять Карточку учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, форма которой (№ МБ-2) была утверждена постановлением Госкомстата от 30.10.97 № 71а.

Получивший инструмент (инвентарь) сотрудник подтверждает это свой подписью, после чего становится ответственным за его эксплуатацию и сохранность.

Когда сведения о первой выдаче инвентаря в эксплуатацию поступят в бухгалтерию, то последняя и спишет их стоимость на затраты (расходы). Вот это и должно быть отражено записями:

  • Дебет счета 23 (25, 26, 44) Кредит счета 10.09 (или 21).

Выданный сотруднику в пользование инвентарь (инструмент), в зависимости от его ценности (стоимости) и других свойств, может быть как подлежащим обязательному возврату после минования в нем надобности, так и безвозвратным.

Например, настольный канцелярский набор (органайзер) стоимостью 300-600 руб., выдается офисному сотруднику при начале его работы, а затем, допустим, раз в год (или чаще, или реже). И входящие в его состав степлеры, ножницы, линейки и пр. имеют тенденцию теряться, ломаться, заигрываться коллегами и т. д.

И только очень экономный начальник (или завхоз) потребует от увольняющегося сотрудника сдать назад на склад полученные им год назад под роспись подставку под канцтовары темно-синего цвета (1 шт.), ножницы (1 шт.), линейку пластмассовую длиной 25 см. (1 шт.) и т. д.

Хотя такие «хомяки» мне в свое время тоже встречались.

А вот если сотрудник при увольнении ничего не сможет ответить на вопрос, куда подевались выданные ему год назад стол, ноутбук и два стула для посетителей, то тут уже можно поговорить и о возмещении им нанесенного организации ущерба. И дело будет даже не в цене, а в принципе – ибо негоже казенное имущество разбазаривать.

После возврата исправного инструмента (инвентаря) завхозу (кладовщику, офис-менеджеру) тот подтверждает это своей подписью в МБ-2.

Последующее движение этого имущества в регистрах бухгалтерского учета уже не отражается.

В случае поломки инвентаря или инструмента сам работник не имеет права его выбросить и потребовать себе новый (исключая уж совсем что-то копеечное, типа той же самой линейки пластмассовой длиной 25 см.), а должен сдать его назад.

Оформление этой сдачи также должно быть оформлено соответствующим первичным документом, за образец которого можно порекомендовать Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов по форме МБ-4.

В правильном и своевременном оформлении такого документа в первую очередь должен быть заинтересован хомяк-завхоз, чтобы потом не объяснять руководству, куда подевались 18 стульев и 4 письменных стола, относительно недавно (полгода-год) приобретенные.

Если ремонт поломанного инвентаря обойдется дешевле, чем приобретение нового, то, может быть, целесообразно таковой произвести.

Затраты на проведение ремонта (что самостоятельно, что силами привлеченных специалистов) относятся на расходы организации.

Мелкий ремонт, произведенный силами местных умельцев, чаще всего какими-то первичными документами не оформляется. На зачистку окислившегося контакта в настольной лампе или там, на закрепление расшатавшейся петли в дверце шкафа уйдет гораздо меньше времени, чем на оформление акта выполненных работ по этому поводу.

Более серьезный ремонт, тем более, что если его проводит официально приглашенный со стороны специалист, должен быть документально оформлен.

Расходы на него бухгалтерия списывает на затраты (расходы) записями:

  • Дебет счета 23 (25, 26, 44) Кредит счета 60.01;

  • Дебет счета 19 Кредит счета 60.01;

  • Дебет счета 68.02 Кредит счета 19.

Если инвентарь ремонту не подлежит, то его удобнее будет его будет утилизировать (выбросить, оставив пригодные к использованию детали), чем занимать им место.

Утилизация инвентаря также должна быть оформлена составлением первичного документа.

За образец такового можно взять Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов по форме МБ-8.

Он составляется комиссией в одном экземпляре. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика (материально-ответственного лица) сдается в бухгалтерию.

Пригодный к использованию инвентарь, нужда в котором миновала, никто не запрещает продать (другой организации, своим сотрудникам и пр.).

При этом хотелось бы обратить внимание, что любая цена, по которой его согласятся купить, должна быть признана рыночной.

Ведь навряд ли где-то можно найти информацию о справедливой стоимости бывшей в употреблении мебели трех-пяти летней давности, электроинструмента (также далеко не нового) и пр.

Стоимость продаваемого инвентаря (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли) равна нулю.

Следовательно, вся сумма, за которую его удалось продать (точнее, за которую кто-то согласился его купить) признается прочими доходами в бухгалтерском учете и доходами от реализации для целей налогообложения.

Продажу инвентаря, считаю, оптимально оформить составление накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15.

Эта накладная также послужит основанием и для списания проданного имущества с подотчета соответствующего материально-ответственного лица.

Продажа инвентаря в учете подлежит отражению записями:

  • Дебет счета 62 Кредит счета 91.01 – отражена продажа инвентаря;

  • Дебет счета 91.02 Кредит счета 68.02 – отражена сумма НДС по проданному инвентарю.

Кстати, на ум пришла схема обеспечения руководства (и приближенных к оному) мебелью и другими нужными вещами.

Организация закупает потребную мебель, холодильники, и пр.

Стоимость его списывается на расходы. При этом сама мебель в организацию даже и не завозится, а сразу везется... ну, куда надо, туда и везется.

Через месяц-полтора-два она продается (уже как бывшая в употреблении) теще директора, брату (или племяннице) главного бухгалтера, или еще какому-то близкому и надежному родственнику.

Правда, при этом надо будет пробить чек, то есть иметь кассу, но это уже другая проблема.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

Лучшие спикеры, новый каждый день

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Интересные материалы

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор вам поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
3