Центробанк отпустит рубль в свободное плавание

Инфляция за последние 12 месяцев составила уже 14,3%. Такие шокирующие данные в четверг, выступая на Международном банковском конгрессе, озвучил председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Поэтому ЦБ, вооружившись всеми возможными инструментами, готов дать отпор этому злу. В том числе - ослабив неусыпный контроль за курсом рубля.

Инфляция за последние 12 месяцев составила уже 14,3%. Такие шокирующие данные в четверг, выступая на Международном банковском конгрессе, озвучил председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Поэтому ЦБ, вооружившись всеми возможными инструментами, готов дать отпор этому злу. В том числе - ослабив неусыпный контроль за курсом рубля.

Одна надежда - на летнюю дефляцию

Свое вчерашнее выступление на банковском конгрессе Сергей Игнатьев полностью посвятил великой и могучей инфляции. Это и понятно. Ведь обновленное правительство недвусмысленно дало понять, что вместо борьбы с ростом цен собирается компенсировать части населения последствия этой неприятности. Правда, ответственность за инфляцию никто не отменял. Спросят обязательно, причем скорее всего с Центробанка. Это и неудивительно, ведь монетарные методы у нас традиционно являются основным и чуть ли не единственным инструментом в борьбе с ростом цен. Так что ЦБ решил действовать.

- С одной стороны, Россия переживает период бурного роста. С другой - резко ускорилась инфляция, - выразил беспокойство Игнатьев. - За последние 12 месяцев (с апреля 2007-го по апрель 2008-го) инфляция составила 14,3%. Это намного больше показателя за предшествующие 12 месяцев (с апреля 2006-го по апрель 2007-го) - 7,6%.

По словам Игнатьева, цены ускорили свой рост по двум основным причинам. Сказался рекордный чистый приток капитала в прошлом году, который, в свою очередь, вызвал бурный рост золотовалютных резервов и денежной массы.

- Инфляция - болезнь, которая вырвалась из-под контроля, - поддержал начальника первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. - Сейчас мы выходим на уровень 14% по году. Но, может быть, дай бог будем иметь и другие цифры.

В критической ситуации нужна любая помощь. В том числе и от высших сил. Хотя Игнатьев именем божественным не злоупотребил - просто намекнул, что летом нас, возможно, ожидает сюрприз. Под ним, правда, он подразумевал дефляцию в летние месяцы, на которую ежегодно уповают наши денежные власти.

На этот раз не без основания, уверен глава Центробанка:

- На рынке продовольствия, и прежде всего зерна, складывается благоприятная ситуация. Начали снижаться, в том числе и в России, цены на пшеницу. По прогнозу Минсельхоза, уже к июлю цены могут снизиться с 8,5 тыс. рублей до 6,5 тыс. рублей за тонну. А это не только хлеб и хлебобулочные изделия, но и корм скоту, птице. Поэтому есть надежда на снижение цен по достаточно широкому ассортименту.

Доллару не повезло

Есть еще несколько факторов, которые питают оптимизм главы ЦБ. В частности, уже сейчас очевидно, что чистый приток капитала в этом году будет существенно меньше, чем в прошлом. "За первые четыре месяца года Банк России зафиксировал не чистый приток, а чистый отток капитала в объеме примерно $5 млрд, - отметил Игнатьев. - В апреле мы снова получили чистый приток, продолжилась эта тенденция и в мае, но в любом случае до прошлогодних показателей далеко".

Также продолжает расти ускоренными темпами импорт товаров (за 4 месяца на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), что оказывает сдерживающее влияние на рост золотовалютных резервов и денежной массы. Вот, пожалуй, основные последствия если не божественного вмешательства, то, по крайней мере, благоприятной экономической ситуации. Что же, в свою очередь, готов предложить Центробанк?

- Мы готовы использовать все доступные нам инструменты для снижения инфляции: процентные ставки ЦБ, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля, - продекларировал Игнатьев.

Слова в этом смысле с делом не расходятся. В мае Банк России активно использовал два из трех упомянутых инструментов. Во-первых, повысил нормативы резервирования по обязательствам перед зарубежными банками. Причем в ЦБ не скрывают, что мера эта прежде всего направлена на обуздание инфляции, а не на снижение кредитных рисков. Во-вторых, с 14 мая Центробанк изменил порядок проведения интервенций на валютном рынке так, чтобы они были дополнительным инструментом для стерилизации избытков денег и придавали валютному курсу дополнительной гибкости.

- В дальнейшем мы намерены постепенно, я бы даже сказал очень постепенно, расширить границы технического коридора для стоимости бивалютной корзины. Тем самым мы будем постепенно приближаться к режиму свободного плавания валютного курса рубля. Это позволит повысить роль процентных ставок Банка России и постепенно приближаться к режиму инфляционного таргетирования, - заявил Игнатьев.

Он не уточнил, насколько может быть расширен коридор, но сообщил, что сделано это может быть уже в этом году. Глава ЦБ не исключил также, что в результате этого нас ожидает укрепление номинального курса рубля. Конечно, 14 рублей, как уверяют некоторые эксперты, доллар стоить не будет, но и 24 рубля мы вряд ли скоро увидим.

- Сейчас у ЦБ два приоритета - инфляция и валютный курс. Но это неправильно. Должно быть что-то первично. Из сказанного Игнатьевым можно сделать вывод, что главная цель определена. Это инфляция, а обменный курс из цели становится средством для ее сдерживания, - прокомментировал инициативы ЦБ главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик.

Начать дискуссию