Валютные операции

О некоторых вопросах работы с денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение

В настоящей статье автор попытался обобщить вопросы, связанные с выполнением требований Инструкции Банка России № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением» кредитными организациями, и предложить свое видение процесса организации работы с денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение, в кассовом подразделении кредитной организации.

В настоящей статье автор попытался обобщить вопросы, связанные с выполнением требований Инструкции Банка России № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением» кредитными организациями, и предложить свое видение процесса организации работы с денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение, в кассовом подразделении кредитной организации.

В начале февраля 2008 года вступила в силу Инструкция Банка России от 04.12.2007 № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением» (далее — Инструкция № 131-И).

Данная Инструкция разработана на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и устанавливает порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением и денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением в учреждениях Банка России и кредитных организациях (головных офисах, филиалах, внутренних структурных подразделениях), осуществляющих банковские операции с денежной наличностью.

В настоящей статье рассматриваются, как правило, вопросы, по которым редакция Инструкции № 131-И либо позволяет неоднозначное их толкование, либо требует (подразумевает) более подробное определение их во внутреннем распорядительном документе кредитной организации.

В данной статье не рассматриваются вопросы моделей дозиметров (на рынке есть модели, удовлетворяющие требованиям Инструкции № 131-И), вопросы, ответы на которые даются напрямую в тексте Инструкции № 131-И, а также вопросы бухгалтерского учета операций с радиоактивными денежными знаками как выходящие за рамки тематики журнала «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке».

После опубликования Инструкции № 131-И у сотрудников кассовых (и не только) подразделений банков, как это часто бывает после выхода новых нормативных документов, вопросов было гораздо больше, чем ответов.

Попытаемся сгруппировать эти вопросы.

1. Когда и как проводить радиационный контроль денежных знаков?

2. Какова непосредственная организация работы, в случае если дозиметр сигнализирует о повышенном радиационном фоне?

3. Каковы порядок и место оборудования помещений для работы с радиоактивными денежными знаками, а также установка сейфов для временного хранения денежных знаков с радиоактивным загрязнением?

4. Как проводить обучение работников кредитной организации методам контроля радиоактивного излучения и использованию средств радиационного контроля?

5. Каковы убытки кредитной организации, связанные с выявлением денежных знаков, имеющих радиоактивное загрязнение?

1. Когда и как проводить радиационный контроль денежных знаков

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции № 131-И «радиационному контролю подлежат денежные знаки при их приеме <…> в кредитные организации, при проведении ревизий и проверок, при приведении денежных знаков с радиоактивным загрязнением в состояние неплатежеспособности (далее — гашение) или измельчении банкнот без возможности восстановления первоначального вида (далее — уничтожение), а также погашенные и(или) уничтоженные денежные знаки с радиоактивным загрязнением, сдаваемые в организации, аккредитованные на измерение ионизирующих излучений и имеющие лицензию на долговременное хранение радиоактивных отходов (далее — специализированные организации)».

1.1. Таким образом, из этого пункта следует, что у кредитной организации возникает необходимость перекрытия всех каналов поступления денежных средств в кассу в режиме реального времени (не допускается принимать без контроля в течение дня денежную наличность, а перед помещением денег в хранилище следует один раз пройтись над пачками с дозиметром).

Следовательно, необходимо оснащать дозиметром каждое кассовое окно.

1.2. Кроме того, в кассу может сдаваться денежная наличность клиентов или контрагентов, упакованная в инкассаторские сумки, мешки (в том числе наличная иностранная валюта, поступающая в рамках банкнотных сделок, и сумки, изъятые из автоматических сейфов), а также кассеты с денежной наличностью, изъятые из банкоматов, конструкция которых позволяет осуществлять прием денежной наличности от клиента для пополнения счетов, приема платежей и т.д.

Учитывая, что пересчет сумок с денежной наличностью клиентов производится, как правило, не в момент их приема (а для случая вечерней кассы временной лаг может составлять несколько часов), по мнению автора, радиационный контроль необходимо проводить в момент приема сумок, мешков путем расположения дозиметра в непосредственной близости от инкассаторского шлюза или в помещении для работы с инкассаторами в порядке, предусмотренном пунктом 5 Приложения 1 к Инструкции № 131-И.

При поступлении в кассу «приемных» кассет с денежной наличностью, изъятых из банкоматов, осуществляющих прием наличных денег, контроль, предусмотренный предыдущим абзацем, может и, наверное, должен проводиться, однако, учитывая различные конструкции «приемных» кассет, он может быть не всегда достаточно эффективным.

В различных моделях банкоматов для хранения принятой наличности могут использоваться те или иные виды кассет, мешков, также на рынке начинают появляться модели с функцией рециклинга. Такие различия могут затруднить контроль уровня радиоактивного загрязнения вложенных в кассеты денежных знаков в момент их приема в кассу в соответствии с требованиями Инструкции № 131-И.

Поэтому для обеспечения, с одной стороны, выполнения требований Инструкции № 131-И, а с другой стороны, безопасности жизни и здоровья кассовых работников целесообразно в данном случае помимо первичного входного контроля уровня радиоактивного загрязнения при приеме от работников, ответственных за обслуживание банкомата, кассет с денежной наличностью основной радиационный контроль осуществлять в момент полистного пересчета вложенных клиентами в банкомат денежных знаков (разумеется, кроме случая, когда заведующий кассой принимает изъятые из банкомата кассеты полистным пересчетом).

Такой контроль целесообразно, по мнению автора, также осуществлять и при пересчете сумок с денежной наличностью, особенно если в кассу поступают крупногабаритные упаковки с наличностью. Автору известен случай, когда при непосредственном приеме мешка с наличной иностранной валютой дозиметр не показал каких-либо изменений в радиационном фоне, а при пересчете содержимого мешка этот же дозиметр, что называется, «запищал». Причем мешок с радиоактивной пачкой банкнот находился в кассе несколько часов.

1.3. Также Инструкция № 131-И предписывает проводить контроль уровня радиоактивного загрязнения денежных знаков при проведении ревизий и проверок.

Относительно ревизий данная норма представляется несколько странной — при ревизии ценностей денежная наличность, находящаяся в хранилище ценностей, должна быть сформирована и упакована в пачки и мешки согласно требованиям Положения Банка России от 09.10.2002 № 199-П (а также вступающего в силу с 1 сентября 2008 г. Положения Банка России от 24.04.2008 № 318-П).

То есть денежная наличность уже была принята в кассу и пересчитана, и контроль уровня ее радиоактивного загрязнения был проведен на этапе приема и(или) пересчета.

В этой связи необходимость проведения дополнительного радиационного контроля в некоторой степени непонятна. При больших объемах хранения денежной наличности (в головных офисах кредитных организаций, крупных филиалах) это может привести к увеличению времени, затрачиваемого на проведение ревизий, и, как следствие, создать предпосылки либо для формального подхода к выполнению этого требования Инструкции № 131-И, либо к нарушению процесса нормального кассового обслуживания клиентов кредитной организации (и соответственно к нарушению требований п. 8.6 Положения № 199-П).

Данная норма у некоторых проверяющих может вызвать вопрос о подтверждении фактов проведения радиационного контроля при осуществлении ревизий ценностей. Однако пункт 8.10 Положения № 199-П, устанавливающий обязательные реквизиты актов ревизий, требований об указании в актах уровня радиоактивного излучения ревизуемой денежной наличности не содержит. Поэтому необходимость внесения изменений в типовые формы актов ревизий, по мнению автора, в данном случае может определяться кредитной организацией.

Из текста Инструкции № 131-И невозможно также однозначно определить, при проведении каких проверок необходимо проводить радиационный контроль.

Проверки в кассе могут быть нескольких видов:

— проверка службой внутреннего контроля кредитной организации;

— проверка внешним аудитором;

— внутренняя проверка силами подразделения, в ведении которого находятся вопросы организации кассовой работы в банке (если такое подразделение есть, в зависимости от структуры банка);

— проверка инспекционным подразделением Банка России.

Таким образом, при проведении проверок целесообразность радиационного контроля находящихся в кассе денежных знаков может преследовать цель не столько контроля уровня радиоактивного излучения денежных знаков, сколько контроль за работой линейных сотрудников-кассиров, за выполнением ими требований нормативных актов Банка России и внутренних документов кредитной организации.

1.4. При гашении/уничтожении денежных знаков с радиоактивным загрязнением «первую скрипку» играют входящие в комиссию по гашению/уничтожению представители специализированной организации. Соответственно контроль проводится в порядке, установленном Инструкцией № 113-И, под руководством и при самом непосредственном участии этих представителей.

2. Непосредственная организация работы, в случае если дозиметр сигнализирует о повышенном радиационном фоне

2.1. В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции № 131-И «порядок действий кредитной организации при обнаружении в ней денежных знаков с радиоактивным загрязнением определяется распорядительным документом кредитной организации, учитывающим требования настоящей Инструкции».

Таким образом, мы имеем необходимость подготовки соответствующего распорядительного документа. Конечно, можно составить документ только согласно требованиям данного пункта — если «запищал» дозиметр, распределить конкретно действия тех или иных сотрудников: кто и что именно должен делать.

Но если исходить из комплексного подхода к организации работы с денежной наличностью в кассовом подразделении, то, по мнению автора, такой документ помимо указанных выше норм должен включать весь спектр вопросов, связанных с самим фактом возможности появления в кассе радиоактивных денежных знаков и необходимостью выполнения требований нормативных актов Банка России и обеспечения безопасности жизни и здоровья кассовых работников.

Такой внутренний документ должен с учетом требований Инструкции № 131-И:

> устанавливать принципы оборудования в кредитной организации специальных помещений для работы с радиоактивными денежными знаками как в действующих кассовых подразделениях, так и во вновь открываемых (это и необходимость оборудования этих помещений в каждом отделении, это и вопросы установки сейфов для хранения радиоактивных денежных знаков (в том числе требования к сейфам), количество комплектов защитных средств, модели прибора контроля подлинности денежных знаков, установленные в специализированном помещении, вопросы бюджетирования и ответственности и т.д.);

> урегулировать вопросы проведения обучения кассовых работников кредитной организации по вопросам методов контроля радиоактивного излучения денежных знаков, использования приборов контроля уровня радиоактивного загрязнения, а также знания требований нормативных актов Банка России по этим вопросам;

> определять порядок бухгалтерского учета операций с радиоактивными денежными знаками в зависимости:

— от кого поступил денежный знак (клиент, контрагент, свое подразделение),

— от вида наличной валюты (валюта Российской Федерации, иностранная валюта),

— от места выявления денежных знаков с радиоактивным загрязнением и

— от необходимости их транспортировки (в случае если специализированное помещение оборудовано в другом отделении банка).

Для многофилиальных кредитных организаций крайне желательны централизованная подготовка и утверждение такого документа головным офисом.

В филиалах кредитных организаций, как правило, упор в основном делается на достижение финансового результата деятельности, и при отсутствии указаний «сверху» вопросы минимизации регуляторного риска начинают решаться только в преддверии или в процессе проверки Банком России. А разбираться по результатам проверки, готовить ответы на предписания по актам проверок приходится сотрудникам центральных офисов банков.

Централизованный документ, четко регламентирующий вопросы деятельности в той или иной области, позволит линейным сотрудникам и региональным менеджерам сосредоточиться на решении поставленных перед ними задач.

2.2. Итак, что же происходит непосредственно в кассе?

В соответствии с пунктом 4 Приложения 1 к Инструкции № 131-И перед началом радиационного контроля денежных знаков измеряется естественный радиационный фон на рабочем месте. Для учета результатов измерений Инструкция № 131-И устанавливает типовую форму.

В начале каждого рабочего дня кассовый работник включает дозиметр на рабочем месте и производит замер фоновых значений. При наличии в кассовом подразделении нескольких кассовых окон замер должен, по мнению автора, проводиться каждым кассовым работником, после чего заведующий кассой (а в кассовом подразделении с посменным режимом работы — кассовый работник, выполняющий функциональные обязанности заведующего кассой) заносит среднее значение показаний дозиметра в соответствующие графы таблицы раздела 1 Журнала учета радиационного контроля.

Разумеется, можно проводить один замер одним дозиметром, но предложенный нами способ даст более объективную картину фоновых значений радиации.

Упаковка денежных знаков или отдельная банкнота (монета) в соответствии с пунктом 7 Приложения 1 к Инструкции № 131-И считается загрязненной радиоактивными веществами, если мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения на расстоянии 3–5 мм от ее поверхности превышает 0,1 мкЗв/ч (10 мкР/ч) над уровнем фона, а плотность потока бета-частиц превышает 10 част./см2 в минуту.

В этом случае согласно пункту 3.1 Инструкции № 131-И радиоактивный денежный знак должен быть помещен работником кредитной организации в специально выделенный сейф, после чего указанным работником составляется служебная записка, в которой указываются: дата, время и место обнаружения денежных знаков с радиоактивным загрязнением, их номинал, количество, общая сумма, реквизиты упаковки, в которой они выявлены (если она имелась), а также тип и номер прибора, которым проводились измерения, и результаты измерений.

Здесь мы имеем два недостаточно ясно прописанных момента.

Во-первых, кто помещает радиоактивные денежные знаки в сейф?

С одной стороны, казалось бы, понятно, что это кассир, обнаруживший такие денежные знаки. Но с другой стороны, обнаруженные радиоактивные денежные знаки должны как-то проводиться по бухгалтерскому учету, они какое-то время будут храниться в помещениях для совершения операций с ценностями, следовательно, за них кто-то должен нести ответственность. Исходя из этого, целесообразно при выявлении кассовым работником упаковки денежных знаков или отдельных банкнот (монеты), имеющих радиоактивное загрязнение, немедленно извещать об этом заведующего кассой, который, одев средства индивидуальной защиты, с соблюдением необходимой предосторожности должен будет принять от кассового работника указанные денежные знаки под роспись в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) кассового работника.

Таким образом, функцию помещения радиоактивных денежных знаков в сейф целесообразно возлагать на работника, выполняющего функциональные обязанности заведующего кассой, как ответственного за сохранность ценностей в данном кассовом подразделении.

Во-вторых, в Инструкции № 131-И не указано, на чье имя направляется служебная записка и что с ней происходит в дальнейшем.

По всей видимости, составители Инструкции № 131-И оставили это на усмотрение кредитных организаций (абз. второй п. 3.2).

Итак, на чье имя?

Исходя из логичного предположения, что не следует подчиненному действовать через голову своего руководителя, такая служебная записка должна составляться на имя руководителя подразделения, в состав которого входит касса. В головном офисе крупной кредитной организации это департамент или управление по организации кассовой работы, в филиале — руководитель или заместитель руководителя филиала, во внутреннем структурном подразделении (дополнительный офис, операционный офис и т.д.) — руководитель внутреннего структурного подразделения. В случае если радиоактивные денежные знаки выявлены в мелком внутреннем структурном подразделении, расположенном, к примеру, в автосалоне, или торговом центре, и это внутреннее структурное подразделение не имеет специальной штатной единицы руководителя, служебная записка должна составляться на имя руководителя подразделения, осуществляющего административное руководство и организацию работы данной кассы.

После получения служебной записки указанные руководящие сотрудники приступают к организации дальнейшего процесса работы с радиоактивными денежными знаками согласно требованиям Инструкции № 131-И.

Принимая во внимание предыдущий вывод о целесообразности передачи выявленных кассовым работником радиоактивных денежных знаков заведующему кассой, целесообразно данную служебную записку оформлять дополнительной подписью либо визой заведующего кассой.

Перечень сведений, указываемых в служебной записке, определен Инструкцией № 131-И. Дополнительно для внутреннего структурного подразделения можно предусмотреть в целях упорядочения документо-оборота оформление служебной записки в двух экземплярах. Один из экземпляров направляется руководителем внутреннего структурного подразделения (подразделения, осуществляющего административное руководство кассой) на имя руководителя банка или филиала (возможно и желательно информирование также службы безопасности). Второй экземпляр служебной записки хранится у руководителя внутреннего структурного подразделения (подразделения, осуществляющего административное руководство кассой) до момента окончания в этом подразделении работы с радиоактивными денежными знаками (отправка в другое подразделение, гашение/уничтожение и др.), после чего помещается вместе с другими материалами по факту выявления радиоактивных денежных знаков в отдельное дело.

Одновременно, если денежные знаки с радиоактивным загрязнением выявлены при полистном приеме денежной наличности от клиента, на основании абзаца первого пункта 3.2 Инструкции № 131-И клиенту выдается Справка о приеме на экспертизу сомнительных денежных знаков. В ней в соответствующих строках и графах указываются реквизиты выявленных денежных знаков с радиоактивным загрязнением, а в случае невозможности однозначного установления этих реквизитов (например, упаковка сильно «фонит», невозможно разделить денежные знаки) на свободном поле Справки указываются отличительные реквизиты упаковки, в которой находятся указанные денежные знаки, с проставлением в свободных графах прочерков или знаков «Z».

На основании служебной записки оформляется мемориальный ордер для зачисления сумм изъятых денежных знаков с радиоактивным загрязнением на соответствующие внебалансовые счета. В случае если денежные знаки изъяты при полистном пересчете «приемной» кассеты банкомата или выявлены в денежной наличности банка, оформляется кассовый ордер на отражение сумм номиналов радиоактивных денежных знаков по счету учета расчетов с дебиторами.

2.3. Не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления денежных знаков с радиоактивным загрязнением, в соответствии с пунктом 3.3 Инструкции № 131-И руководитель кредитной организации должен направить в учреждение Банка России, которое осуществляет кассовое обслуживание данной кредитной организации, сообщение о выявлении денежных знаков с радиоактивным загрязнением. При этом руководитель кредитной организации издает распорядительный документ о формировании комиссии, состоящей не менее чем из 3 человек, с включением в ее состав представителей учреждения Банка России, осуществляющего кассовое обслуживание кредитной организации, и специализированной организации.

Согласно преамбуле к Инструкции № 131-И под кредитной организацией понимаются головной офис банка, его филиал или внутреннее структурное подразделение (у которого, кстати, не всегда есть штатный руководитель и который далеко не всегда обслуживается в учреждении Банка России).

В этой связи при подготовке внутреннего документа в целях упорядочения вопросов с информированием о факте выявления радиоактивных денежных знаков компетентных органов целесообразно однозначно определить, кто конкретно взаимодействует в рабочем порядке со специализированной организацией и учреждением Банка России (в целях определения состава комиссии) и кто обеспечивает подготовку распорядительного документа о создании комиссии.

Приемлемым было бы установить, что документ подписывает руководитель банка/филиала (при этом в головном банке допустимо эту функцию отдельным приказом возложить на кого-либо из руководителей среднего звена, чтобы разгрузить топменеджмент).

Исключение могут составлять лишь значительно удаленные внутренние структурные подразделения, расположенные, к примеру, в другом регионе, если они имеют все признаки полноформатного банковского отделения. Здесь подписание документа о создании комиссии и иные вопросы взаимодействия с учреждением Банка России и специализированной организацией допустимо, по мнению автора, возлагать на руководство удаленного внутреннего структурного подразделения.

Аналогичный подход целесообразно применять и при подготовке распорядительного документа о создании комиссии по гашению/уничтожению радиоактивных денежных знаков.

При наличии в кредитной организации большого числа филиалов или внутренних структурных подразделений имеет смысл в распорядительном документе также определить типовые формы информационных сообщений (писем) о выявлении, уничтожении, гашении и иных действиях с выявленными денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение, направляемых клиентам, в учреждения Банка России и другие организации.

3. Порядок и место оборудования помещений для работы с радиоактивными денежными знаками, а также установка сейфов для временного хранения денежных знаков с радиоактивным загрязнением

После издания документа о создании комиссии по рассмотрению случая выявления радиоактивных денежных знаков указанные денежные знаки необходимо транспортировать в специализированное помещение для работы с ними.

Здесь следует отметить, что хотя Инструкция № 131-И устанавливает требования к помещениям для работы с радиоактивными денежными знаками, она не обязывает оборудовать такие помещения в каждом кассовом подразделении.

Учитывая это, а также то, что стоимость оборудования одного такого помещения составляет сумму, начинающуюся примерно от 50 тыс. рублей (при условии, что выбор пал на помещение в кассовом узле, где уже есть свет, телефон, вентиляция, электричество), создавать такие помещения в каждом полноформатном отделении в пределах одного региона вряд ли целесообразно. Вполне достаточно в каждое отделение поставить мини-сейф с обеспечением экранирования радиоактивного излучения.

Учитывая небольшие размеры таких мини-сейфов (на рынке представлены модели со свинцовыми стенками 20 ґ 35 ґ 20 см при весе до 15 кг), транспортировку радиоактивных денежных знаков можно осуществлять в том числе и в этих сейфах. Документальное оформление перевозки, по сути, аналогично перевозке ценностей (мемориальные ордера, описи).

Что касается места установки сейфа, то Инструкция № 131-И требует наличия в момент выявления радиоактивных денежных знаков специально выделенного сейфа, но не устанавливает конкретного места его установки.

Подразумевается, что данный сейф, поскольку в нем будут храниться денежные средства, должен располагаться внутри помещений кредитной организации для совершения операций с ценностями. Целесообразность этого, по мнению автора, неоспорима. Сейф может быть установлен в хранилище (при его наличии в подразделении банка) либо в любом другом помещении комплекса помещений для совершения операций с ценностями. Различия в данном случае будут только в бухгалтерском учете радиоактивных денежных знаков.

Если в составе подразделения банка оборудовано специализированное помещение для работы с радиоактивными денежными знаками, то в соответствии с требованиями Инструкции № 131-И в его состав уже должен входить сейф. В этом случае вопрос расположения сейфа отпадает сам собой.

Что же касается места расположения самого специализированного помещения, то некоторые территориальные учреждения Банка России в своих информационных материалах по вопросам применения Инструкции № 131-И указывают на необходимость оборудования специализированных помещений в составе комплекса помещений для совершения операций с ценностями.

Хотя это и не предусмотрено прямо Инструкцией № 131-И, автор склонен согласиться с подобной позицией, особенно при проектировании новых отделений банков.

В действующих отделениях под специализированные помещения приходится выделять те площади, которые есть в наличии.

При этом автор не видит необходимости определения данных конкретных помещений в качестве специализированных каким-либо распорядительным документом кредитной организации, поскольку, во-первых, это не предусмотрено Инструкцией № 131-И, а во-вторых, виды помещений для совершения операций с ценностями четко определены Приложением 1 к Положению Банка России № 199-П.

4. Обучение работников кредитной организации методам контроля радиоактивного излучения и использованию средств радиационного контроля

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции № 131-И радиационный контроль денежных знаков проводится работниками, осуществляющими операции с денежной наличностью, допущенными к нему после прохождения специальной подготовки.

При этом указанной Инструкцией не устанавливается каких-либо требований по порядку и срокам прохождения этой подготовки, программе подготовки, порядку оформления результатов подготовки, а также не определено, кто может и(или) должен проводить учебу с кассовыми работниками кредитных организаций.

В настоящее время ряд территориальных учреждений Банка России направляют в адрес кредитных организаций, находящихся на подведомственной территории, информационные письма, разъяснения по порядку применения Инструкции № 131-И.

В частности, в этих разъяснениях содержатся указания (правда, рекомендательного характера) на конкретные организации, предоставляющие в каждом конкретном регионе образовательные услуги (различные учебные центры, курсы повышения квалификации и т.д.).

По мнению автора, подобные информационные материалы, не являющиеся по своей сути ни нормативными актами Банка России, ни официальными разъяснениями Банка России, могут носить исключительно информационный характер, а банки в своей деятельности должны руководствоваться в первую очередь требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, а во вторую очередь — требованиями бизнеса.

На основании требований Инструкции № 131-И кредитная организация, по мнению автора, в своем внутреннем распорядительном документе вправе определить, что специальная подготовка кассовых работников кредитной организации по вопросам методов контроля радиоактивного излучения денежных знаков, использования приборов контроля уровня радиоактивного загрязнения, а также знания требований нормативных актов Банка России по этим вопросам может проводиться:

— либо силами самой кредитной организации или иного образовательного учреждения, отобранного кредитной организацией на конкурсной основе, с выдачей кассовому работнику документа, подтверждающего прохождение обучения;

— либо с оформлением факта прохождения специальной подготовки иным способом, определенным внутренним распорядительным документом кредитной организации (например, регистрация сведений о проведенной подготовке в специальном журнале с проставлением росписей кассовых работников).

5. Убытки кредитной организации, связанные с выявлением денежных знаков, имеющих радиоактивное загрязнение

Из Инструкции № 131-И, а также из текста Правил учета и списания денежных знаков с радиоактивным загрязнением, утвержденных Банком России 17 июня 1994 года (документ официально не отменен, следовательно, по мнению автора, может применяться в части, не противоречащей Инструкции № 131-И), следует, что в случае признания денежных знаков Банка России подлинными и платежными, но подлежащими гашению/уничтожению Банк России как структура, ответственная за организацию наличного денежного обращения в стране, осуществляет возмещение кредитной организации сумм погашенных/уничтоженных денежных знаков.

Также, хотя Инструкция № 131-И (п. 1.3) и обязывает кредитные организации принимать радиоактивные денежные знаки Банка России при осуществлении банковских операций и запрещает выдавать денежные знаки с радиоактивным загрязнением (следует понимать также и наличную иностранную валюту) из своих касс, обязательное зачисление сумм радиоактивных денежных знаков на соответствующие счета клиентов или возврат клиенту предусматриваются только после признания денежных знаков Банка России платежеспособными или денежных знаков иностранных государств (группы государств) подлинными и утратившими радиоактивное загрязнение.

То есть до рассмотрения комиссией случая выявления радиоактивных денежных знаков суммы их на счета клиентов не зачисляются, а в случае признания их поддельными, неплатежными или подлежащими гашению/уничтожению (для наличной иностранной валюты) требования об обязательном отражении сумм таких денежных знаков по счетам (банковские счета, вклады, депозиты или транзитные счета по переводам денежных средств без открытия банковского счета) Инструкция № 131-И не содержит.

Таким образом, в случае выявления денежных знаков с радиоактивным загрязнением, признанных впоследствии неплатежными или поддельными, а также при необходимости гашения/уничтожения радиоактивных денежных знаков иностранных государств (группы государств), если эти денежные знаки были изъяты у клиента, финансовые потери несет клиент.

Кредитная организация несет финансовые потери лишь в том случае, если радиоактивное излучение исходит от денежных знаков иностранных государств (группы государств), уже принятых от клиентов, пересчитанных, сформированных и упакованных в пачки, корешки, мешки (т.е. если на этапе приема их в кассу не был обеспечен необходимый уровень радиационного контроля, то это просчет кредитной организации, за который она несет убытки).

Также на убытки кредитной организации придется отнести суммы радиоактивных денежных знаков иностранных государств (группы государств), вложенных клиентами в банкоматы, осуществляющие прием денежной наличности, поскольку при разгрузке приемной кассеты банкомата практически невозможно определить, от какого клиента поступила та или иная банкнота. Это, к сожалению, объективный фактор, который может быть минимизирован, наверное, только путем оснащения банкоматов, работающих на прием наличности, датчиками радиационного контроля, но пока подобные модели банкоматов автору неизвестны.

В качестве одной из возможных проблем можно обозначить претензии клиентов по суммам изъятых у них и погашенных/уничтоженных радиоактивных денежных знаков иностранных государств (группы государств), в том числе судебные. Нисколько не отрицая справедливость утверждения, что такие факты несут в себе мало приятного для клиента, кредитная организация в данном случае выступает для клиента не как партнер по бизнесу или продавец привлекательных для клиента банковских услуг, а как субъект, выполняющий функции, возложенные на него законом.

Разумеется, кредитная организация может и должна принимать все меры для снижения неизбежного в этом случае репутационного риска путем размещения в доступных для обозрения клиентами местах необходимой разъяснительной и справочной информации.

Начать дискуссию