Банки

Банки открывают операционные офисы вместо филиалов

Разрешенный Центробанком формат регионального присутствия банка «Операционный офис» всколыхнул рынок. Даже те банки, которые до этого закрывали свои региональные точки, поспешили воспользоваться возможностью открыть дешевый офис без привязки к региональному отделению.

Быстрый, экономичный и простой формат изменил политику банков

Разрешенный Центробанком формат регионального присутствия банка «Операционный офис» всколыхнул рынок. Даже те банки, которые до этого закрывали свои региональные точки, поспешили воспользоваться возможностью открыть дешевый офис без привязки к региональному отделению.

Но как выяснилось, изменения в инструкции №109 дали не только преимущества. Руководители банков, активно развивающих в России свои региональные сети, рассказали «БО», что в процессе реализации новых возможностей порой возникали вопрос непонимания со стороны руководства существующих филиалов и некоторые другие проблемы.

Райффайзенбанк

Йоханн Йонах, председатель правления:

12 марта 2008 года Райффайзенбанк открыл первый и пока единственный операционный офис в Сыктывкаре (Республика Коми). Еще несколько офисов находятся в стадии подготовки. Данный формат позволяет банку предлагать полный спектр финансовых услуг и продуктов основным целевым сегментам в регионах — частным клиентам и компаниям корпоративного, среднего и малого бизнеса.

Преимущества операционного офиса заключаются в возможностях существенного расширения региональной сети и становятся очевидными в средне- и долгосрочной перспективе. Открытие подразделения такого формата обычно занимает меньше времени и позволяет банку обойтись меньшим количеством сотрудников, занятых в области поддержки и сервиса на местах. Это значительно снижает операционные издержки. Тем не менее это срабатывает при условии, что у банка есть централизованная операционно-учетная система и надежные телекоммуникации.

Сегодня мы рассматриваем вопрос о переводе уже работающих филиалов в статус операционных офисов. Но следует понимать, что такое преобразование должно быть тщательно подготовлено не только технологически, но и с точки зрения отношений с клиентами и внутренних коммуникаций. Это занимает определенное время.

Росбанк

Игорь Антонов, первый заместитель председателя правления

Одна из задач, стоящих перед нами в процессе развития региональной сети, — упростить ее управленческие функции, централизовав их на более высоком уровне, и максимально сфокусировать ее усилия на продажи. В рамках этой работы мы переводим некоторые наши филиалы в операционные офисы. Мы благодарны ЦБ за эту инициативу, прописанную в инструкции № 109, позволяющую банкам открывать в субъектах федерации операционные офисы без наличия там филиала. Это дает значительную экономию по многим параметрам.

В то же время хочу заметить, что существуют определенные проблемы в работе операционных офисов. Одним из самых серьезных вопросов является обслуживание корреспондентского счета оперофиса по месту его нахождения. У филиала, который напрямую подчиняется территориальному управлению ЦБ, есть свой корреспондентский счет, по которому идут все расчеты клиентов, обслуживающихся через него. Эти расчеты осуществляются день в день. В случае с операционным офисом возникает следующий парадокс: при его открытии или преобразовании из филиала вместо корреспондентского счета разрешено открывать только его своеобразный аналог — расчетный счет. Но через этот счет нельзя проводить платежи клиентов, они перенаправляются через корреспондентский счет того филиала, которому подчинен оперофис. Через свой же расчетный счет они могут лишь получать и сдавать денежные средства. Платежи клиентов своим контрагентам, которые находятся в том же регионе, идут через расчетно-кассовый офис головного филиала, то есть платеж становится межрегиональным и выполняется не в течение дня, а только на следующий день. Таким образом, теряется оперативность платежей для клиентов. Мы уже обсуждали этот вопрос с ЦБ и предложили открывать корреспондентские или субкорреспондентские счета оперофиса по месту его нахождения.

Кроме того, хочу обратить внимание на еще один момент. Мы ограничены в подчинении оперофисов пределами федеральных округов. В данной ситуации возникает проблема — не всегда совпадают наработанные экономические связи между филиалами, которые преобразуются в оперофисы, и принимающим офисом. Есть ряд примеров, когда мы хотели бы подчинить оперофис филиалу из другого федерального округа.

Банк «Московский Капитал»

Андрей Самилык, начальник управления регионального развития:

На данный момент у банка «Московский Капитал» нет операционных офисов. Но в ближайшее время мы планируем их открытие. Главное причина, почему мы отдаем предпочтение открытию операционных офисов, а не филиалов, — простота открытия. Руководителей операционного офиса не надо согласовывать в территориальном управлении, за оперофисами нет такого жесткого контроля, как в филиале. Штат в нем сокращенный, можно открыть офис на небольших площадях до 150 квадратных метров. Все эти факторы значительно сокращают текущие расходы.

Из минусов можно только отметить территориальную отдаленность от центрального офиса или филиала, если таковой есть в данном регионе. Нашему банку удобно открывать операционные офисы, так как, имея разветвленную региональную сеть в Московской области, мы имеем возможность выхода в другие соседние области, такие как Тверь, Калуга, Ярославль. Если операционные офисы оправдают наши ожидания, то при хорошем развитии бизнеса в этих городах будет планироваться перевод операционных офисов в филиал. А вот причин перевода филиала в операционный офис я не вижу.

Русь Банк

Виктор Портнов, директор департамента регионального развития:

«Я думаю, что многие банки благодарны ЦБ за возможность развивать региональную сеть путем открытия операционных офисов. Эта модель развития интересна прежде всего тем, что позволяет работать на малых площадях и экономить на административно-хозяйственных расходах, поскольку в операционном офисе нет необходимости держать полноценную бухгалтерскую службу, многие контрольные функции можно переложить на филиал, на балансе которого находится операционный офис. Сегодня все больше банков оптимизируют свою региональную сеть путем переформатирования филиалов в операционные офисы. Это проходил Юниаструм Банк, Альфа-Банк, проходят и будут проходить другие банки.

Мы, например, выходили во многие регионы форматом операционных офисов, минимальных по площади, до 100 квадратных метров. Нам это дало возможность почувствовать рынок региона, так сказать, провести разведку боем, с минимальными расходами и за короткий срок, а затем уже формировать стратегию развития присутствия банка в регионе. Кроме того, формат операционного офиса позволяет выйти на точку безубыточности за небольшой промежуток времени.

Однако не все так гладко. Основная проблема, с которой столкнулись не только мы, но и другие банки, — это мотивация филиалов, структурными подразделениями которых являются операционные офисы на развитие этих самых операционных офисов. Как правило, управляющим филиалов легче выполнить планы за счет точек, находящихся в регионе присутствия филиала, нежели заниматься развитием удаленных операционных офисов, что увеличивает расходы филиала на командировочные, рекламу и т.п. Получается, что, таким образом, операционный офис находится в роли пасынка для филиала. Многие банки осуществляют управление операционными офисами из офиса головного банка, создают для этого специализированные подразделения. Наш опыт говорит о том, что это тоже не выход, поскольку создается ситуация двойного подчинения. Еще с большими проблемами сталкиваются банки при переформатировании филиалов в операционные офисы — это грозит потерей ключевых сотрудников. Сегодня я управляющий полноценного филиала, а завтра — операционного офиса, который на самом деле является полноценной банковской единицей, подчиняющейся не головному офису, а еще и филиалу, с которым ранее был на равных.

Проблема в том, что по инструкции ЦБ операционные офисы могут открываться от банка или его филиала только в рамках одного федерального округа, то есть если банк федеральный с головным офисом в Москве, то ему непосредственно могут подчиняться операционные офисы, находящиеся только в Центральном административном округе. Требуется достаточно серьезная работа, чтобы сломать в умах людей десятилетиями сложившиеся стереотипы, но часто случается, что целые управленческие команды уходят и ищут работу в банках, которые работают в регионе в формате филиала.

Уже давно ходят слухи, что ЦБ снимет ограничения, которые не позволяют подчинить операционные офисы, независимо от их месторасположения, непосредственно головному офису банка. Если это произойдет на деле, то это придаст существенный импульс развитию региональных сетей федеральных банков, что в целом позитивно скажется на качестве финансовой системы России.

Номос-Банк

Павел Мякенький, начальник управления организации продаж департамента сетевого бизнеса:

Первые операционные офисы Номос-Банка начнут работу в 2008 году. Их основные преимущества перед филиалами заключаются в экономии бюджета, а также в упрощенной процедуре открытия, которая аналогична процедуре открытия дополнительного офиса. При открытии операционного офиса мы прикрепляем его к тому филиалу, у которого есть клиенты и бизнес-связи в соответствующих соседних регионах. Например, к филиалу в Воронеже будут относиться операционные офисы в Курске, Белгороде и Старом Осколе, Липецке. Таким образом, подобная привязка помогает оперофису получить некий старт в работе — на обслуживание в операционный офис перейдут клиенты филиала, которые из-за территориальной удаленности не могут воспользоваться всеми услугами банка.

К недостаткам операционных офисов можно отнести сложности, связанные с подбором руководящего состава. Многие потенциальные кандидаты не хотят занимать должность руководителя операционного офиса, рассматривая это как понижение статуса по сравнению с должностью руководителя филиала. Это чисто региональная особенность, но ее нельзя не учитывать, поскольку в корпоративном региональном бизнесе по-прежнему важны личные связи.

На данный момент все наши операционные офисы находятся в стадии обустройства и подготовки к открытию.

Начать дискуссию