Основы банковского дела, заложенные в Европе еще в средние века и до сего времени казавшиеся универсальными, активно попираются. Вызов бросают не высоколобые аналитики, а мусульманские теологи. Они утверждают, будто финансовые услуги, основанные на исламском праве, конкурентоспособны, и ссылаются на успехи банков, придерживающихся шариата. Но чудес не бывает, утверждают экономисты Запада, и запрещенный Кораном ссудный процент спокойно существует в исламском банкинге. Просто его хорошо прячут.
Рост исламских банков на фоне кризиса, охватившего практически весь мир, смотрится контрастно. Сегодня активы шариатских банков растут примерно на 15% в год, утверждает Управление исламских финансовых услуг Малайзии. Исламский банк Катара (Qatar Islamic Bank), крупнейший исламский банк Персидского залива, сообщил, что за первый квартал 2008 года его прибыль выросла на 69%. Вместе с ним о росте прибылей сообщили и его конкуренты Международный исламский банк Катара (Quatar International Islamic Bank), Исламский банк Шарджи (Sharjah Islamic Bank) и Банк Дубая (Dubai Bank).
ДЕНЬГИ И РЕЛИГИЯ
Исламский банкинг зиждется на ряде запретов, содержащихся в Коране. В понимании мусульманских теологов, деньги не являются самостоятельной ценностью, они лишь выражают стоимость других материальных активов: зданий, земли, скота и т.п. Поэтому нельзя требовать мзду за пользование ими. В самой первой суре Корана - «Корове» - говорится о том, что тому, кто взимает «рибу» плату за пользование деньгами будет объявлена война Аллахом и его посланником.
Ислам категорически запрещает финансировать деятельность, связанную с производством и переработкой свинины, торговлей алкоголем, а также с откровенно преступным бизнесом: проституцией, распространением наркотиков, порнографии и т.д. Открывая двери традиционного банка, правоверный мусульманин каждый раз оказывался перед трудным выбором: брать «рибу» (процент по вкладу) означает грех, при этом нет уверенности, что вложенные деньги не будут использованы в производстве свинины или торговле спиртным.
Оказалось, что запреты, касающиеся свинины, алкоголя и преступного бизнеса, соблюдать относительно просто. Но чтобы полностью исключить «рибу» из банковской практики, финансистам и теологам пришлось разработать особые схемы реализации дохода. Например, получая деньги от вкладчика, банк гарантирует , что в любое время вернет ему всю сумму вклада или ее часть. При окончательном расчете с заемщиком банк платит ему «ваду» определенную сумму как знак благодарности за пользование деньгами.
Выдавая исламский кредит - «мушараку», банк выступает как участник дела заемщика и делит вместе с ним и прибыли, и убытки. При кредитовании покупки дома банк становится владельцем части или всего дома, а заемщик обязуется выкупить эту часть за определенный период и за определенную сумму, частями или сразу. Есть и другая схема этой операции, «мурабаха». В ней дом или его доля выкупается посредником, который потом согласовывает с покупателем новую цену, включающую в себя и прибыль.
Еще один принцип, который должен соблюдаться исламским банком: исключение «гарара» - неопределенной ситуации, чреватой большими убытками. Для этого он обязан формировать высокий уровень резервов, участвовать в особом кооперативном страховании, отвечающем основам шариата.
Теологи и исламские финансисты разработали и другие финансовые инструменты: лизинг («иджара»), форвардные контракты («салам» или «истисна»), исламские облигации («суккук»), а также отвечающие шариату формы инвестиций в акции и другие ценные бумаги, пенсионные накопления и пр.
Сегодня в мире действует около 300 исламских банков с совокупным капиталом более $700 млрд. При этом только рынок суккука - исламских облигаций оценивается в полмиллиарда долларов.
КТО ПЕРВЫЙ?
Еще несколько десятилетий назад о мусульманских финансах никто не слышал. Сейчас за право называться первым соперничают несколько исламских банков. Один из них появился в 1963 году в египетском городе Мит-Гамр и использовал сбережения населения для выдачи кредитов на основе совместного участия. Банк действовал негласно, так как его создатель Ахмад Эль-Наджар опасался обвинений в религиозном фундаментализме. Другим был Perbadanan Wang Simpanan Bakal-Bakal Haji (PWSBH), созданный в Малайзии в 1963 году для того, чтобы правоверные могли копить на хадж. Но настоящие исламские банки, у которых весь набор услуг не противоречил шариату, стали появляться в середине 1970-х годов после учреждения Исламского банка Дубая (Dubai Islamic Bank) в 1975 году. Становлению исламского банкинга способствовали два фактора: несметные нефтяные богатства, свалившиеся на монархии Персидского залива, и исламская революция в Иране.
Сегодня в мире действует около 300 исламских банков с совокупным капиталом более $700 млрд. При этом только рынок суккука - исламских облигаций - оценивается в полмиллиарда долларов. По расчетам Азиатского банка развития, в сфере исламских финансов «крутится» порядка $1 трлн.
Центры исламских финансов страны Персидского залива, Малайзия. Последняя уже несколько лет позиционирует себя как средоточие исламских финансов в Азии. Сегодня в ней пять банков, предоставляющих исключительно исламские финансовые услуги. Кроме того, девять местных банков и 14 иностранных банков, таких как HSBC, Oversea-Chinese и Standard Chartered, предлагают продукты, отвечающие требованиям шариата.
Изюминка Малайзии - рынок исламских ценных бумаг. В прошлом году на эту страну пришлось 2/3 мирового рынка суккука. В этом году ожидается, что его оборот увеличится на 22%. По прогнозам, к 2015 году исламский финансовый рынок достигнет $2,8 трлн, и правительство Малайзии намерено отвоевать на нем еще большую долю. В частности, предполагается либерализовать биржевые правила, касающиеся исламских продуктов. В первом квартале 2009 года на Куала-Лумпурской бирже ожидается появление двух продуктов. Один будет называться Commodity Murabahah, который позволит вкладывать средства в торговлю пальмовым маслом и получать прибыль, не нарушая исламских законов. Другой позволит занимать и давать взаймы облигации с соблюдением требований шариата.
Активность исламского рынка Малайзии привлекает сюда денежные потоки из региона Персидского залива. В частности, в Куала-Лумпуре открыт филиал кувейтского финансового дома KSC, второго в мире по размеру активов Islamic Bank, а также саудовского AlRajhi Bank.
НА ВОЛНЕ АЖИОТАЖА
В процветающую торговлю суккуком включаются и другие страны региона. По данным агентства Moody's Investor Services, ожидается, что в Японии в этом году будет продано исламских облигаций на $500 млн. В Гонконге в прошлом году начал действовать первый исламский фонд, в который уже вложено $45 млн. Сингапур собирается учредить собственную площадку для торговли исламскими облигациями. Индонезия, страна с самым многочисленным исламским населением, также готова включиться в гонку, приняв закон, позволяющий выпускать суверенные облигации на основе шариата.
Отнять у Малайзии первенство надеется регион Персидского залива. Здесь ожидается появление крупных финансовых институтов. В частности, Gulf Finance House, крупный исламский инвестиционный фонд Бахрейна, намерен учредить специальный инвестиционный банк InfraCapital, который вложит в инфраструктуру быстроразвивающегося региона залива $545 млрд. В новой структуре будут участвовать бахрейнский Ithmaar Bank и Abu Dhabi Investment House. Кроме того, планируется создать сельскохозяйственный банк с капиталом в $1 млрд, который будет инвестировать в пищевую промышленность, выращивание скота, производство биотоплива. Помимо этого будет создан особый фонд с капиталом в $300 млн, призванный финансировать строительство отелей и жилищных комплексов.
ПЕРЕХОДЯ ГРАНИЦЫ
В Европе с удивлением наблюдают за динамичным ростом рынка исламских финансов, памятуя, что около 15% жителей Старого Света - мусульмане. Только в странах ЕС проживает более 16 млн последователей Ислама.
Стать центром исламских финансов стремится Лондон, в котором уже действуют пять исламских банков. В правительстве активно обсуждают вопрос о выпуске суккука. Созданный в 2002 году Islamic Bank of Britain намерен открыть свой офис в Швеции и уже ведет переговоры с шведским Управлением по контролю над финансовой деятельностью. В Швейцарии первое исламское финансовое учреждение - Faisal Bank - открылся в 2006 году. Его примеру решил последовать и другой исламский банк National Bank of Kuwait. Его председатель правления Ибрахим Дабдуб утверждает, что «Швейцария все еще остается раем для людей, предпочитающих хранить деньги за рубежом».
Свои услуги, не противоречащие исламу, готов продвигать и гонконгский HSBC, играющий заметную роль в международных консорциумах, выпускающих исламские облигации. Сейчас он пристально следит за происходящим в Турции, где готовится законодательство о суккуке.
Интересуются исламскими финансами и на пространстве СНГ. В частности, в Азербайджане открывается исламский банк. В Кыргызстане «исламский» проект в банковской сфере курирует сам президент Курманбек Бакиев. В России в течение 15 лет действовал исламский банк «Бадр-Форте», который был заметным звеном в отношениях со сторонами Организации Исламская конференция, куда Россия вступила в качестве наблюдателя. Однако в декабре 2006 года лицензия у него была отозвана. В сообщении ЦБ утверждалось, что банк не отправлял в срок сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Только в мае-августе 2006 года по счетам клиентов банка проведены операции в размере 33,8 млрд руб., имеющие признаки сомнительных сделок.
Однако председатель правления банка Адалет Джабиев утверждал, что банк не допускал серьезных нарушений. По его мнению, деятельность единственного исламского банка в России «оказалась неугодна определенным кругам».
ЗА И ПРОТИВ
Сторонники исламских финансов утверждают, будто исламский банкинг менее рискован. По словам генерального директора британского Gatehouse Bank Дэвида Тесты, активы исламских банков более материальны, так как за каждой сделкой должна стоять какая-то материальная вещь - жилье, завод или просто группа людей.
Но профессор экономики и политологии Duke University Тимур Куран уверен, что «нигде процентный доход не исключен из экономических операций и нигде экономическая исламизация не получила массовой поддержки». В таких операциях, как «мудараба», «мурабаха» и «мушарака» способы получения процентов тонко маскируются. «Нет почти ничего исламского в исламском банковском мире» - пишет он в своей книге «Islamic Economies: What Does It Mean?». Значимость исламской экономики связана не с экономикой как таковой, а с особенностями религии, считает автор.
Профессор Родни Уилсон из Института исследований Ближнего Востока и ислама (Даремский университет, Великобритания) указывает, что активы исламских банков составляют только 0,5% мировых банковских активов. Что касается суккука, наиболее бурно растущего сектора исламских финансов, то пока общая стоимость выпущенных бумаг составляет всего 0,1% мирового объема облигаций.
Финансовый директор располож е н н о г о в Б а х р е й н е U n i c o r n Investment Bank Дэвид Пэйс отмечает, что исламские финансовые продукты значительно сложнее, чем обычные, так как каждая транзакция в них не должна нарушать религиозные запреты. Некоторых инструментов, таких как корпоративные казначейские бумаги или производные ценные бумаги, просто не существует.
Традиционный банкинг дает большие возможности. Хотя высокие прибыли исламских банков на фоне кризисных 500-миллиардных впечатляют, будем помнить, что кризисы всегда сменяются подъемом.
Начать дискуссию