Банки

Время решительных действий

Банальная истина: в кризисной ситуации формируются условия для реализации самых радикальных реформ. Сегодня, когда вся экономика переживает трудности, было бы недальновидно упустить возможность реформирования банковского сектора, финансовой системы, фондового, валютного рынка, приведения нашего российского законодательства в соответствие с лучшей международной практикой.

Банальная истина: в кризисной ситуации формируются условия для реализации самых радикальных реформ. Сегодня, когда вся экономика переживает трудности, было бы недальновидно упустить возможность реформирования банковского сектора, финансовой системы, фондового, валютного рынка, приведения нашего российского законодательства в соответствие с лучшей международной практикой. Цель таких реформаторских преобразований предельно ясна: благодаря им в ближайшее время Москва сможет стать финансовым центром международного масштаба, который будет служить дальнейшему развитию национальной экономики.

В ноябре 2008 года была в целом одобрена Концепция Министерства экономического развития по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. В документе предусмотрен целый ряд концептуаль ных положений, указывающих, в каком направлении будет развиваться этот центр. МЭР подготовило в связи с этим также большой перечень практических мероприятий и поручений министерствам, ведомствам, в том числе и правительству Москвы. Согласно данному документу в Госдуму будет внесен пакет законов, касающихся многих сторон работы всего финансового рынка. Обсуждение Концепции стоит в ближайших планах заседаний президиума Правительства РФ.

СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

Речь идет не об учреждении с медной вывеской «Международный финансо вый центр». Задача ставится гораздо более серьезная и трудная – создать в Москве условия для концентрации крупных финансовых компаний и построения обслуживающей их инфраструктуры. Общеизвестно, что инфраструктура фондовых рынков у нас хорошо раз вита, стандарты ММВБ, российской торговой системы удовлетворяют не только российских, но и иностранных участников. Эти площадки уже во многом интегрированы в международные системы клиринга. Именно концентрация высоко капитализированных финансовых учреждений, удобство инфраструктуры и привлекает в финансовые центры большое количество талантливых специалистов в сфере международных финансов. Ведь богатство банков, инвестиционного сектора – это не только сами по себе деньги, но и мозги людей, оперирующих этими деньгами. Важно выработать правила, по которым будет жить московский финансовый центр. Одним из таких правил зачастую называют льготное налогообложение. Однако ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке никаких особых на логовых льгот нет. Более того, там платятся очень высокие подоходные налоги и налоги на прибыль, но зато можно оптимизировать налоги, в том числе с использованием оффшорных структур. В России необходимо упорядочить налоговое законодательство, в котором имеют место многочисленные противоречия и разночтения. В частности, многие его положения трактуются налоговиками и налогоплательщиками по-разному, из-за чего в судах рассматривается масса исков по решениям фискального ведомства.

Для эффективного функционирования МФЦ налоговые процедуры должны быть совершенно ясными, понятными, прозрачными и не допускать волюнтаристских интерпретаций. Среди других задач стоит обратить внимание на международные операции в национальной валюте – рублях. Так, уже выпускаются еврооблигации в руб лях, но обращаются они не в России, не смотря на то, что рубль – конвертируемая валюта. Москва могла бы стать тем центром, где обращаются рублевые инструменты, но пока для этого имеются объективные препятствия. В частности, эти инструменты выпускаются в соответствии с нормами и стандартами английского права, на котором базируется опыт регулирования и защиты интересов участников в такого рода отношениях.

Поэтому привлечь рублевые еврооблигации на московские торговые площадки можно, установив режим защиты инвесторов, схожий с тем, который пре доставляется английскими законами. В качестве примера того, с чем сталкиваются инвесторы в условиях отсутствия в России привычных для них норм, можно привести хотя бы такой факт. Нам необходимо создать нормативную базу для существования важного инвестиционного института – собрания держателей облигаций. Такие институты существуют в развитых странах. В случае, если с эмитентом что-то случается и он отказывается платить, собрание держателей ценных бумаг может принять в отношении данного эми тента целый ряд жестких решений: арестовать активы и даже полностью за блокировать его деятельность. В нашем законодательстве защита инвесторов очень плохо проработана.

Кстати…

Концепция создания в Москве МФЦ предусматривает упрощение визового и миграционного законодательства. Например, срок оформления въездных виз для иностранного персонала может сократиться до трех дней.

ПРЕГРАДА НЕГАТИВУ

Прорабатывая режим международного финансового центра, хотелось бы предусмотреть заранее меры, ограничивающие возможности возникновения в будущем кредитного «пузыря». Для этого стоит предусмотреть установление пределов кредитного «пле ча» при операциях на финансовом рынке. Важно также повысить требования к капитализации банков и не банковских институтов. На такие решения ориентируется сегодня вся мировая финансовая система, и Россия не станет исключением. По-видимому, будут наложены ограничения на балансовые операции банков. В частности, тем, кто проводит операции по секьюритизации, нужно будет иметь достаточный размер капитала, чтобы в случае необходимости выкупить эти облигации. Второе требование связано с тем, что значительная часть секьюритиризованных займов должна будет оставаться на балансе банка. Кроме этого, придется серьезно пересмотреть правила деятельности на рынке деривативов. Ведь одна из при чин нынешнего кризиса заключается в том, что на разного рода сомнитель ные активы было выпущено огромное количество производных бумаг.

СВОЙ ИНТЕРЕС

Правительство Москвы заинтересовано в создании финансового центра по ряду причин. Во-первых, финансовый сектор всегда хороший налогоплательщик, и развитие этого сектора означает рост налоговых поступлений в городской бюджет. Кроме того, у финансистов высокие доходы, и большая их часть уходит на потребление. А это очень позитивно сказывается на сфере услуг, местном производстве, а также повышает поступления от НДС. Что касается непосредственного вклада Москвы в создание МФЦ, то го род намерен и в будущем году сохранить значительный объем собственной инвестиционной программы. Имеется в виду развитие нефинансовой инфра структуры, которая будет обслуживать финансовый сектор. Это прежде всего гостиницы, транспорт, аэропорты, мет ро, создание условий для успешного офисного строительства. Мы считаем, что развитие объектов городской инфраструктуры будет одним из тех локо мотивов, которые позволят московской экономике лучше пережить кризис.

А раз Москва является мощным экономическим фактором развития России, то это позволит пережить кризис и российской экономике. Некоторые подвергают сомнению в целом идею международного финансового рынка в Москве. Но если в Москве не будет создано такого центра в ближайшей перспективе, это будет означать то, что весь наш бизнес, который нуждается в квалифицированных финансовых услугах, будет уходить за их получением в Лондон, на Кипр, в Гонконг. На мой взгляд, необходимость иметь свой собственный финансовый центр уже перезрела. Этот механизм позволяет формировать цены на наши национальные активы. Без этого дальше жить нельзя. Иначе в финансовом плане мы просто-напросто станем колонией.

Начать дискуссию