Банки

Уволенные банкиры: ждать или меняться?

Немудрено, что именно в максимально пострадавшей от кризиса банковской отрасли многие задумались о смене специальности. В «БО» №12 за 2008 год был опубликован топ-10 самых увольняемых банковских специалистов. Сегодня эксперты по HR оценивают, кому из них стоит затянуть пояса и терпеливо ждать звездного часа в своей отрасли, а кому пора искать счастья и денег в другом месте.

Немудрено, что именно в максимально пострадавшей от кризиса банковской отрасли многие задумались о смене специальности. В «БО» №12 за 2008 год был опубликован топ-10 самых увольняемых банковских специалистов. Сегодня эксперты по HR оценивают, кому из них стоит затянуть пояса и терпеливо ждать звездного часа в своей отрасли, а кому пора искать счастья и денег в другом месте.

Eще совсем недавно престижная отрасль, в которую стремились специалисты смежных рынков, превратилась в опасную и нестабильную. Задумавшись, кем быть и чем зарабатывать на хлеб и прочие радости, многие уволенные банкиры изо всех сил пытаются ответить на вопрос: меняться или нет, и если да, то в какую сторону? О полной смене квалификации речь идет редко. Зачастую большинство уволенных специалистов имеют общее финансово-экономическое образование, которое в зависимости от профиля успело «обрасти» дополнительным навыками и знаниями. Полностью отказываться от знаний и опыта никому не хочется.

«В ключе обрастания навыками наиболее уязвимы руководители отдельных направлений, например ипотеки, — говорит консультант кадрового агентства Flex Александр Рублев. — Многие из них, выстраивая карьеру на протяжении нескольких лет и хорошо изучив рынок своего сегмента, имеют слабое представление о процессах и ситуации, допустим, в потребительском кредитовании, не говоря уже о более отдаленных сферах».

В этом случае HR-специалисты советуют выходить на более высокий уровень абстракции: выделять основные, общие профессиональные компетенции и навыки и меньше думать об узкоспециальных. Кандидату необходимо осознать свои общепрофессиональные и личностные качества — это помогает взглянуть на поиск новой работы более широко.

В любом случае решение о том, стоит меняться или нет, у каждого из специалистов зависит от множества факторов. Для кого-то важно не лишиться средств к существованию, а для кого-то — «удержать марку» и обязательно остаться в банковском бизнесе. Но в любом случае сохранить место в своей профессиональной среде после стабилизации ситуации смогут только сильные специалисты. Остальным придется искать работу в смежных областях.

По понятным причинам многие менеджеры не хотят круто менять отрасль или область деятельности. Поэтому, чтобы не выпасть из «банковского мира», они делают переходы с понижением в должности или компенсации, выбирают госбанки, а также более крупные, устойчивые структуры, если те отвечают взаимностью.

Альтернативный подход

Далеко не все уволенные и уволившиеся воспринимают ситуацию драматично: «Некоторые наши кандидаты, инвестиционные аналитики среднего и высшего звена, дилеры и трейдеры, которых коснулось сокращение, заявляют, что раз так сложилась ситуация, то они находятся в пассивном поиске работы, воспринимая кризис как повод наконец отдохнуть, — рассказывает Сергей Ражев, управляющий директор хедхантинговой компании Cornerstone. — Кто-то больше времени старается уделить семье, а кто-то сдает квартиру и уезжает на неопределенное время в теплые страны. Однако это больше свойственно менеджерам высшего звена. Другие вынуждены упорно искать новое место работы».

Кто-то задумывается о ведении собственного бизнеса, но число таких людей ограничено отсутствием бизнес-идей, первоначального капитала и предпринимательского таланта.

Самым обсуждаемым и самым спорным решением остается полная смена квалификации. Эксперты считают, что это не самый лучший выход. Во-первых, мало вероятно, что компании будут принимать на работу специалиста без опыта работы. Во-вторых, получение качественного дополнительного образования длится не меньше полугода, а скорее всего, несколько лет. За это время ситуация на рынке может радикально измениться. Многие советуют учиться и переквалифицироваться, только если на курсы отправляет биржа труда — это означает, что у нее есть запросы на какие-то специальности. В ином случае велика вероятность потратить время и деньги, в то время как рынок перегрет специалистами не только с образованием, но и с опытом по выбранной специальности.

Кому-то важно не лишиться средств, а кому-то — «удержать марку» и остаться в банковском бизнесе любой ценой.

«Смена квалификации — долгосрочное стратегическое решение, при принятии которого нужно учитывать личный опыт, склонности, специфику рынка, а не сегодняшний момент, — говорит Татьяна Рягина, HR-директор инвестиционного холдинга «ФИНАМ». — Мне кажется, оптимальный вариант — получение образования, которое усилит уже имеющиеся сильные стороны. Так, на рынке традиционно востребованы юристы-экономисты, из них получаются отличные эксперты по налоговым вопросам; маркетологи-пиарщики, которые могут закрыть собой целое направление; бухгалтеры–специалисты по управлению, которые являются потенциальными кандидатами на пост финансового директора. Также можно отметить постоянную востребованность трейдеров-программистов — их опыт и навыки позволяют более качественно подходить к управлению активами, создавать эффективных торговых роботов».

Даже если время, затраченное на обучение, будет достаточно велико, новые знания сделают специалиста более востребованным на рынке как во время кризиса (скорее всего, уже следующего), так и после его завершения, создав хороший трамплин для карьерного роста. «Иллюстрацией роста заинтересованности в получении образования является в два-три раза увеличивающийся конкурс в бизнес-школы», — комментирует ситуацию Ольга Авраменко, руководитель отдела подбора специалистов и менеджеров компании «АНКОР Банки, финансовые услуги».

Многих специалистов реальная сложность сложившейся ситуации делает готовыми на все, то есть на любую работу в любой более или менее адекватной сфере. Им эксперты кадровых служб советуют иметь максимальное количество резюме. «Одно из них нужно адаптировать для собеседования на руководящую должность, второе — для менеджера, третье, четвертое и пятое — для разных «небанковских» отраслей, — объясняет Наталья Скирута, руководитель группы «Банки и финансовые услуги» кадровой компании AVANTA Personnel. — В каждом из вариантов не поленитесь и опишите свои знания и умения со стороны, наиболее интересной для каждого конкретного направления».

Также эксперты советуют придумать максимально четкое и реалистичное обоснование для каждой из потенциально интересных отраслей и должностей. Кандидат должен быть готов объяснить, почему с позиции руководителя отделом он готов перей­ти на позицию специалиста. И это объяснение должно быть разумным, не из разряда «кушать хочется», а, например, давнего и искреннего интереса к новому направлению, новой области и компании. Поверят ли — вопрос другой…

Учиться и переквалифицироваться стоит, только если на курсы отправляет биржа труда — значит есть запросы на определенные специальности.

«На самом деле половина специалистов из списка наиболее увольняемых может работать где угодно, — уверена Наталья Ефимова, руководитель департамента по работе с клиентами кадровой компании «Фаворит-групп». — Особенно это касается тех, кто занимает нижнюю часть печального рейтинга: бухгалтеров, HR-специалистов, IT-специалистов, маркетологов, PR. Профессиональные навыки этих работников соответствуют любому сегменту. Они могут и должны работать на любом предложенном предприятии. Конечно, речь идет все-таки о специалистах опытных, а не специалистах начального уровня».

И только если человек является именно узким экспертом по банковским продуктам, видящим себя только в банковской сфере, тогда ему нужно обязательно продолжать искать свой банк или финансовую компанию. А вот всем сомневающимся в дальнейшей устойчивости банковской сферы советуют обратить внимание на более стабильные направления бизнеса: FMCG, фармацевтическую и другие отрасли.

Комментарии

1
  • Наталья Конюшенко
    вот уж фигня, что в банковской сфере у Айтишников зарплата была выше, чем то, что они могут найти сейчас.