Финансовый кризис

Лекарство от застоя: спад на рынке - повод для оптимизации банковских процессов

За последние полгода в России, да и во всем мире, можно говорить о том, что кризис заметно изменил отношение банков к своей деятельности.

За последние полгода в России, да и во всем мире, можно говорить о том, что кризис заметно изменил отношение банков к своей деятельности.

Что же мы увидим на российском рынке через несколько лет? В период кризиса у многих компаний появилась тенденция к более внимательному отношению и контролю эффективности инвестиций. Это является первым индикатором жизненно необходимых изменений, которые банки должны сделать, чтобы выжить в период кризиса.

ПОД ТРЕМЯ ФЛАГАМИ

Начнем с банальностей: кризис - это не время для того, чтобы анализировать прошлые ошибки. Может оказаться, что извлеченные уроки будут поучительными, но во многом бесполезными в новых условиях, а время и ресурсы уже будут потрачены. Рынок сжимается, и логика диктует сокращать расходы.
Так чаще всего и поступают. Урезается бюджет маркетинга и рекламы, замораживается разработка новых продуктов и развитие новых каналов продаж. В кадровой сфере сокращается фонд оплаты труда, а вместе с ним - меры поощрения и мотивации, отменяются бонусные программы. Последствия проявляются очень скоро: клиентов становится меньше, они все чаще выражают недовольство тем, как их обслуживают. Все это неминуемо ведет к снижению доходов и падению конкурентоспособности.
Но есть и другая логика: кризис - это время для того, чтобы измениться, отказаться от устаревшего, подготовиться к новому этапу развития. Другими словами, надо не сокращать бизнес, а оптимизировать его, не выживать, а готовиться к будущему периоду роста.
Поэтому надо оптимизировать операционные расходы, стремиться удержать и даже увеличить объем продаж, а главное по-новому выстраивать отношения с клиентами.

СКОЛЬКО СТОИТ КРЕДИТ?

Что происходит, когда в банк приходит новый клиент и хочет взять кредит? Сколько времени проходит с его первой встречи с консультантом до момента получения денег? Сколько человек в этом участвуют? Сколько формуляров требуется заполнить?
Такими вопросами в российских банках задаются часто, но редко этот процесс доводится до логического конца, что, в свою очередь, говорит об отсутствии управления внутренними процессами. Сегодня во многих банках созданы карты процессов, которые позволяют в целом оценить их эффективность. В некоторых банках эти процессы даже стандартизированы. Но теперь нужно двигаться дальше: выявлять новые возможности, скрытые в этих процессах, добиваться их стандартизации и улучшения. Все эти шаги позволят оценить процессы с точки зрения потерь, как временных, так и материальных, позволят выявить дефекты процессов и устранить их.
Этот метод можно использовать не только для анализа и оптимизации внутренних процессов. С его помощью стоит оценивать другие стороны бизнеса, а также проводить контроль качества. Например, можно выяснить, насколько удобен для клиентов операционный зал, сколько времени тратится для получения справки. Можно узнать причины возникновения очередей, которые чаще всего заставляют клиентов повернуться и уйти.

НОВЫЙ ОБЛИК ОТДЕЛЕНИЯ

За последние пять лет произошла техническая революция: связь стала поистине всепроникающей и мобильной, а Интернет стал доступен практически из любой точки планеты. Совершить платежи, проверить счет, перевести деньги можно теперь в любое время и из любого места при наличии компьютера, коммуникатора или просто мобильного телефона.
Многие банковские менеджеры решили, что это коренным образом меняет дело, что клиенты могут «ходить в банк», сидя дома или в офисе. Значит, банковские отделения, функционирование которых обходится в копеечку, отмирают. Однако этот вывод оказался ошибочным. Практика показывает: несмотря на появление дистанционного облуживания, роль отделений не становится меньше, зато она заметно меняется.
Банковское отделение - это большие инвестиции, поэтому в них должны концентрироваться услуги, которые невозможны без участия человека и которые позволяют выстраивать отношения с клиентами. Отделения должны становиться центрами консультирования и продаж сложных услуг/финансовых продуктов. А транзакционные операции могут выводиться в альтернативные каналы, чтобы клиенты шли не к кассиру, а в банкомат. Чтобы при активации карты они пользовались телефоном, а не услугами консультанта. Очень многие услуги с успехом могут быть переведены в Интернет, многофункциональные банкоматы, колл-центры. Это позволит разгрузить отделения и сконцентрироваться на консультировании и продаже.
Если говорить о банке в целом, то оценка эффективности филиальной сети открывает путь к ее оптимизации как с точки зрения функциональности и затрат, так и с точки зрения наиболее эффективного покрытия обслуживаемой территории. Правильное выстраивание каналов дистрибуции поможет найти наименее затратные решения и достичь большей функциональности, эффективности и продуктивности. Это крайне важно в нынешней кризисной ситуации.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Специалисты знают: потерять клиента просто, а вернуть его - трудно. Это недопустимо даже в период стабильности, а уж в кризисные времена подобно катастрофе. Замечено, что клиент, ушедший в кризисный период, никогда в банк не возвращается, а тот, кто остался в банке во время кризиса, приведет новых потребителей. При этом все понимают, что удержать старого клиента менее затратно, чем привлечь нового.
Поэтому в период нестабильности все силы следует направить на удержание клиентов. А это - не только вежливость персонала и хорошее знание ими продуктов. Для сотрудников, от которых в такое время требуются особые усилия, важно разработать правильную систему мотивации, как индивидуальную, так и групповую, которая учтет и качество их работы, и карьерные устремления. Подобная система должна включать не только материальные, но и нематериальные поощрения.
Речь идет о четкой и прозрачной системе постановки целей, а также последующей финансовой или нефинансовой оценке действий персонала. При этом необходимо учитывать потребности и внутреннюю мотивацию команды сотрудников. Другими словами, следует оптимизировать карьерные модели и системы тренингов, а также, что немаловажно, повысить стандарты обслуживания.

КРИЗИС КАК ВОЗМОЖНОСТЬ

«А не поздно ли для изменений? - спросит читатель. - Ведь все признаки экономического кризиса уже налицо». Ответ - нет. В кризис все меняется. Наступление рецессии стало реальной угрозой, и спад для России, как и для всего мира, может оказаться глубже и продолжительнее, чем это казалось совсем недавно. А хозяином рынка становится клиент, которого надо привлекать.
Таким образом, те, кто начнет менять свою деятельность сегодня с учетом будущих вызовов, завтра обязательно выиграют. Поэтому действовать надо системно, не забывая о том, что лучшие инвестиции - это вложения в будущее. Кризис для многих банков можно рассматривать не как негативный фактор, а как стимул для позитивных изменений, которые зарождались на банковском рынке еще до наступления нынешних сложных времен. 

Начать дискуссию

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах, ВЭД и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Как работать с машиночитаемой доверенностью

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Определять инвестиционную недвижимость надо по ФСБУ 6/2020 и МСФО 40

Электростанции, которые сдают в аренду – это не инвестиционная недвижимость.

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

Интересные материалы

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.