Кто может рассчитывать на заработок не меньше $10 тыс в месяц во времена, когда даже высоколобым профессионалам не гарантирован стабильно высокий доход?
Среди многочисленных бизнес-профессий на финансовом рынке есть одна, остро заточенная под форс-мажорные обстоятельства - антикризисный менеджер. Профи столь узкой специализации, да еще с длинным перечнем навыков - штучный товар, утверждают эксперты. Тем выше должен быть спрос на него, особенно сейчас, когда ситуация обязывает спасать банковский бизнес всеми возможными способами. Но так ли это на самом деле?
«ОПЫТ-1998» - ВОСТРЕБОВАН ИЛИ НЕТ?
HR-специалисты хором утверждают: не каждый человек, именующий себя антикризисным управляющим, на деле является таковым. Чтобы не переплачивать потенциальному спасителю, для начала стоит понять, что такое антикризисник в нынешних реалиях.
За последние 10 лет в стране сложилась целая группа топ-руководителей, называющих себя антикризисными менеджерами. Вместе с тем системной подготовки специалистов такого профиля, по сути, нет. Что же касается практики, то единственным серьезным испытанием на прочность для «серых кардиналов» стал кризис 1998 года. Но может
ли опыт работы во времена локальных проблем десятилетней давности дать привилегии сегодня? На этот счет есть разные точки зрения.
«В 1998 году назвать себя антикризисным управляющим мог кто угодно, рынок за это время успел повзрослеть, и потому стало гораздо больше людей, которые участвовали в спасении фирм и банков уже в «мирное» время», - считает Наталья Куркчи, руководитель департамента «Банки и финансы» Antal Russia.
«В принципе, опыт 1998 года ценен, однако, учитывая глобальность текущего кризиса, на первый план выходят такие качества, как способность действовать в условиях почти полного тупика. Например, при отсутствии возможности перекредитоваться», - подчеркивает Наталья Чепрасова, региональный директор отделения Финансовые ресурсы международного агентства по подбору персонала Kelly Services.
«Среди нанимателей немало тех, кто предпочитает менеджеров, умудренных опытом прошлого кризиса 1998 года. Люди полагают, что общие тенденции сохранились: наличие инфляции, массовые сокращения персонала и нестабильность на валютном рынке», - поясняет тенденцию Марина Леонова, руководитель направления «Финансы» холдинга «Империя кадров».
Но подобного специалиста, по ее словам, найти сейчас непросто: многие из них взлетели высоко и часто занимают кресла предправления крупных холдингов. Вот почему легче и дешевле, по данным экспертов, найти относительно «молодых», людей с более гибким мышлением и более быстрой реакцией. Людей, имеющих за спиной подтвержденный опыт вывода компаний из финансовых коллапсов.
У ВАС ВСЕ ПЛОХО? ТОГДА МЫ ИДЕМ К ВАМ!
Каким требованиям должен отвечать современный банковский Бэтмен, чтобы соответствовать запросам потенциальных работодателей? В сложившихся условиях соискателей на данные позиции очевидно больше, чем требуется, поэтому высоту планки качества задает спрос, считают в Kelly Services.
Наниматели, по словам экспертов, ищут людей, способных провести всеобъемлющий анализ внешних факторов, приведших к кризису: прежде всего макросреды (политическое окружение, технологическое окружение и т.п.) и конкурентной среды.
«Чаще всего сегодня на роль антикризисника ищут человека, хорошо понимающего, что такое макроэкономика, имеющего зарубежный опыт, знающего все процессы, которые происходят, и понимающего, как к ним адаптироваться в локальных условиях»,— считает Наталья Куркчи.
Но при этом спрос на экспертов, по ее словам, невелик. «Сегодня достаточно русских, которые жили и работали за рубежом, не понаслышке понимающих, что такое зарубежная экономика, - поясняет эксперт. - Но при этом «наши люди» обладают пониманием того, что происходит здесь и сейчас».
Многие иностранцы, приехавшие в Россию в качестве антикризисных консультантов, не могут быстро наладить рабочий процесс из-за разности менталитета, подхода к работе, считают эксперты в области HR. Причина тому -разность в восприятии и менталитете.
Насколько совпадает с мнением аналитиков, которые оценивают таких специалистов с точки зрения эффективности? «В сегодняшних условиях антикризисный менеджер должен учитывать историю развития банковского сектора в России, — расставляет акценты Ростислав Мусиенко, аналитик по банковскому сектору Банка Москвы. - Он должен быть в первую очередь «оптимистичным пессимистом», то есть действовать решительно, учитывая самые негативные сценарии развития деятельности банка и сектора в целом».
Между тем в целом рынок успел сформировать свой набор требований, предъявляемых для оценки работы антикризисных менеджеров в нынешних условиях. По мнению экспертов, выделить хорошего специалиста в этой сфере не так уж и сложно: надо тщательно отследить, какие компании благодаря ему удержались на плаву и в каком состоянии они находились до его прихода. Однако главная ценность такого специалиста в том, что он, подобно талантливому хирургу, способен в переломный момент не просто быстро оптимизировать все лишние расходы, но и выбрать единственно верное решение для спасения «больного». Главные критерии качества антикризисного менеджера: быстрота и точность решений. То есть помимо опыта и широкого спектра знаний требуется интуиция и нестандартность мышления, так как в ситуации ограниченных финансовых ресурсов ошибки недопустимы, а промедление смерти подобно. Деньги ему платят за риск: одно неверное решение, и на карьере можно ставить крест.
Основная задача для любого антикризисного менеджера в компании -изменить стратегию, которая и привела финансовую структуру к убыткам. Причиной неудач часто становится неверный выбор основных критериев эффективной деятельности. В первую очередь «спаситель» рассматривает движение денежных потоков и уровень оплаченной прибыли (рентабельность). Также с его приходом учащаются сроки предоставления отчетности. Затем начинается сокращение издержек.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Часто складывается, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: антикризисному менеджеру предлагают место коммерческого или исполнительного директора, менеджера проекта, иногда должность директора по продажам. То есть приглашают его для решения вполне конкретных задач, но в название его будущей должности при этом не включают страшное слово «кризис».
Ответ на вопрос, почему все обстоит так, а не иначе, прост. Во многих финансовых структурах считают, что наличие в штатном расписании такой должности - дурной знак. По мнению «суеверных» руководителей, конкуренты и регуляторы рынка при упоминании антикризисника могут сделать неправильный вывод - например, такой, что банк находится на грани банкротства. Хотя речь может идти о перераспределении ресурсов или о профилактике неэффективного управления в процессе присоединения новых региональных филиалов. Иными словами, далеко не всегда, даже в нынешних условиях, поиск и привлечение такого редкого специалиста напрямую связаны с кризисом внутри компании.
акцент
Хорошего антикризисника обычно нанимает себе не без пяти минут банкрот, а довольно устойчивая финансовая структура, желающая обойти конкурентов и совершить новый рывок в своем развитии.
Как ни парадоксально, хорошего антикризисника обычно нанимают как раз в момент, когда финансовая структура процветает и стремится выйти на новый уровень. «Такого специалиста приглашают, когда у банка все стабильно», - поясняет Леонид Слипченко, аналитик ФК «УРАЛСИБ». «И в этом нет ничего странного, - уверена Мария Леонова. - В традиционном понимании антикризисный менеджер - человек, присутствие которого необходимо в любой, даже благополучной компании по принципу «предупрежден - значит вооружен». Он дает иммунитет от банкротства, осуществляя постоянный контроль за деятельностью банка».
Итак, объективная польза работы такого личного «доктора» неоспорима. Однако зачастую главным препятствием для его приобретения становится фактор цены.
СКАЖИ МНЕ, СКОЛЬКО ТЫ СТОИШЬ?
Антикризисный менеджер привлекается на короткое время, максимум на полгода, поэтому мотивировать его можно исключительно деньгами. Как правило, он стоит почти как финансовый директор. Его зарплата может состоять из оклада и бонусной части, привязанной к финалу проекта или к его этапам, поясняют эксперты. Суммы зарплат разнятся в зависимости от размера компании или от масштаба проблемы, которую предстоит решить. Размер компенсации также зависит от уровня компании, от качества и количества проблем в компании, от «багажа» специалиста.
Как правило, это оклад плюс процент от прибыли, достигающий 50-100% от основного оклада.
Однако специалиста можно купить и подешевле, если договориться с новым сотрудником не об антикризисной работе, а об обычном переходе на новое место. Тогда есть возможность уложиться в традиционные рыночные рамки - повысить оклад нового менеджера по сравнению с предыдущим местом на треть.
Минимум для такого специалиста - $10 тыс. В среднем оклад антикризисника составляет $15-18 тыс. в месяц. Но есть компании, готовые предложить и $25 тыс.
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ
Главная коллизия заключается в следующем: брать временщика со стороны с перспективой оставить его после успешной работы у себя «дома» или найти «серого кардинала» в своем коллективе? В этом вопросе HR-эксперты и аналитики банка расходятся.
«Теоретически такого профи можно взять и со стороны. Однако большинство банков предпочитает обходиться собственными силами», - рассказывает Ростислав Мусиенко, аналитик по банковскому сектору Банк Москвы.
«Идея включить в процесс управления банковским бизнесом стороннего менеджера на деле довольна сложна. Хотя бы потому, что бизнес каждого банка в нынешних условиях динамично меняется», - объясняет Наталья Орлова, аналитик Альфа-Банка.
По ее мнению, довольно трудно нанять постороннего человека, который бы правильно оценил структуру банка, где он до этого не работал. Скорее «люди изнутри», считает Орлова, могут «с лету» сориентироваться, чтобы удержать банк в равновесии.
Вероятно, следуя этой внутренней логике, роль антикризисных менеджеров во многих банках сегодня по совместительству играют замы предправления.
Многие игроки рынка уверены: приглашенный антикризисник с весомым багажом незаменим в процессе слияний и поглощений, когда надо оперативно провести «генеральную уборку» в купленном банке и включить его в структуру холдинга без осложнений.
Однако даже при таком положении дел чужой кузнец не нужен, полагает Леонид Слипченко, аналитик ФК «УРАЛСИБ»: «Нанимать мегадорогого специалиста в ситуации, когда один банк поглощает другой, не всегда оправданно, так как аудит покупаемого банка могут сделать и собственные специалисты».
Впрочем, есть иная позиция: «У многих компаний зачастую не остается выбора: брать или не брать «временщика», так как внутренние резервы по ряду причин не могут обеспечить должного эффекта, - рассказывает Мария Леонова. - Первая причина: существующие топы продолжают вести бизнес в прежнем направлении, будучи глубоко убежденными в своей правоте и не обладая гибкостью экономического и стратегического подхода. Вторая: редкие компании держат антикризисников на постоянной основе, определяя стратегию развития компании силами владельцев и реже силами топ-менеджмента. Третья причина: брать «временщика» становится необходимо, если нынешние топы позволили ситуации зайти в тупик. Тогда приходит понимание того, что только человек со «свежими мозгами» и «незамыленным взглядом», (к тому же имеющий опыт выхода из подобных ситуаций) сможет изменить положение дел».
досье
ВОСЕМЬ В ОДНОМ
Специальность 062000 «Антикризисное управление» уникальна сплавом предметных областей: менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет. Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего, перечислены ниже: право; основы оценки бизнеса и оценки недвижимости; основы теории маркетинга; основы менеджмента; финансовый учет, аудит; планирование; основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодательством. Профессиональные знания специалиста по АКУ должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в АКУ, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т.д.
Осталось выяснить: для каких банков антикризисники со стороны сегодня нужнее всего?
«Для средних банков, оставшихся на плаву, затраты на антикризисного менеджера вполне оправданны», - поясняет Оксана Ворохоб, гендиректор кадрового агентства ФКД-Консалт.
«В больших и системных финансово-кредитных структурах приглашенный антикризисник вряд ли сможет кардинально исправить ситуацию в управлении бизнес-процессами, - соглашается Наталья Куркчи. — Cлишком сложным может оказаться внутреннее построение бизнеса для того, чтобы быстро продиагностировать «заболевание».
«Большие банки чаще привлекают таких специалистов не для комплексного антикризисного управления, а для оптимизации расходов, когда не хочется «резать» сотрудников своими собственными руками, - поясняет Юлия Винча, управляющий партнер кадрового агентства «Юнити». - Заказчики в лице крупных банков доверяют приглашенным антикризисникам решение проблем узкого направления. Иными словами, миссия не столь глобальна и роль не столь значима, но зато и расходы меньше».
факт
Отличить классический стиль работы антикризисного менеджера достаточно просто: приоритетными для первого являются тактические, а не стратегические задачи, при этом антикризисник планирует осуществление этих задач с прицелом на ближайшие полгода. Соответственно, и денежные средства аккумулируются также под решение узкого круга тактических задач. Все лишние траты урезаются, осуществляются только обязательные и необходимые выплаты. Но если на этом функции антикризисника заканчиваются, то он, скорее, похоронный агент, который готовит бизнес к банкротству. Для того чтобы переориентировать компанию, задав ей новый вектор развития, необходимы принципиально иные временные и финансовые затраты.
Начать дискуссию