Банки

Хранилище данных: одно на всех

Единое корпоративное хранилище данных позволяет существенно повысить эффективность управления в банковской группе и ускорить процесс включения «новичков» в работу. Вице-президент Пробизнесбанка Алексей Пирогов рассказал «БО» о том, как устроено корпоративное хранилище в банке и как реализуются IT-проекты на его базе.

Единое корпоративное хранилище данных позволяет существенно повысить эффективность управления в банковской группе и ускорить процесс включения «новичков» в работу. Вице-президент Пробизнесбанка Алексей Пирогов рассказал «БО» о том, как устроено корпоративное хранилище в банке и как реализуются IT-проекты на его базе.

— Когда было построено хранилище? Как реализовывался этот проект?

— Работать над созданием корпоративного хранилища мы начали десять лет назад. Это был масштабный проект, в создании которого принимали участие практически все подразделения банка. За год интенсивной работы мы составили более восьмидесяти отчетов, которые свели в определенную систему. Изначально мы считали, что хранилище данных не должно быть настолько точным и подробным, как, например, АБС. Однако в процессе работы поняли, что система не потерпит приблизительных данных.

Далее начался, наверное, самый сложный этап проекта. Нам необходимо было учесть и аккумулировать в хранилище все аспекты деятельности банка. Для сбора сведений мы использовали около десяти источников данных — автоматизированную банковскую систему, CRM, бэк-офис, ERP, кадровую статистику, кредитные заявки и т. д. Эта работа велась в течение нескольких лет.

— То есть банк самостоятельно разрабатывал хранилище?

— Корпоративное хранилище — это собственная разработка Пробизнесбанка. Я считаю, что использование готового хранилища данных является некой утопией. Есть готовые решения у компании Diasoft, R-Style. Могу сказать, что разработки этих компаний являются хорошими модулями для составления отчетности. Решения хорошо работают с «родными» системами данных. Но, учитывая, что IT-система в банках, как правило, представляет собой «зоопарк», внедрение «специализированного» модуля вряд ли окажется удачным.

— Какие задачи решает корпоративное хранилище данных и из каких блоков оно состоит?

— На первоначальном этапе мы про­анализировали процессы и потребности банка, то есть попытались понять, какая информация нам нужна, что мы хотим получить на выходе. Однако, когда информация была сведена воедино, возник соблазн провести всевозможные анализы и построить максимальное количество отчетов. Мы пытались реализовать все эти замыслы на практике, формировали даже отчетность для ЦБ. Но в конечном итоге мы остановились на единственном решении — корпоративное хранилище используется только для построения управленческой отчетности. Формированием отчетности для ЦБ занимается отдельный специализированный модуль, который работает на базе АБС.

Построение аналитической отчетности, по моему мнению, с помощью корпоративного хранилища нецелесообразно. Корпоративное хранилище настолько насыщенно данными, что делать в нем работу в on line режиме практически нереально.

Процесс подготовки управленческой отчетности запускается с определенной периодичностью. Обычно это происходит ночью, когда обработка данных для составления отчетности не мешает работе операционных подразделений. Конечно, делать аналитическую отчетность на базе корпоративного хранилища данных можно. Однако практика показывает, что, если это происходит не в on line режиме, сведения точно не отражают текущей ситуации и их нельзя использовать. Для построения оперативной отчетности в банке также есть отдельный блок.

— Вы работаете над расширением функциональных возможностей хранилища данных?

— Мы отслеживаем все бизнес-процессы, которые функционируют в рамках группы. Текущие процессы изучаются в различных разрезах — в разрезе подразделений, в разрезе отдельных продуктов, в разрезе входящих в группу банков. В этом году перед нами поставлена новая задача — получить управленческую отчетность в разрезе отделений. Создание такой отчетности даст представление о том, как работает каждое отдельно взятое отделение, насколько оно прибыльно или не прибыльно, какой оно приносит доход и т. д.

Учитывая, что в банке порядка двухсот отделений, это достаточно глобальная задача, которая на данный момент практически выполнена.

— Часто приходится вносить такие изменения в систему? И сейчас, когда акценты на рынке меняются, не приходится ли перестраивать систему кардинально?

— Система меняется постоянно. Вряд ли будет правильным сказать, что она меняется более динамично в период кризиса. Банковский бизнес менялся активно и до кризиса. Сейчас, наверное, изменились мотивы. Если до кризиса всех волновали доходы, а расходы отходили на второй план, то сейчас банкиров больше интересует cost.

— Пробизнесбанк активно расширяется. Когда в группу входит новый банк, его подключают к корпоративному хранилищу данных?

— Действительно, за последние несколько месяцев к группе Пробизнесбанка присоединилось несколько кредитных организаций. У нас хорошо налажен процесс интеграции региональных банков в группу. В банке есть команда, которая неоднократно подключала новых участников к единой IT-системе, а потому они достаточно оперативно и качественно проводят все необходимые мероприятия, и банк быстро включается в управленческий процесс. Например, Калужский банк мы купили в декабре 2008 года, а в середине текущего, я думаю, он уже будет полностью подключен к нашему IT-комплексу.

Перевод банков на единую IT-платформу позволяет существенно уменьшить стоимость IT-обслуживания. «Новичок» так же, как и остальные банки, получает бизнес-план, составляет отчетность, а его работа оценивается и контролируется соответствующими подразделениями.

— Получается, что на подключение к хранилищу данных у вас уходит несколько месяцев.

— Создание управленческой отчетности является фактически итоговой точкой в процессе подключения банка к IT-системе группы. Поэтому говорить о том, что, допустим, полгода у нас ушло только на подключение к корпоративному хранилищу, не совсем верно. Прежде чем подключить новый банк к хранилищу данных, нам необходимо внедрить у него АБС, бэк-офисные системы, интернет-банк. То есть мы производим полную замену автоматизированных систем, вплоть до ключей от входа со двора. Только после этого хранилище начинает функционировать надлежащим образом.

— А если купленный банк имеет управленческую отчетность достаточно хорошего качества, она может быть сохранена в исходной форме?

— Практически ни одна кредитная организация, интегрированная в группу Пробизнесбанка, не имела управленческой отчетности. На момент продажи банки еще не доросли до создания корпоративного хранилища.

Однако если в банке есть какие-то интересные технические находки, то мы их, конечно, сохраняем. Чаще всего интересные ноу-хау можно встретить в продуктовых предложениях. Например, Банк24.ру работает в режиме 24х7 и славится своей виртуальностью. Подвести его под единый формат, значит, низложить этот банк до уровня обычного портфеля активов. Естественно, мы этого делать не будем.

Банковский бизнес менялся активно и до кризиса. Сейчас, наверное, изменились мотивы. Если до кризиса всех волновали доходы, а расходы отходили на второй план, то сейчас банкиров больше интересует cost.

— Насколько мне известно, прежде чем внедрить корпоративное хранилище данных, вы запускали пилотные проекты.

— Запуск пилотных проектов это обычная, я бы даже сказал, обязательная процедура при реализации масштабных IT-проектов. Скажу честно, не все пилотные проекты, из тех, которые родились при запуске корпоративного хранилища данных, оказались одинаково удачными, поэтому от каких-то первоначальных планов нам пришлось отказаться. Но я считаю, что ресурсы на их воплощение были потрачены не зря. Мы получили огромный опыт и знания. Таких аналитиков, как у нас, на рынке практически нет.

Управленческая отчетность группы Пробизнесбанка сегодня выполняется на достаточно высоком уровне. Однако, несмотря на этот факт, мы рассматриваем стратегическую возможность замены существующего корпоративного хранилища на решение, созданное на промышленной основе.

Такая необходимость возникла потому, что наше хранилище содержит огромное количество разрозненных данных. В результате каждое изменение в базе приводит к привлечению огромного количества дополнительных ресурсов. Возможно, в ближайшее время будут приняты соответствующие решения.

— Если проект будет реализован, то от существующего хранилища вы откажетесь полностью?

— Если банк нацелен на динамичное развитие, то рано или поздно ему придется отказаться от существующей системы в пользу более современной и емкой.

Определенные недоработки в нашем хранилище существуют, потому что раньше, на этапе создания, мы не до конца понимали, что такое управленческая отчетность, зачем она нужна и в каких разрезах мы хотим ее использовать. Сейчас у нас достаточно опыта, чтобы создать более совершенную модель, в которой будет систематизирован весь материал.

Банк с портфелем активов до 10 млрд рублей может спокойно функционировать без корпоратив­ного хранилища.

Но пока этот проект находится только на стадии обсуждения.

— Реализация такого проекта достаточно затратное мероприятие.

— Безусловно, но основная часть расходов идет даже не на покупку лицензии, а на внутренние расходы. Мы постоянно ведем учет косвенных расходов, времени, которое тратят наши сотрудники на тот или иной проект. Эти расходы как раз и составляют значительную часть стоимости проекта.

— А предусмотрена возможность масштабирования системы?

— Можно сказать, что в этом вопросе нам повезло. Когда мы только занимались разработкой хранилища данных, Пробизнесбанк совершил первую сделку по покупке банка. Это заставило нас задуматься о том, что, возможно, в ближайшем будущем объемы данных и операций могут существенно увеличиться. Мы предусмотрели такую возможность. И благодаря этому у нас сегодня не возникает проблем при осуществлении масштабирования.

— За время существования корпоративное хранилище претерпело серьезные изменения?

— Я думаю, что существующее хранилище порядка на три отличается от первоначального варианта. Корпоративное хранилище данных — это живое существо, которое постоянно меняется. Мы начинали с пяти таблиц, а сегодня их четыре-пять тысяч. Естественно, для того чтобы ориентироваться во всем этом многообразии, необходима серьезная база знаний.

— По вашему мнению, может банк работать без хранилища данных?

— Маленький банк, безусловно, может обойтись без хранилища данных. К тому же, как показывает практика, маленькие банки так и работают. По моим расчетам, банк с портфелем активов до 10 млрд рублей может спокойно функционировать без корпоративного хранилища. К тому же если банк монопродуктовый, то он также может жить без корпоративного хранилища. Основная задача корпоративного хранилища заключается в систематизации и анализе разнородных бизнес-процессов. Эта задача характерна как раз для крупного универсального банка.

Начать дискуссию