Кредитование

Льготное автокредитование: трех банков достаточно

Почему в программе правительства по субсидированию процентных ставок в автокредитовании участвуют всего три банка, рассказал один из ее участников — вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей Токарев.

Почему в программе правительства по субсидированию процентных ставок в автокредитовании участвуют всего три банка, рассказал один из ее участников — вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей Токарев.

— Ваш банк принимал участие в разработке программы. Почему было решено привлечь ваших специалистов?

— В работе над законопроектом принимал участие не только наш банк — ВТБ 24, но также Сбербанк и Россельхозбанк. Эксперимент по привлечению экспертов рынка для разработки законопроекта, мне кажется, полностью оправдал себя, потому что позволил предусмотреть и заблаговременно решить некоторые нюансы, из-за которых могли возникнуть сложности при реализации программы. По моему мнению, такой механизм должен использоваться всегда при разработке документов, направленных на стимулирование рынка.

— Почему в реализации программы участвуют всего три банка? Участие банков, допустим, топ-30 позволило бы сделать ее более массовой?

— Как известно, в программе были определены обязательные критерии для банков — участников программы: банк должен иметь филиалы во всех субъектах Российской Федерации и участие государства или Центрального банка в уставном капитале кредитной организации должно составлять не менее 50%. Этим требованиям в полной мере отвечают только три банка.

Почему был выбран такой подход? Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть, что произошло с рынком в целом, и в частности с рынком автокредитования, за последние месяцы. Многие банки с началом кризиса закрыли свои программы автокредитования, а те, кто не принял такие кардинальные меры, снизили лимиты и резко ужесточили требования, в том числе и по одобренным клиентам. Все это свидетельствует о наличии проблем у многих игроков рынка автокредитования. А в таких условиях нельзя быть уверенным в надежности «посредников» госпрограммы.

Кроме того, на данный момент количество игроков пропорционально объему рынка. Если бы рынок остался таким же, как был до кризиса, а количество игроков — как сейчас, то банки явно не переварили бы такой объем кредитов. Сегодня этой проблемы нет, и три банка вполне могут удовлетворить все заявки по льготной программе.

Для реализации государственной программы важна прежде всего стабильность в среднесрочной перспективе.

— Каким образом составлялся перечень марок автомобилей, попадающих под субсидии при кредитовании?

— Программа изначально была направлена, во-первых, на поддержку отечественного производителя. Во-вторых, она позволила воспользоваться кредитом людям с доходом ниже среднего уровня, так как охватывает низкий ценовой сегмент.

Учитывая обозначенные цели, львиную долю в списке, естественно, занимают автомобили серии classic. Мы видим по первым неделям работы программы, что средняя стоимость приобретаемого автомобиля далека даже до максимально установленной планки — 350 тыс. рублей. На данный момент она составляет 220–240 тыс. рублей. Под этот диапазон цен попадает как раз большая часть линейки продукции АвтоВАЗа. Второе место по популярности занимает Reno Logan. Этот производитель в прошлом году продал более 74 тыс. автомобилей и у него также представлен широкий модельный ряд и диапазон цен.

Конечно, на территории России есть сборочные производства и других автоконцернов — помимо тех, которые вошли в список. Правительство было настроено достаточно демократично и давало возможность всем автопроизводителям принять участие в льготной программе. Было объявлено, что если автоконцерн представит четкий план по снижению стоимости, то он также сможет пользоваться привилегиями и продавать автомобили в кредит по льготным ставкам. Сегодня участие или неучастие в программе зависит прежде всего от самих производителей. Я думаю, они вполне могут скорректировать базовую комплектацию. Федеральная программа по субсидированию процентной ставки по автокредитам представляет собой живой механизм. В утвержденный изначально список уже вносились изменения. И скорее всего, они могут быть внесены вновь.

Указание реальной ставки кредитования возможно благодаря тому, что государство компенсирует средства банкам, а не производителю.

— И на сколько, по оценкам разработчиков, данная программа должна увеличить спрос на продукцию АвтоВАЗа?

— Если посмотреть на динамику продаж АвтоВАЗа, то концерн в 2008 году продал автомобилей меньше, чем в 2007 году. Когда в октябре–ноябре 2008 года мы составляли прогноз на 2009 год, то делался расчет на изменение структуры рынка. В частности, увеличится доля отечественных автомобилей. На тот момент было ясно, что из-за девальвации стоимость иномарок повысится и это приведет к сокращению объема продаж, в том числе тех иномарок, которые собираются в России. Но как показывает статистика продаж первых трех месяцев текущего года, структура спроса не изменилась. То есть доля АвтоВАЗа на рынке не увеличилась. Видимо, люди привыкли к хорошему качеству и деньгами голосуют за иномарки.

Недавно был опубликован прогноз продаж АвтоВАЗа на 2009 год, согласно которому автоконцерн планировал реализовать около 600 тыс. автомобилей. Это означает, что в месяц они должны продавать 50 тыс. автомобилей. Однако в январе, феврале и марте отечественный производитель продавал по 30 тыс. автомобилей.

Конечно, мы надеемся, что данная программа позволит переломить ситуацию и поддержать отечественный автопром. Но на цифры нужно смотреть реально.

Сегодня наш прогноз таков: объем продаж по этой программе будет составлять около 12% от рынка автокредитования в 2009 году.

— Кто стал инициатором этой программы и учитывался ли опыт других стран по поддержке автопрома при ее разработке?

— Предложения о стимулировании спроса с помощью федеральной программы поступали со всех сторон — и от производителей, и от банков. На совещании в Набережных Челнах, посвященном поддержке автопрома, наш банк озвучил свое предложение по субсидированию процентной ставки. Конечно, предварительно мы изучали опыт зарубежных стран, смотрели, какие аналоги есть на рынке. Программы по поддержке автопрома предлагались, например, в Германии, где эта мера еще действует, и во Франции, где ее уже отменили, так как острая фаза автомобильного кризиса там протекала в прошлом году. В этих странах в рамках государственных программ при покупке автомобиля клиенту выдавался ваучер, который предоставлял скидку на автомобиль. Недостаток такой программы заключается в том, что производители могли поднять цену на автомобиль накануне начала действия программы.

Главным преимуществом российской программы является то, что в договоре указывается реальная ставка кредитования. Такое возможно как раз благодаря тому, что государство компенсирует средства банкам, а не производителю.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть