Банки

Нужна ли банкам спутниковая связь

Операторы спутниковой связи констатируют, что спрос на их услуги со стороны банков сохраняется. В числе «новообращенных» — Россельхозбанк и «Уралсиб». Однако общее количество кредитных организаций, использующих спутниковые технологии, по-прежнему невелико. Большинство из них откладывает обновление корпоративных сетей связи до лучших времен.

Операторы спутниковой связи констатируют, что спрос на их услуги со стороны банков сохраняется. В числе «новообращенных» — Россельхозбанк и «Уралсиб». Однако общее количество кредитных организаций, использующих спутниковые технологии, по-прежнему невелико. Большинство из них откладывает обновление корпоративных сетей связи до лучших времен.

Надежда на банки

В России пик спроса на спутниковую связь пришелся на первую половину 2008 года. Затем темпы новых подключений начали резко снижаться. Дошло до того, что в начале 2009 года подключаться к спутникам временно прекратили даже госструктуры и крупные корпоративные заказчики — те, кто обеспечивает своими заказами львиную долю рынка.

Банки большого влияния на этот сектор пока не оказывают. По словам Сергея Пехтерева, генерального директора компании «Сетьтелеком», на кредитные организации приходится приблизительно 6–9% российского рынка. При этом для банковских нужд используется спутниковая связь стандарта VSAT (Very Small Aperture Terminal — малые спутниковые наземные станции). Этой технологией уже пользуется Центральный банк, Сбербанк, МоскомПриватБанк, «Ренессанс Капитал» и др. Этим летом к спутниковой связи подключились еще несколько банков. В июне стало известно, что Россельхозбанк решил наладить корпоративную связь для всех своих филиалов с использованием VSAT-технологий. В начале июля услугами оператора «Айпинэт» воспользовался «Уралсиб» — к спутниковой связи была подключена сеть банкоматов в двенадцати филиалах Центрального и Южного федеральных округов.

Специалистов из «Уралсиба» можно понять. Очевидно, что для многофилиального банка неотъемлемым фактором эффективной работы является развитая инфраструктура — прежде всего надежные телекоммуникации. Любой банк заинтересован в быстрой передаче данных от филиала к центральному офису. Сведения о персональных счетах, выплатах по займу, депозитах и передаче активов должны передаваться мгновенно и, по возможности, безопасно. Не стоит забывать и о банкоматах — каждый из них должен быть связан с корпоративной сетью.

Однако в российских условиях организовать собственную сеть телекоммуникаций иногда проблематично. Дело в том, что о возможности обеспечить всю территорию страны наземными каналами передачи данных говорить пока рано. Как следствие в некоторых удаленных районах реальной альтернативы спутниковой связи просто нет. Недостаточный уровень услуг местных операторов, высокие затраты на связь, трудности развития сети банкоматов и pos-терминалов, большие сроки передачи информации и обработки запросов между терминалами, филиалами и центральным офисом — вот далеко не полный список проблем, с которыми чаще всего встречаются банковские IT-специалисты. Решить все эти вопросы вполне можно с помощью «космических» технологий — по крайней мере, операторы спутниковой связи считают именно так.

Вероятность перехвата информации практически равна нулю.

VSAT для «глубинки»

Нужно отметить, что в настоящий момент VSAT востребован преимущественно в удаленных районах — там, где нет надежных и высокоскоростных наземных каналов связи. Поэтому, говоря о том, какое будущее ждет спутниковую связь в банковских технологиях, важно понять, будет ли она востребована «большими городами».

Директор департамента информационных технологий Международного промышленного банка Андрей Глушак охарактеризовал ситуацию так: «Мы, например, вообще не используем спутниковую связь. Поскольку наши филиалы работают в крупных городах, где нет больших проблем с операторами обычной связи, то мы предпочитаем именно их».

Поставщики VSAT придерживаются другого мнения. Они считают, что даже если филиалы расположены в городах и могут быть подключены к наземным сетям, существует веская причина отдать предпочтение спутниковой сети. Дело в том, что, используя наземные телекоммуникации в разных городах и даже в разных районах одного города придется пользоваться услугами разных операторов. Гораздо удобнее поставить в каждом филиале «тарелку» VSAT — тогда филиальную сеть по всей стране будет обслуживать единственный оператор связи, а это, в свою очередь, позволит централизовать инфраструктуру. К тому же для спутникового оператора такой банк — оптовый покупатель услуг и для него устанавливаются специальные тарифы.

Но, похоже, что для большинства банковских специалистов доводы спутниковых операторов по-прежнему звучат неубедительно. Даже там, где отсутствует наземная инфраструктура, используется не VSAT, а GPRS — традиционный, но ненадежный. Многие банки отдают предпочтение волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС), причем не только в крупных городах, но и в труднодоступных географических районах и регионах с неразвитой коммуникационной инфраструктурой. Несмотря на то что Дальний Восток (исключая краевые и районные центры) относится к таким районам, хабаровскими банками, например, спутниковая связь практически не применяется. «Все каналы связи у нас «наземные» — стремимся к тому, чтобы они со временем перешли на ВОЛС», — признается Валерий Голубев, начальник управления информационных технологий хабаровского банка «Уссури». В других региональных банках ситуация похожая. Начальник управления автоматизации красноярского банка «Енисей» Вадим Битюцкий не видит смысла отказываться от предлагаемых сервис-провайдерами наземных сетей в пользу спутниковой связи.

Спутниковую связь для своей филиальной сети может себе позволить только банк очень крупного масштаба — такой как Сбербанк и ВТБ

Что нужно банку

Чтобы понять причины такого недоверия к космическим технологиям, мы попытались выяснить, какими критериями руководствуются банки при выборе системы корпоративной связи. Валерий Голубев подчеркивает, что на выбор влияют три главных фактора: надежность, возможность увеличения пропускной способности канала без капитальных затрат, а также ответственность, оперативность и мобильность оператора связи. В целом для большинства банковских IT-специалистов, опрошенных «БО», определяющими становятся следующие факторы:

- стоимость услуги;

- качество предлагаемого канала связи;

- качество технической поддержки.

При этом цена вопроса неизменно ставится на первое место. Не будем забывать, что кризис — это время не только для внедрения новых технологий, но и для оптимизации расходов. Проблема в том, что в банковских кругах «космическая» связь еще не заслужила репутацию экономного решения. Это подтверждает начальник управления вычислительных систем и телекоммуникаций банка «Союз» Андрей Веневцев: «Среди достоинств VSAT прежде всего стоит выделить мобильность и отсутствие потребности в кабельных сооружениях. При этом основной недостаток такой связи — ее цена. Хотя рынок спутниковой связи, безусловно, имеет большие перспективы — особенно в России, где инфраструктура наземной связи не везде имеется в наличии. Однако в основной своей массе банки спутниковую связь не используют».

С ним соглашается и Валерий Голубев (банк «Уссури»): «На мой взгляд, применение спутниковой связи для своей филиальной сети может себе позволить банк только очень крупного масштаба — такой как Сбербанк и ВТБ». Однако операторы связи настаивают, что хотя их сервис и относится к высокотехнологичным продуктам, он все-таки позволяет минимизировать затраты на связь. Чаще всего при этом вспоминают об услугах конференц-связи, которая поможет сэкономить на такой серьезной статье затрат, как командировочные расходы.

Все каналы связи через спутник защищены самим принципом действия спутниковой связи.

Дело техники

С технической точки зрения спутниковая связь тоже имеет свои недостатки. «К недочетам можно отнести высокий уровень задержки сигнала. Итоговая задержка в канале связи, который организован и на прием, и на передачу, составляет 1700 мс — это существенно для автоматизированных систем, работающих в режиме online, — говорит Валерий Голубев (банк «Уссури»), — Кроме того, физика процесса спутниковой связи предполагает периодические вынужденные перерывы связи».

Мобильность и компактность VSAT, декларируемые операторами как главные козыри спутниковой связи, банковскими специалистами тоже ставятся под сомнение. «Диаметр зеркала спутниковой антенны практически напрямую зависит от пропускной способности канала связи. То есть, чем больше скорость в канале, тем больше диаметр антенны. А большие антенны требуют специализированных площадок для установки», — подчеркивает Валерий Голубев. Многих специалистов не устраивает и требование прямой видимости спутника. Дело в том, что на пути луча антенны не должно быть препятствий. «В случае городских установок на крыше здания правильно настроить связь между спутником и станцией VSAT бывает нелегко — часто мешают соседние дома. А при этом существуют требования санэпидемстанций, которые нужно выполнять», — говорит эксперт.

К плюсам спутниковой связи специалисты относят ее несомненную надежность. Операторы с гордостью вспоминают 2001 год, когда во время наводнения в Ленске связь сохранилась только в двух учреждениях — в администрации и в местном банке. Стоит ли говорить, что связь эта была спутниковой.

Кроме надежности спутниковая связь гарантирует высокий уровень защиты информации. По словам операторов VSAT, канал связи индивидуален и используется только банком. Гарантия безопасности при передаче данных является последним и, пожалуй, неоспоримым доводом в пользу спутниковой связи. Если верить специалистам, все каналы связи через спутник защищены самим принципом действия спутниковой связи. Спутниковые устройства кодирования имеют свой ключ криптозащиты и находятся под строгим контролем банка. Не углубляясь в технические подробности, отметим, что вероятность перехвата информации с закодированного канала связи практически равна нулю.

Если пожелания банкиров сопоставить с предложениями операторов, то складывается следующая картина. Специалисты банков не отрицают, что, учитывая российские реалии (в первую очередь, географические), VSAT-технологии представляют огромный интерес для банковских структур. Но пока, в условиях кризиса, фокус смещен на те продукты, которые помогают банку снижать затраты. Как выразился один из IT-специалистов, «банку важно найти золотую середину между стоимостью системы и ее надежностью». В сегодняшних условиях добиться такого равновесия нелегко — чем-то приходится жертвовать. И банки предпочитают экономить. Однако верно и то, что на каком-то уровне развития банковского рынка, банки, как сетевые структуры, станут гораздо более активно пользоваться услугами спутниковой связи.

Начать дискуссию