Банки

Обмен опытом SOA требует адресных решений

Сервисно-ориентированная архитектура призвана обеспечить максимальную гибкость IT-инфраструктуры. И в то же время технология сама по себе еще довольно молода, и на ее внедрение может потребоваться много времени и затрат.

Сервисно-ориентированная архитектура призвана обеспечить максимальную гибкость IT-инфраструктуры. И в то же время технология сама по себе еще довольно молода, и на ее внедрение может потребоваться много времени и затрат.

Удалось ли банкам, использующим данный подход, достигнуть такого уровня реализации, при котором удается пользоваться главным преимуществом SOA — оперативно изменять программное обеспечение под требования бизнеса? Как данная технология повлияла на затраты на IT в период кризиса? На эти вопросы ответили опрошенные «БО» эксперты.

Константин Борозинец, заместитель председателя правления банка «Агропромкредит»:

— Строгого определения SOA нет, как нет и комитета, вырабатывающего стандарты сервисориентированной архитектуры, да и быть его в принципе не может, поскольку SOA — это не технология, а концепция построения корпоративных информационных систем.

С моей точки зрения, полноценное внедрение такой концепции возможно только тогда, когда появятся готовые решения, построенные с учетом базовых принципов SOA, что может произойти через три-четыре года.

Пока же большинство интеграторов и разработчиков АБС ведут заказные проекты по внедрению в банках элементов SOA, внедряя технологические сервисы и организуя их вызовы через единую сервисную шину. Это связано с тем, что полномасштабное внедрение SOA требует очень больших финансовых и временных затрат, которые банки зачастую не готовы нести.

Собственно, таким же путем пошли и мы. В банке «Агропромкредит» при внедрении систем автоматизации новых бизнес-процессов мы выделяем сервисы, участвующие в этих бизнес-процессах, и объединяем их с помощью интеграционной шины Websphere ESB компании IBM. Это позволяет нам использовать единожды созданный сервис для новых модулей, автоматизирующих бизнес-функции.

Кроме того, использование такого подхода позволяет сократить время внедрения новых систем благодаря возможности параллельной разработки сервисов разными подрядчиками.

Жанна Щенникова, старший вице-президент, руководитель операционного и IТ-департамента банка «Ренессанс Капитал» (ТМ — «Ренессанс Кредит»):

— SOA-архитектура в нашем банке внедрялась для того, чтобы можно было оперативно реагировать на изменения требований рынка. Поэтому нам не пришлось существенно дорабатывать используемые SOA-сервисы, когда потребовалось изменить бизнес-процессы, например, ужесточить рисковые политики и, как следствие, изменить процедуру проверки заемщиков. Банку удалось всего за месяц с момента принятия решения (апрель 2009 года) запустить принципиально новый продукт, вклады, и выйти с ним на рынок уже в мае 2009 года.

Из-за достаточно высоких первоначальных затрат решение о внедрении SOA в экономически сложное время требует детального анализа. Наибольшие преимущества от использования возникают при достижении определенного уровня зрелости SOA-архитектуры, как это сейчас происходит в «Ренессанс Кредит».

На этапе, когда SOA уже внедрена, основные трудности в реализации новых бизнес-процессов, как и в любом проекте системной интеграции, связаны преимущественно с организацией проектной работы в условиях ограниченности финансовых и человеческих ресурсов. Важно расставлять приоритеты — в нашем случае это выполнение требований регулятора и качественное обслуживание клиентского портфеля.

Сергей Енютин, начальник управления информационных технологий Райффайзенбанка:

— В изменившихся экономических условиях нам понадобилось внедрить ряд новых процессов, обеспечивающих повышение эффективности работы банка и снижение его расходов. К таким сервисам относятся те, которые ранее требовали затратного привлечения ручного труда сотрудников банка. Новые сервисы призваны обеспечить реализацию Straight Through Processing (STP) при работе с поручениями клиентов.

Принцип SOA во время кризиса помогает, если архитектура уже внедрена в компании и показан эффект для банка. Когда же данный проект еще находится в процессе внедрения, то, безусловно, требуются дополнительные ресурсы и время. Основная трудность заключается в нахождении разумного компромисса между SOA и требованиями по срокам, бюджету и качеству сервисов. Кроме того, решение должно быть понятно заказчику и обосновано через CBA (cost-benefit analysis).

Марина Федосеева, директор департамента эксплуатации информационных систем банка «Союз»:

— Отношение IT-департамента банка к решениям на базе концепции SOA можно назвать разумным консерватизмом. Мы давно наблюдаем за развитием этой технологии, за достижениями вендоров программного обеспечения, применяющих сервисно-ориентированную архитектуру в своих продуктах. В банке достаточно длительное время уже эксплуатируется интеграционное решение, построенное на базе концепции SOA.

Мы рассматриваем возможность развития нашей инфраструктуры в ключе SOA и видим в этом такие преимущества, как повышение эффективности операционной деятельности за счет автоматизации «сквозных» бизнес-процессов, увеличение скорости реакции на изменения рыночной ситуации за счет построения гибкой и масштабируемой инфраструктуры. SOA позволит также повысить надежность и стабильность бизнеса за счет построения большей прозрачности инфраструктуры, широких возможностей по оперативному обнаружению и устранению узких мест, резервированию критических подсистем. Кроме того, данная технология предоставит нам новые мощности для расширения бизнеса и поможет защитить ранее сделанные инвестиции за счет широких возможностей по взаимодействию новых и унаследованных систем.

Пока преждевременно говорить о том, что существующие системы, построенные на технологии SOA, уже могут помогать в отладке бизнес-процессов. Многое зависит от конкретной реализации.

Там, где реализация принципов SOA дает отдачу, финансовый результат, мы ориентируемся на внедрение таких систем. Но мы, конечно, объективно оцениваем трудности реализации, представляем себе затраты на полномасштабный проект. Предстоит серьезно перестроить IT-ландшафт, внедрить новые программные продукты. Все это, как уже отмечено, должно давать отдачу, поэтому мы не форсируем движение, стараемся максимально использовать уже достигнутое, особенно в условиях кризиса.

Виталий Татару, директор по информационным технологиям российского подразделения Cetelem:

— SOA — это скорее не система, а набор best practices, архитектура IT. Недостатки же присущи не SOA-подходу как таковому, а его реализациям. Как и любой другой архитектурный подход, SOA имеет свою область применимости. Большое количество SOA-инициатив не достигают успеха именно потому, что вместо того, чтобы найти подходящее решение для проблемы (этим решением может быть или не быть SOA), пытаются подогнать проблему под решение.

В настоящее время банк находится на стадии внедрения ряда принципов SOA. В частности, вся новая функциональность, разрабатываемая в российском подразделении Cetelem, предоставляется как набор сервисов — сервис проверки кредитной истории во внешних кредитных бюро, сервис проверки адресов клиентов, сервис принятия решения по выдаче кредита и другие.

SOA позволяет строить бизнес-процессы из повторно используемых сервисов. В том числе SOA позволяет оптимизировать бизнес-процессы. Однако это требует применения соответствующей SOA-методологии, такой, например, как методология SOMA (Service Oriented Modeling and Architecture).

Основные трудности применения данного подхода связаны с выделением сервисов правильной гранулярности и управление жизненным циклом сервисов (тем, что принято вкладывать в понятие SOA Governance). Однако следует отметить, что SOA-подход — это всего лишь эволюционный шаг в разработке распределенных приложений, и потому многие трудности ничем не отличаются от трудностей других архитектурных подходов: всегда нужно обращать внимание на выполнение нефункциональных требований к сервисам, таким как производительность, масштабируемость, безопасность решений.

Начать дискуссию

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Интересные материалы

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет