Банки

Берегитесь профсоюза

Инициативы по созданию профсоюзов белых воротничков в банках с западным капиталом одна за другой терпят фиаско: членам профкомов объявляют выговоры и подводят их под сокращения

Инициативы по созданию профсоюзов белых воротничков в банках с западным капиталом одна за другой терпят фиаско: членам профкомов объявляют выговоры и подводят их под сокращения

Реакция руководства ООО «Хоум кредит энд финанс банк» на уведомление об учреждении в банке профсоюза последовала незамедлительно: Александру Неймарку, менеджеру по развитию системы интернет-банкинга и по совместительству председателю первичной профсоюзной организации (ППО) банка, отключили компьютер. А затем и вовсе, по словам Неймарка, всех членов профкома из центрального офиса отселили в плохо отапливаемое помещение, заблокировали им пропуска и лишили их возможности выполнять прямые рабочие обязанности.

Менеджменту известно, что в текущий момент в банке образуется ППО, ответили «Ведомостям» в пресс-службе банка «Хоум кредит» и отметили, что во всех своих действиях банк руководствуется российским законодательством, в том числе в области взаимодействия с профессиональными союзами.

«Банк активно поддерживает атмосферу открытого общения со всеми своими сотрудниками путем постоянной прямой коммуникации внутри компании. Эта атмосфера не только мотивирует и ориентирует наших сотрудников на результат, но и обеспечивает комфортные условия работы, развивает его корпоративную культуру, — говорится в ответе пресс-службы. — Процесс коммуникации с сотрудниками носит постоянный характер, является ключевым в политике банка и не зависит от наличия или отсутствия профессиональных союзов».

Быстрая реакция

«Поскольку у банка чешские корни, я предполагал, что отношение к профдвижению должно быть скорее европейским, демократичным. Но реакция была агрессивной, — рассказывает Неймарк. — Меня несколько часов прессовали в службе безопасности как на допросе в гестапо. Вызывали людей, с которыми я общался. Прямо сказали: никакого профсоюза в банке не будет — найдут повод уволить всех членов профсоюза».

Одиннадцатого декабря 2009 г. руководство банка было официально уведомлено об учреждении ППО работников банка «Хоум кредит». А уже 18 декабря Неймарк и еще два члена профкома получили уведомление о сокращении. Из документов следовало, что решение о сокращении их должностей было принято 11 декабря.

«В банке мы занимались серьезными проектами, в которые инвестированы крупные средства, — поясняет Неймарк. — Я менеджер по развитию системы интернет-банкинга и фактически этим направлением занимаюсь один. Уведомление получили еще Михаил Юрик, менеджер по страховым проектам, и Сергей Земелькин, руководитель отдела внешней аналитики, а за компанию и его подчиненный, никакого отношения к профсоюзу не имевший. Получается, руководство приняло решение сократить два отдела вовсе. Нас лишили возможности работать, не пускают на совещания. Сами наносят прямой ущерб работе. Мы предполагали, что реакция может быть негативной, но не думали, что она будет такой, ведь угрозы для бизнеса мы не представляем».

Выговор с пристрастием

В московском филиале ЗАО «Райффайзенбанк» профсоюз был учрежден в октябре 2009 г. Толчком к созданию ППО для инженера ИТ Сергея Паутова, по его словам, стали нарушения работодателем Трудового кодекса. «Нас вынудили подписывать задним числом документы об изменении условий труда без предусмотренного законом уведомления за два месяца. И как только мы проинформировали руководство о создании профсоюза, вся моя рабочая переписка была взята под контроль отделом кадров, — говорит Паутов. — Руководство опасалось, что я буду агитировать сотрудников вступать в профсоюз».

По словам Паутова, за это время на всех активных членов профкома составили по нескольку актов о нарушении внутренних процедур. А самому Паутову объявили выговор за нарушение политики информационной безопасности, запрещающей общение со СМИ. «Если бы не адвокаты профсоюза “Вместе”, нас бы уже уволили», — убежден Паутов.

«Конфликта между администрацией банка и ППО не существует, — утверждает Юлия Крашенинникова-Пощик, директор по управлению персоналом, руководитель регионального управления человеческими ресурсами в России и странах СНГ. — Поскольку члены профсоюза являются прежде всего сотрудниками банка, на них распространяются внутренние процедуры банка, за несоблюдение которых на всех сотрудников налагаются дисциплинарные взыскания».

Артур Писарев, коллега Паутова, рассказывает, что его вызвали в офис, когда он был на больничном. Администрация в рамках внутреннего расследования изъяла компьютеры для проверки, и от Писарева, по его словам, требовали подписать акт проверки, удерживая его в офисе несколько часов, несмотря на его состояние. С заявлением о давлении и угрозах Писарев обратился в ОВД по району Арбат. В возбуждении уголовного дела ему было отказано, но заявление передали в Пресненскую межрайонную прокуратуру.

«Запросов и иных документов из трудовой инспекции и прокуратуры, касающихся взаимоотношений администрации банка и профсоюза, до настоящего времени не поступало, — комментируют ситуацию в ЗАО “Райффайзенбанк”. — Изложенные факты относительно неправомерных действий сотрудников банка при проведении внутренней проверки не соответствуют действительности и являются вымышленными».

«Мне не хотелось бы расценивать действия администрации банка как сознательное преследование профсоюзного лидера, но иногда нам кажется, что это именно так», — говорит Сергей Герасименко, председатель Общероссийского профсоюза офисного и управленческого персонала, работников творческого и интеллектуального труда «Вместе». Герасименко утверждает, что рабочие проблемы у Паутова начались именно тогда, когда руководство узнало, что он создал профсоюзную ячейку: «Мы обратились в трудовую инспекцию и надеемся, что конфликт будет исчерпан. Если в компании соблюдаются все трудовые нормы, бояться профсоюзов не стоит».

Иностранный след

«К новым профсоюзам у работодателей действительно отношение неадекватное, — замечает Анна Шаламова, старший юрист юридической фирмы “Трещев и партнеры” (в 2007-2008 гг. она защищала интересы незаконно сокращенных сотрудников российского Ситибанка). — Вопрос о создании профсоюза часто возникает в предконфликтной ситуации, когда напряженность уже есть, но до конкретных действий не дошло. Для работодателя профсоюз — это лишние расходы и лишняя головная боль».

У сотрудников Ситибанка в декабре 2006 г. создать профсоюз не получилось: работодатель в суде добился признания профсоюза нелегитимным. Больше попыток объединиться сотрудники банка не предпринимали.

«Ситибанк всегда действует в полном соответствии с Трудовым кодексом и придерживается самых высоких этических стандартов в этой области, — ответили на запрос “Ведомостей” в пресс-службе Ситибанка. — Во всем мире Citigroup пользуется репутацией защитника прав и интересов работников и активно сотрудничает с профсоюзами в странах присутствия компании».

Герасименко отмечает, что в компаниях с иностранным капиталом новые профсоюзы приживаются с большим трудом. «На Западе сильные профсоюзы, и работодатель вынужден с ними считаться. В российской же банковской сфере профсоюзное движение еще не устоялось, и в этом смысле наш рынок рабочей силы более привлекательный. Никто не требует индексировать зарплаты или платить за переработки. Профсоюзы же вынуждают выполнять до конца требования Трудового кодекса и трудового договора», — полагает Герасименко. Российский менеджмент, поставленный управлять компанией, по его мнению, боится, что организация профсоюза в российском подразделении западным акционерам не понравится.

Лучше возглавить

«Однако в том же “ Уралсибе” профсоюз, учрежденный в разгар кризиса — в январе 2009 г., прекрасно выстраивает партнерские отношения с работодателем», — продолжает Герасименко.

В «Уралсибе», по признанию Екатерины Успенской, директора по управлению персоналом, к новости об образовании ППО отнеслись спокойно и никаких опасений не испытали. «Опыт многих организаций показывает, что наличие профсоюза значительно влияет на бизнес-процессы, утяжеляя их. Возможно, и это способствует настороженному отношению к ППО, — комментирует Успенская. — В частности, работодатель обязан заранее информировать профком об управленческих действиях и согласовывать с ним некоторые локально-нормативные и организационно-распоря-дительные документы».

Татьяна Летунова, председатель ППО «Уралсиба», говорит, что даже инициатива заключения коллективного договора в «Уралсибе» исходила от администрации, «а характерные для финансового сектора оптимизационные мероприятия после рассмотрения их процедур на заседании профкома проводились кадровыми службами в строгом соответствии с принятым по этому вопросу постановлением профсоюзной организации»

Как это было в Ситибанке

В декабре 2006 г. российский Ситибанк наполовину сократил управление по привлечению VIP-клиентов. Под сокращение в Москве подпало 22 человека. Одиннадцатого декабря 2006 г. инициативной группой был создан профсоюз Ситибанка. Шестеро из сокращаемых отказались от предложенных условий и были уволены в феврале, а в начале марта 2007 г. подали иск с требованием восстановить их на рабочем месте, признав сокращение незаконным. В апреле 2007 г. по иску администрации банка Пресненский суд вынес решение о признании профсоюза нелегитимным. В феврале 2008 г. суд признал увольнение незаконным. Профсоюза в Ситибанке до сих пор нет.

Комментарии

3
  • Viktor
    Вначале Бастовать надо, а потом уж профсоюз оформлять
  • Urban
    Ответы пресс-служб банков удивительное похожи - мы белые и пушистые, а работники все придумывают, они у нас такие фантазеры!
  • Urban
    Мне кажется получение "собственной выгоды" и "профсоюз" это далеко не одно и то же. Знание закона - сила, это да, но ведь работников тоже в законном порядке зажимают в рамки и потом увольняют.