Доскональное знание банковской специфики и многолетний опыт - основные условия создания комфортабельного банковского офиса. Соблюдение этих двух правил, по словам Василия ОВЧИННИКОВА, гендиректора компании ПИОНЕР, работающей в сфере дизайна банковских интерьеров с 1992 года, позволяет привлечь даже таких серьезных клиентов, как Сбербанк, в ребрен-динге которого участвует компания.
НБЖ: Василий Викторович, весь рынок с интересом следит за сменой имиджа Сбербанка РФ. Расскажите, в чем ваша роль в проекте?
В. ОВЧИННИКОВ: Мы действительно участвовали в пилотном проекте, который реализован в рамках новой концепции в офисе на Цветном бульваре, - конструировали и делали банковскую мебель, кассовые кабины и элементы дизайна по проекту британской компании Fitch. Получился красивый, «жизнерадостный» и «приветливый» офис. Сбербанк - наш давний заказчик. В некоторые годы число проектов, которые мы реализовывали для Сбербанка, доходило до 40 ежегодно.
НБЖ: Какие услуги оказывает ваша компания банкам-заказчикам?
В. ОВЧИННИКОВ: ПИОНЕР - многопрофильная организация, специализирующаяся на комплексном проектировании, строительстве и оснащении банков. У нас отличная команда архитекторов, дизайнеров и конструкторов, собственное строительное подразделение, хорошо оснащенное мебельное, металлообрабатывающее и стеклообрабатывающее производство. Поэтому и спектр услуг необычайно широк: от изготовления небольшого мебельного изделия до сдачи «под ключ» помещения в тысячи квадратных метров.
НБЖ: В чем отличие банковского помещения от других видов офисов?
В. ОВЧИННИКОВ: Есть много специфических требований, которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве банковских офисов: в первую очередь это требования ЦБ России и строительные нормы. Многие, особенно крупные банки создают собственные внутренние правила, регламентирующие техническую укрепленность, инженерные и информационные системы, системы безопасности.
Кроме того, у каждого банка индивидуальные правила обслуживания клиентов и документооборота, собственная политика по развитию филиальной сети. Банки, активно развивающие филиальную сеть, создают собственную концепцию дизайна интерьера и экстерьера. Последнее время такие концепции стали называть модным словом «бренд-бук».
НБЖ: Скажите, каков примерный бюджет создания бренд-бука?
В. ОВЧИННИКОВ: Очень разный: Наиболее дорогой вариант -заказать бренд-бук за границей. Это практикуют некоторые крупные банки, особенно банки с участием иностранного капитала. Обычно это толстый альбом с обилием цветных визуализаций, описаний материалов и т.д. Часто в бренд-буках присутствуют даже рабочие чертежи мебели, которые обычно оказываются никому не нужными, т. к. у каждого производителя свои технологии. Бюджет подобной затеи может исчисляться сотнями тысяч долларов. Если заказывать то же самое в России, будет в несколько раз дешевле.
Наиболее бюджетный вариант - заказать дизайн-проект на один-два конкретных объекта, а после их воплощения проанализировать результат и формализовать его в виде стандартного технического задания и минимального альбома с визуализацией и габаритными чертежами. Проектирование последующих офисов в дальнейшем ограничивается разработкой планировочного решения и «привязкой» утвержденных дизайнерских решений. По такому варианту мы работаем с Независимым строительным банком, Московским кредитным банком, СМП Банком и МБРР.
НБЖ: Скажите, что чаще встречается в российской практике: клиенты, которые приносят с собой дорогостоящие дизайн-проекты, или те, кто просит создать офис бюджетно и быстро?
В. ОВЧИННИКОВ: Безусловно, бюджетно и быстро - чаще встречающийся вариант. Особенно в последнее время, когда многие банки быстро развивают филиальную сеть в регионах. Клиенты заказывают минимальный объем спецбанковской мебели и элементов интерьера операционно-кассового зала, выполненных в фирменном стиле. Вопросы экономии для большинства наших заказчиков сейчас весьма актуальны.
К счастью, современные материалы, даже такие недорогие, как ЛДСП, ламинат и стекло, практичны и долговечны. В России мы приходим к тому, что практикуют западные многофилиальные банки: все понимают, что операционный зал должен иметь свое лицо, но никто не готов платить лишние тысячи долларов, которые складываются в миллионы... Экономят все, и это нормально.
При этом бюджетно и быстро не значит плохо. При рациональном подходе все можно сделать стильно и функционально. Хороший пример - СМП Банк, которому мы оснастили за последние три года более семидесяти офисов по всей стране.
НБЖ: Неужели сейчас экономят все поголовно и вам как дизайнеру не представляется шанса сделать что-то по-настоящему интересное, скажем, для клиентов ВИП-сегмента?
В. ОВЧИННИКОВ: К счастью, получается. Недавно закончили один офис НОТА-Банка, где делали и архитектурно-строительный, и дизайн-проекты, изготавливали спецмебель, элементы дизайна. Везде искусственный камень, много стекла, дизайнерский свет, даже аквариум. Сейчас начинаем еще один офис.
С удовольствием работали с Росевробанком, который все свои отделения делал индивидуальными по дизайну, приглашал талантливого архитектора и выделял приличный бюджет.
НБЖ: Что необходимо для успеха проекта и как выстраивается работа по созданию банковского офиса «под ключ»?
В. ОВЧИННИКОВ: В первую очередь необходимо участие профессионального проектировщика с самого начала процесса. Кроме того, необходимо доверие к мнению профессионалов со стороны руководства банка.
Первый этап работы всегда совместный: создание технического задания и разработка планировочного решения. Банк определят состав необходимых помещений, число необходимых сотрудников в операционном зале и бэк-офисе, количество касс и прочие технологические параметры. Мы, в свою очередь, обследуем и измеряем помещение и предлагаем варианты планировочных решений.
При этом эту часть работы мы обычно выполняем бесплатно. После согласования планировочного решения приступаем к рабочему проектированию. Часто бывает, что проектировать и строить приходится одновременно. Параллельно со строительством идет производство элементов технической укрепленности, специальной банковской и офисной мебели, элементов дизайна. Заранее готовится пакет исполнительной документации, паспорта, акты, необходимые сертификаты.
При такой организации процесса небольшой допофис может начать работать через месяц-полтора после согласования планировки.
НБЖ: Банковский офис - не только помещения для клиентов…
В. ОВЧИННИКОВ: Конечно. В первую очередь это удобство для персонала: правильное зонирование, эргономика рабочих мест, обустройство комнат отдыха и гардеробных -все это мы учитываем и реализуем в своих проектах.
Начать дискуссию