Времена, когда офисы финансовых организаций были одинаково безликими, давно минули. Современные банки стараются уйти от обыденности, добавляя своим интерьерам колорита и уникальности
Если театр начинается с вешалки, то первое мнение о банке определяется его офисом. Стереотипное представление о финансово-кредитной организации как о чем-то одновременно помпезном и безликом уходит в прошлое. В последние годы представители банковской сферы проявляют все больший интерес к нестандартным путям оформления офисов. Современные интерьеры украшают картинами, зимними садами, аквариумами с редкими рыбками и даже фонтанами. Интересная деталь: тон нововведениям обычно задают «дочки» иностранных финансовых структур, но иногда российским игрокам удается превзойти учителей.
ПРЕКРАСНОЕ БЛИЗКО
Большинство международных компаний оформляют офисы по специальным, довольно жестким правилам, изложенным в бренд-буке. Однако в последние годы банки расширяют границы дозволенного, применяя не совсем стандартные пути оформления интерьера. В Россию проникновение нового корпоративного стиля пришло вместе с «дочками» иностранных банков, которые принесли с собой единую для всей своей группы корпоративную культуру.
Интересная идея освежить стандартный подход в оформлении интерьера предложена банком BNP Paribas. Несмотря на то что все отделения выполнены строго в соответствии с бренд-буком, в банке попробовали совместить современный минимализм и домашнюю атмосферу. Возле каждого рабочего места стоят уютные оранжевые настольные лампы, которые создают особую атмосферу.
Иностранным учредителям Юни-Кредит Банк обязан своим зимним садом. «Транспарентность и прозрачность - это довольно распространенная на Западе идея, которая российскому менталитету была не очень свойственна. Поскольку Международный Московский Банк (прежнее название Юни-Кредит Банка) был интернационален, была принята и реализована идея зимнего сада, который как бы проходит через все этажи здания, являясь частью этой идеи», - рассказывают в пресс-службе банка.
Еще один пример отказа от стандартного подхода к оформлению офиса - корпоративная коллекция картин Дойче Банка. В рабочих и переговорных комнатах, в коридорах более чем двух тысяч филиалов группы Дойче Банк по всему миру экспонируются предметы современного искусства. Корпоративная коллекция под названием «Искусство на рабочем месте» -одна из самых крупных в мире (сейчас это около 53 000 произведений), и все ее предметы предназначены для помещений банка. «Зайдите в лифт штаб-квартиры Дойче Банка во Франкфурте, и вы мгновенно получите представление о нашем собрании предметов искусства: около кнопок вы увидите не названия департаментов, а имена художников, чьи работы представлены на том или ином этаже офиса. Чем выше вы поднимаетесь, тем «старше» становятся художники», - рассказывает руководитель департамента связей с общественностью, корпоративных коммуникаций и маркетинга Дойче Банк Россия Дмитрий Агишев.
Сама концепция была задумана в 1970-х годах одним из членов правления Дойче Банка. Тогда же было принято решение собирать рисунки, принты, фотографии на бумаге: коллекция должна быть удобной для экспонирования в банке. «Работы художников - наших современников расширяют офисное пространство, напоминая нам о том, что рабочая среда во многом тоже часть понятийной архитектуры современного мира. Это чувство причастности во многом усиливается отсутствием элитизма в выбранных нами работах. Такие работы сотрудники и посетители банка могут позволить купить себе в дом, эти работы часто выставляются на площадках, двери которых открыты всем посетителям», - рассказывает Дмитрий Агишев.
Известностью пользуются и корпоративные коллекции ЮниКредит Банка. На стенах главного здания банка на Пречистенской набережной размещены произведения живописи, графики и скульптуры русских художников 1920-1930-х годов. «Выбор темы был обусловлен рядом факторов: искусство этого периода на протяжении всего XX столетия было неизученным, оставаясь в тени авангарда. Хотя само по себе представляет очень интересное явление, отражающее драматичные события в жизни страны», - объясняет Ирэн Шкаровская, директор департамента корпоративного имиджа и коммуникаций ЮниКредит Банка.
Для обустройства офисов банки часто привлекают иностранных консультантов, которые приносят в Россию европейские стандарты дизайна. В результате в «штаб-квартирах» российских банков появляются зимние сады, фонтаны и аквариумы
Идея создания коллекции возникла в 1993 году, когда только открывалось новое здание тогда еще Международного Московского Банка. Украсить стены произведениями искусства посоветовали архитекторы. Идея понравилась руководству банка тем, что в ней был заложен не только эстетический смысл, но и определенная социальная направленность.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
В отличие от западных финансово-кредитных структур, где традиции «выковывались» десятилетиями, в российских банках пока нет четко сформированной концепции создания собственных коллекций произведений искусства. Иногда, заражаясь идеей на Западе, российские руководители выбирают картины «по наитию». Как рассказывают в кулуарах банка, президент Новобанка (Великий Новгород) Виктор Крестьянинов во время заграничной стажировки увлекся идеей разместить картины в интерьере банка. Первой картиной, размещенной в офисе банка, была «Война денег». Изображенные на ней медные листы-деньги не вызвали энтузиазма у сотрудников, и картину вскоре заменили. Но сама идея прижилась. Сегодня в коллекции банка насчитывается более 60 экспонатов русских пейзажей конца XIX века и живописи местных художников.
мнение
Как правило, офисы банков респектабельны, сдержанно роскошны и консервативны. Даже в чем-то безлики. Стандарты меняются, и в современных офисах все сильнее приживается идея самобытности и прозрачности. Крупные ландшафтные фотографии или картины добавляют интерьеру банков колорит и уникальность. Помимо картин банки «пристрастны» к воде. Красивые фонтаны сегодня украшают сразу несколько «штаб-квартир» крупных банков, внося в суету офиса свежесть и спокойствие.
Более продуманно к оформлению офисов подошли в банке «АК Барс». С приходом в 2003 году на пост председателя правления банка Роберта Мин-негалиева началось формирование корпоративной коллекции и стал воплощаться в реальность принцип «искусство рядом». Тогда в холлах и кабинетах были размещены первые живописные произведения искусства. «По мере приобретения работ именитых мастеров родился новый инвестиционный проект банка, целью которого было вложение финансовых ресурсов в перспективный финансовый инструмент», - рассказывают в пресс-службе банка.
акцент
Банки расширяют границы дозволенного, применяя не совсем стандартные пути оформления интерьера. В Россию проникновение нового корпоративного стиля пришло вместе с «дочками» иностранных финансово-кредитных групп.
В 2005 году банком было создано дочернее предприятие «АК Барс Галерея», которое занимается непосредственно подбором произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также организацией выставок в помещении галереи. Сейчас в обширной коллекции есть полотна представителей классической школы живописи XIX века: А.П. Боголюбова, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, известных мастеров соцреализма: А.А. Пластова, В.К. Бялыницкого-Бирули, Д.А. Налбандяна, Н.М. Ромадина. Помимо прочего в коллекции находятся работы именитых мастеров, имеющих непосредственное отношение к становлению казанской школы живописи: Н.И. Фешина, П.А. Ради-мова, Б.И. Урманче, а также образцы творчества современных представителей Союза художников Республики Татарстан.
Богатая коллекция картин русских художников XX века, которую более 15 лет собирают владельцы банка, размещена на стенах МДМ Банка. Картины можно увидеть и в Юниаст-рум Банке. Они висят вдоль длинных коридоров, соседствуя с фотографиями живописных пейзажей.
Идея украшения офисных коридоров прижилась и в ВТБ24. «В нашем головном офисе много этажей и коридорных переходов, поэтому у руководства появилась идея «разрядить» обстановку. Тогда и было принято решение дополнительно подсветить коридоры и повесить на стенах наиболее удачные фотографии с видами разных стран», - делятся воспоминаниями в пресс-службе банка. При этом есть интересная деталь: все снимки, размещенные в головном офисе, выполнены сотрудниками ВТБ24. Как правило, после отпусков работники приносят много фотографий видов природы. Наиболее качественные и интересные из них печатают, ставят в рамки и тематически размещают на стенах. Помимо этого банк плотно сотрудничает с фотогалереями и регулярно проводит выставки известных и начинающих фотографов. Как объяснили в пресс-службе ВТБ24, головной офис успели оформить еще до кризиса, тогда же созрела идея продолжить эту политику и в допофисах. «Но из-за кризиса работы были приостановлены. Однако сегодня мы возвращаемся к этому вопросу и, возможно, скоро приступим к оформлению допофисов», - рассказали НБЖ в банке.
УДАЛИМСЯ ПОД СЕНЬ СТРУЙ
Помимо картин банки «пристрастны» к воде. В Москве сразу несколько «штаб-квартир» крупных банков украшены фонтанами. Один из примеров тому - Московский банк реконструкции и развития. В центральной части холла головного офиса МБРР расположен большой фонтан. Красивую архитектурную композицию, где вода тихо льется сверху, а внизу плавают золотые рыбки, рекомендовали дизайнеры, которые занимались оформлением банка. Как считает управляющий делами МБРР Анатолий Зубарев, фонтан помимо функционального значения (он скрывает от клиентов хозяйственные помещения) имеет эстетическую ценность. «Вода символизирует жизнь и прозрачность. Этим нас и привлекла идея с возведением фонтана», - объясняет представитель банка. Идея настолько понравилась руководству банка, что было принято решение об ее тиражировании. В скором времени, после реконструкции, в холле появится еще несколько «водных» композиций.
Свой фонтан есть и в МДМ Банке. Необычная композиция досталась финансово-кредитной структуре в наследство от предыдущего владельца здания, поэтому историю его создания никто из служащих вспомнить уже не может. Необычная идея оформления офиса есть и у Сбербанка: интерьер одного из его офисов украшает аквариум, в котором плавают большие красивые рыбы. Сотрудники банка утверждают, что созерцание рыбок положительно влияет на настроение посетителей: после установки аквариумов претензий к качеству обслуживания стало на порядок меньше. Впрочем, это могло быть обусловлено и тем, что Сбербанк сейчас активно работает над повышением стандартов культуры обслуживания.
Примером того, как корпоративный фирменный cтиль успешно переплетается с искусством, можно назвать фонтан банка «АК Барс». Там у головного здания установлена скульптура символа банка - снежного барса, выполненного из каррарского мрамора. Белоснежный зверь вольготно расположился на вершине скалы-фонтана. Эта скульптура тут же стала визитной карточкой банка.
Но глава о фонтанах, к которым приходят сотрудники и посетители банков, была бы неполной без упоминания фонтана, расположенного в головном здании Банка УРАЛСИБ. Вода струится за стеклом и падает под таким углом, что брызги отсутствуют. Источники в банке утверждают, что инженеру, работавшему над проектом, понадобился почти год для того, чтобы «запустить» его. Зато теперь первое, что притягивает взгляд любого посетителя «хед-офиса» УРАЛСИ-Ба, - безусловно, этот фонтан.
Фонтан банка «Уралсиб», выполненный по особому проекту, - один из самых известных банковских фонтанов в Москве
Начать дискуссию