Даже в кризисный 2009 год российские банки общими усилиями увеличили количество банкоматов в стране. В 2010 году кредитные учреждения продолжат наращивать количество и возможности этих устройств. При этом разница между «богатыми» и «бедными» на АТМ регионами будет ощущаться все острее.
По данным ЦБ РФ, в 2009 году парк российских банкоматов увеличился на 19% или на 13513 аппаратов, достигнув количества в
84 498 штук к 1 января 2010 года. Процесс продолжился и в 2010 году — за первый квартал прибавилось еще 871 АТМ.
Олигополия
«БО» подсчитал соотношение количества банкоматов на миллион населения на основе сведений ЦБ РФ на первый квартал 2010 года о количестве АTM в регионах и на основе данных Росстата о численности населения субъектов РФ. Средний уровень обеспеченности банкоматами в России составляет 685 АТМ на миллион жителей. Для сравнения: в 2008 году в Канаде аналогичный показатель составлял 1799, в Бельгии 1445, В США 1336, в Японии 1090, в Германии 968, в Италии 922, во Франции 832 и в Швейцарии 790 банкоматов (согласно данным, приведенным в «Обзоре российского рынка платежных карт за 2009 год» ЦБ РФ).
На большей части территории страны, в 63 субъектах РФ, банкоматов мало — 400–700 штук на миллион человек. Кроме того, регионы чрезвычайно неравномерно обеспечены банкоматами. В Санкт-Петербурге, Москве и области, Тюменской и Самарской областях и в Красноярском крае установлено свыше 1000 банкоматов на миллион жителей. А в некоторых регионах, в частности, в северокавказских республиках, их менее 300 на миллион жителей. В Дагестане, Ингушетии и Чечне на миллион человек приходится менее 100 банкоматов.
Наиболее масштабные сети находятся под контролем всего нескольких крупнейших банков. На конец 2009 года 42% банкоматов, 69% электронных терминалов и 83% импринтеров, действующих на территории России, принадлежало 10 из 700 кредитных организаций, обслуживающих платежные карты и эмитирующих банковские карты. При этом доля трех крупнейших кредитных организаций (владельцев инфраструктуры) составила 29% банкоматов, 49% электронных терминалов и 27% импринтеров.
Российские банки в основном развивают собственные сети банкоматов. Децентрализованное развитие на практике приводит к тому, что рядом могут быть установлены сразу несколько АТМ разных банков. Банки-эмитенты взимают высокую комиссию со своих клиентов за получение наличных денежных средств в аппаратах, установленных другими кредитными организациями. Поэтому граждане предпочитают пользоваться только банкоматами своих банков. В результате, если банк выпустил слишком много платежных карт и установил слишком мало АТМ, его инфраструктура оказывается перегруженной, а находящиеся рядом банкоматы других кредитных учреждений могут в то же время простаивать и приносить убытки своим владельцам. В Центробанке полагают, что сложившаяся тенденция «ведет к снижению эффективности инвестирования привлеченных денежных ресурсов и росту стоимости банковских услуг в целом».
Если рассматривать интересы потребителей и перспективы развития платежной системы в стране, то идеальный вариант — единая сеть банкоматов
Мечты о единении
Если рассматривать интересы потребителей и перспективы развития платежной системы в стране, то идеальный вариант — единая сеть банкоматов. Регулятор весьма положительно отзывается о практике, когда банки кооперируются для создания сетей банкоматов, чтобы снизить инвестиционные издержки на создание собственной сети, и ссылается на опыт японских банков, объединивших свои АТМ в единую сеть.
Интеграция розничной платежной инфраструктуры позитивно влияет на рынок. Устанавливается единый размер комиссии, взимаемой с держателя платежной карты при использовании им банкомата другого банка — участника проекта. Сеть предоставления банковских услуг становится более разветвленной и доступной. Перечень платежных услуг расширяется, а также появляются предпосылки к его стандартизации во всех банкоматах, функционирующих в рамках объединенной розничной платежной инфраструктуры.
В России такая консолидированная инфраструктура создана и развивается. Елена Воронина рассказывает об опыте МБРР участия в большой сети банкоматов: «Для крупных выплат или на интересных точках устанавливаются собственные банкоматы, а сеть банкоматов банков-партнеров используется для обслуживания клиентов на территориях присутствия с малой концентрацией точек обслуживания банка. Оптимизация расходов на содержание сети самообслуживания в первую очередь связана с оптимальным выбором мест установки и процесса инкассации собственных банкоматов».
По данным ЦБ РФ, в 2009 году наибольший объем получения наличных денежных средств, приходящихся на одну платежную карту, выданную на территории округа, наблюдался в ДФО (более 95 тыс. рублей в год), в то время как ЦФО лидирует по наибольшему объему безналичных операций по оплате товаров и услуг в расчете на одну платежную карту (более 10 тыс. рублей в год). Самый низкий показатель по получению наличных денежных средств и объему безналичных операций по оплате товаров и услуг, совершенных по одной платежной карте, зафиксирован в Южном и Поволжском федеральных округах.
Однако далеко не все банки готовы объединять свои сети с сетями других банков. Некоторые кредитные учреждения заключают союз «на двоих» или «на троих», другие вообще не готовы делиться банкоматами и доходами от них с конкурентами.
Ходим парой
Несколько банков пошли по пути объединения сетей с одним-двумя партнерами — это ВТБ24 и ОТП Банк; Альфа-Банк, УБРиР и Инвестбанк; Росбанк и Юниаструм Банк, а также Сбербанк и банк «Уралсиб» (последний проект касается лишь держателей региональных социальных карт, выпущенных «Уралсибом» и Сбербанком — клиенты смогут в банкомате другого из этих двух банков снимать деньги без комиссии и просматривать справочную информацию).
В феврале 2010 года был запущен проект расширения функционала сетей банкоматов Банка Сосьете Женераль Восток и Росбанка. Этот шаг несколько отличается от полного объединения сетей с технической точки зрения, но для клиентов обоих банков услуги предоставляются без дополнительных комиссий.
В объединении банкоматных сетей, казалось бы, сплошные плюсы. Чем больше количество АТМ, тем выше уровень лояльности клиентов, а кредитное учреждение может быстро и с минимальными затратами выходить на рынок платежных карт в тех местах, где собственная банкоматная сеть отсутствует.
По какому принципу федеральный банк подбирает потенциального партнера в регионе? Конечно, в первую очередь банк-партнер должен быть полноправным членом международных платежных систем. Кроме того, «на выбор партнера влияет не просто общее число банкоматов, находящихся в некотором регионе, но и охват этими банкоматами максимального числа населенных пунктов региона, а также удобство их расположения для клиентов. Например, на территории Свердловской, Челябинской области и Пермского края два банка-партнера имеют свыше 250 банкоматов в 26 населенных пунктах, которые существенно дополняют нашу сеть в 293 банкомата в этих регионах. У этих банков есть банкоматы и в других регионах страны, и общее их число доходит до 500», — говорит Евгений Савенко, заместитель главного операционного директора блока «Операционный» Альфа-Банка, рассказывая об объединении сетей своего банка, УБРиР и «Инвестбанка».
Банкомат не заменит офис
Перечень услуг, предоставляемых банкоматами, постоянно расширяется. Благодаря этому банк — владелец банкомата получает дополнительный комиссионный доход, а АТМ становится более интересным для держателей карт. Банкомат занимает меньше места, чем отделение, соответственно, аренда обойдется дешевле. К тому же на рынке появляются многофункциональные мини-офисы на основе банкомата — аппарат и выдает, и принимает наличность, там есть встроенный сканер для документов, внедряется печать договоров. Крупнейшие розничные банки изучают возможность приобретения таких устройств, потому что поставить один полнофункциональный мини-офис выгоднее, чем оплачивать работу операционистов. Клиенты тоже довольно быстро осознают преимущества удаленных каналов и переходят на них.
Однако технические возможности идут вперед быстрее, чем законодательные. Банкомат не сможет полностью заменить операциониста. Вопрос упирается не только в техническую реализацию, но и в юридические рамки: банки очень сильно ограничены законодательством, в частности, в вопросе идентификации клиентов.
Сети банкоматов не соединяются физически: объединение происходит при участии международной платежной системы, которая вносит изменения в финансовые условия взаимодействия банков. Банку остается только настроить свое программное обеспечение для учета операций своих карт в устройствах банка-партнера по тарифам, аналогичным тарифам за операции в собственных банкоматах.
Индивидуальный подход
У подобных проектов есть довольно значимые минусы, отмечает Юрий Татаринов, директор департамента комиссионного бизнеса Бинбанка. Использование в собственных проектах сетей других банков повышает вероятность операционных и репутационных рисков, приводит к конфликтам в части различного функционала устройств и, как правило, сводится исключительно к предоставлению возможности льготного снятия наличных. Сейчас банки на базе предоставляемых клиентам платежных карт стремятся создавать универсальные платежные инструменты, функции которых далеко не ограничиваются выдачей наличных. Используя банкомат, держатель банковской карты может осуществить большинство периодических платежей, проводить операции по счетам, открытым в банке, воспользоваться возможностью подключения других дополнительных услуг. «Объединение с другими сетями не позволяет реализовать указанный функционал в полной мере без значительных затрат на «глубокую» интеграцию, существенно снижая тем самым эффективность сотрудничества», — говорит Юрий Татаринов.
Объединение сетей оборачивается для банков потерей доходов по операциям в банкомате, уточняет Владимир Старков, замдиректора департамента платежных карт Промсвязьбанка. На данном этапе банк присоединяет сети лишь тех банков, которые были приобретены акционерами и стали филиалами Промсвязьбанка, и осторожно изучает предложения от других кредитных учреждений. Райффайзенбанк, обладатель одного из крупнейших парков банкоматов, не сотрудничает с другими банками в данном направлении, а развивает собственную сеть АТМ, рассматривая ее в первую очередь как канал доступа клиента к информации о продуктах банка.
Без депрессии
Даже принимая во внимание голую статистику, отношение общего количества банкоматов к количеству жителей в нашей стране сильно недотягивает до показателей Западной Европы. При этом сложилась ситуация, когда количество банкоматов в проходных местах в крупных городах (торговые центры и т. д.) превышает все мыслимые пределы, а в небольших населенных пунктах и даже в спальных районах крупных городов банкоматов явный дефицит, говорит Владимир Старков (Промсвязьбанк). «В целом банкоматов в стране много, но каждый из держателей карт стремится снять деньги в банкомате своего банка, чтобы не платить комиссию. И тут выясняется, что в некоторых местах даже у лидера — Сбербанка — их недостаточно», — соглашается Елена Воронина (МБРР).
По данным ЦБ РФ, в России инфраструктура обслуживания платежных карт в основном сосредоточена в столицах субъектов (более 60%) и в других крупных городах (около 30%). В «Обзоре российского рынка платежных карт за 2009 год» высказано предположение, что у банков не хватит средств на инвестиции в инфраструктуру обслуживания платежных карт, и потому им придется прибегнуть к альтернативным путям развития инфраструктуры. Это, во-первых, движение по пути банковско-агентской модели по ФЗ № 121 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Во-вторых, создание единой розничной инфраструктуры, действующей по общим правилам и стандартам, как это происходит в других странах. Иными словами, регулятор рассчитывает, что банки начнут привлекать партнеров из банковской и небанковской отраслей. Однако он ничего не говорит о том, как решить проблему неравномерного обеспечения регионов банкоматами и о роли государства в процессе продвижения банковских услуг в регионы.
Объединение сетей оборачивается для банков потерей доходов по операциям в банкомате
Банкиры видят перспективы развития сетей АТМ в другом направлении — прежде всего, в расширении функциональности аппаратов. Андрей Степаненко, член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц, отмечает, что в целом рост числа банкоматов в России в период за 2007–2009 годы составлял порядка 35–40% в год, что также будет характерно и для 2010 года. Банкоматная сеть рассматривается как канал доступа клиента к различным стандартным операциям, которые он может совершить без использования сотрудника отделения банка. Выведение таких операций в АТМ позволяет серьезно сократить издержки на обслуживание клиентов.
По мнению Евгения Савенко (Альфа-Банк), для текущего уровня активности населения банкоматов в целом достаточно. Российский клиент пользуется карточками намного меньше, чем люди в среднем по миру. При увеличении активности населения потребность в банкоматах будет продолжать расти. Станет развиваться покрытие не только крупнейших городов, но и более удаленных районов. В этих условиях особую значимость приобретет сотрудничество банков и их способность дополнить сильные стороны друг друга в интересах конечного потребителя.
Дмитрий Демешко, начальник департамента альтернативных каналов продаж BSGV, обращает внимание на то, что «приобретение и обслуживание столь дорогостоящих устройств, как банкоматы, окупается только при большом количестве клиентов и при значительных объемах операций. Поэтому в некоторых регионах (Москва, Санкт-Петербург) сети АТМ очень велики, но и спрос на их услуги постоянно растет. В регионах количество этих аппаратов значительно меньше, и уровень проникновения банковских услуг невысок».
По данным ЦБ РФ, в России инфраструктура обслуживания платежных карт в основном сосредоточена в столицах субъектов (более 60%) и в других крупных городах (около 30%)
В ряде так называемых депрессивных регионов действительно до сих пор наблюдается недостаточная концентрация банкоматов, говорит Юрий Татаринов (Бинбанк), однако одновременно с расширением банкоматных сетей ему видится наиболее перспективным развитие технологий безналичных платежей через дистанционные каналы управления счетами (Интернет-банкинг и мобильный банкинг).
Богатые богатеют
Итак, вопреки пожеланиям регулятора, далеко не все банки приветствуют идею объединения сетей АТМ. А поодиночке кредитные учреждения тем более не готовы наращивать количество банкоматов в депрессивных регионах. Там, где зарплаты невелики, они «серые» и «черные», где высок уровень безработицы и низкий спрос на банковские услуги, кредитные учреждения не смогут покрыть расходы на размещение и обслуживание банкоматов. (Кстати, недавно глава ПФР Антон Дроздов огласил удивительные данные: 17% работающих в России получают зарплату менее тысячи рублей. Непонятно, признак ли это ухода от налогов или так называемой скрытой безработицы, когда работников не сокращают только из-за давления местных властей, но цифра впечатляет). В регионах есть также проблема с общей инфраструктурой — не хватает мест для установки банкоматов и возможностей для их подключения на «последней миле».
По данным ЦБ РФ, самые пассивные в пользовании платежными картами — жители Южного и Поволжского федеральных округов. Взаимосвязь этих показателей по ЮФО — самого высокого уровня безработицы по стране, самых низких оборотов по картам и минимального количества АТМ на душу населения — очевидна.
Можно было бы предположить, что госбанки увеличат количество банкоматов в регионах, например, в связи с массовым внедрением социальных карт. Но если посмотреть статистику по регионам, где такие проекты уже начаты и признаны успешными, то обеспеченность банкоматами остается ниже среднего уровня по стране: в Башкортостане 570, а в Астраханской области 561 банкомат на миллион жителей.
В дальнейшем процесс дифференциации рынка по субъектам федерации продолжится. В крупных городах будет появляться все больше многофункциональных банкоматов, позволяющих не только снять наличность и получить баланс по счету, но и погасить кредит, оплатить услуги различных операторов и ЖКУ, осуществлять переводы между счетами «с карты на карту», открывать депозит, делать взносы на благотворительные цели и т. д.
Несколько банков пошли по пути объединения сетей с одним-двумя партнерами
В небольших городах и сельских поселениях даже обычных банкоматов, которые умеют только выдавать наличные, по-прежнему не будет хватать. Кредитные учреждения предпочтут идти за спросом и распространять свои услуги по наименее затратным каналам — с помощью Интернета и через мобильный банкинг. Правда, это тоже большой вопрос, насколько доступен в депрессивных регионах Интернет и появится ли в таких областях спрос на мобильный банкинг. Проблема все в тех же низких доходах населения.
Государство не создает стимулов частным банкам для формирования инфраструктуры единой платежной системы в депрессивных регионах и не строит ее напрямую — силами, например, госбанков. Бизнес не станет устанавливать устройства для обслуживания платежных карт в регионах, где эта затея заведомо не окупится. С такой неравномерностью в техническом оснащении различных регионов создавать единую национальную платежную систему по большому счету бессмысленно.
Начать дискуссию