Валютный рынок

Война юаню

США готовы наказать Китай за недостаточно крепкий юань. Палата представителей приняла законопроект, разрешающий вводить штрафные импортные пошлины для товаров из стран, которые ослабляют свои валюты.

США готовы наказать Китай за недостаточно крепкий юань. Палата представителей приняла законопроект, разрешающий вводить штрафные импортные пошлины для товаров из стран, которые ослабляют свои валюты.

Поправки в закон о торговле были предложены в прошлом мае конгрессменом-демократом Тимоти Райаном. Они наделяют министерство торговли США правом вводить по жалобе американских компаний дополнительные пошлины на товары из страны, «существенно занижающей» курс валюты.

Хотя в проекте Китай не упоминается, именно он может оказаться главной жертвой: Вашингтон давно обвиняет Пекин в искусственном ослаблении юаня (в прошлом году дефицит торгового баланса США с Китаем превысил $200 млрд). В ходе обсуждения проекта конгрессмены называли правительство КНР «кликой гангстеров» и утверждали, что США уже ведут торговую войну с Китаем, пишет The Washington Post. В итоге за документ проголосовало 338 депутатов палаты представителей, против — 79.

До 19 июня курс юаня был привязан к американской валюте и на протяжении двух лет удерживался на уровне около 6,83 за доллар. В начале прошлой недели курс впервые достиг максимальных с 1993 г. показателей — 6,7079 за доллар, вчера — 6,6936. Таким образом, с июня юань укрепился на 2%. Но США по-прежнему считают юань слишком дешевым и настаивают на его ревальвации минимум на 20%. Такое повышение курса приведет к социальным потрясениям, говорил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао: «Мы даже не можем представить, сколько китайских предприятий обанкротятся, сколько китайских трудящихся потеряют работу, сколько трудовых мигрантов вернутся обратно в свои деревни».

Сенатор Чарльз Шумер заявил CNN, что на рассмотрение сената документ поступит после промежуточных выборов в конгресс, намеченных на 2 ноября, и сенат постарается, чтобы он как можно скорее попал на подпись к президенту. Представитель минфина США сообщил WSJ, что «президент и министр [финансов Тимоти] Гайтнер разделяют озабоченность» конгрессменов. Официально Белый дом документ пока не поддерживал.

Проблема «политически окрашена», пишет Los Angeles Times: грядут промежуточные выборы, поэтому администрация Барака Обамы хочет показать, что защищает интересы национальной экономики и поддерживает создание новых рабочих мест. Первые жалобы в минторговли могут подать компании из секторов, где ценовой разрыв между китайской и американской продукцией наиболее заметен, — текстильной индустрии, бытовой электроники, полагает Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank.

Пекин отрицает обвинения в манипулировании курсом. Представитель министерства коммерции КНР Яо Цзянь сказал агентству «Синьхуа», что Китай никогда не пытался использовать занижение курса валюты для приобретения конкурентных преимуществ, а законопроект не соответствует правилам ВТО. Бывший советник Народного банка КНР Фан Ган, считает, что юань будет «иногда» понемножку укрепляться (цитата по Shanghai Securities News).

Нашлись американские противники проекта — среди компаний, работающих в Китае. Американская торговая палата в Китае заявила, что документ «грозит тысячам рабочих мест в ориентированных на экспорт отраслях», сообщает WSJ. Председатель совета директоров Morgan Stanley Asia Стивен Роуч считает, что проект не решает проблемы дефицита в торговле и не поможет создать рабочие места.

Американский бизнес опасается ответных санкций со стороны Пекина. Китайские компании могут отказаться от крупных контрактов, а Пекин — начать продавать казначейские облигации США, перечисляет China Real Time Report (приложение к WSJ). Но власти КНР вряд ли начнут выводить средства из госдолга США, полагает издание: это только укрепит юань.

Вряд ли Пекин предпримет серьезные ответные шаги, заявил Reuters профессор Народного университета Китая Цзинь Канрон: «Китай нуждается в сохранении стабильных отношений [с США] в целом». От отношений этих стран зависит «эволюция посткризисного развития, открытой конфронтации они попытаются избежать», согласен Лисоволик.

На валютных фронтах

Министр финансов Бразилии Гидо Монгета назвал курс на ослабление национальных валют, проводимый рядом стран мира, «валютной войной».

Начать дискуссию