В целях минимизации рисков службы инкассации оснащают свои подразделения новейшими технологическими разработками. Заместитель начальника управления инкассации Московского кредитного банка Михаил Белоусов рассказал "БО" о том, какие новинки внедряет МКБ.
— Какова доля в загрузке службы собственных нужд банка, какова — сторонних заказчиков?
— Сейчас наблюдается примерно следующее соотношение: 60% процентов — это клиентское обслуживание и 40% — обслуживание нужд самого банка. В обслуживание банка входят дополнительные офисы, банкоматы и широкая сеть платежных терминалов. Однако мы считаем, что в ближайшее время тенденция может поменяться: несмотря на высокий уровень роста количества клиентов, МКБ также будет наращивать количество дополнительных офисов и таким образом увеличит свою долю в инкассации. Сейчас у нас более пятидесяти допофисов, при этом в течение одного-двух лет их количество должно удвоиться. Также мы планируем увеличение банкоматной и терминальной сетей до 8 тыс. аппаратов — в том числе, за счет их аренды.
При этом во второй половине 2010 года МКБ расширил географию обслуживания по инкассации Владимирской, Тверской, Рязанской, Калужской и Тульской областями. То есть у нас появились платежные терминалы, банкоматы и новые дополнительные офисы, которые находятся на весьма отдаленном расстоянии друг от друга. Но инкассаторская служба банка может обеспечить их полное обслуживание.
— Сторонние клиенты необходимы для того, чтобы уменьшить расходы банка на инкассацию или это подразделение приносит прибыль банку?
— Мы самостоятельная бизнес-единица. Это прибыльное подразделение, и снижение расходов на обслуживание потребностей банка никогда не было целью управления инкассации МКБ. У нашего банка довольно большая клиентская база, которой предоставляется много различных продуктов, во многом именно это позволяет нам быть рентабельными и приносить доход. Мы предоставляем клиенту новый сервис.
— Собственная служба инкассации обходится МКБ дешевле, чем могли бы стоить подобные услуги от сторонних компаний?
— Привлекать на аутсорсинг стороннего перевозчика для нашего банка было бы нерентабельно, так как у нас имеется большая собственная база клиентов — юридических лиц. По условиям, сложившимся сейчас на рынке, привлекать кого-то для подобного рода сервиса невыгодно — лучше содержать свою службу инкассации.
— Как вами рассчитываются тарифные планы для клиентов, пользующихся услугами инкассации?
— Тарифная ставка определяется несколькими факторами. Во-первых, это объем перевозимых денег или ценностей. Во-вторых, географическое расположение, хотя мы и стараемся давать единую ставку, не зависящую от места. Значение имеет и количество объектов инкассации у клиента. Также очень важным фактором можно назвать периодичность, то есть сколько раз в день или неделю производится инкассация. На цену влияет и выбранное время инкассации, так как основная масса ритейлеров просит производить ее под закрытие своих магазинов, салонов. Поэтому если наши услуги требуются в первой половине дня, пользующейся меньшим спросом у клиентов, то ставка может быть ниже.
— Что вы можете сказать о ваших требованиях к клиентам? Есть ли какой-то минимальный размер перевозок?
— Для своих клиентов МКБ не устанавливает никаких требований. Перевозимая сумма может быть какой угодно.
— Какие меры вы предпринимаете, чтобы повысить безопасность?
— Что касается безопасности перевозимых сумм, то все закупаемые нами автомобили относятся как минимум к третьему классу защиты. Также обязательным требованием к любой машине становится специально оборудованный дополнительный сейф.
В течение ближайших двух лет мы полностью обновим автопарк, сейчас происходит замена автомобилей на немецкий Volkswagen T5 и T5 GP. Полагаю, уже к концу 2011 года у нас почти не останется отечественных машин.
Все автомобили оснащены системой спутникового слежения. Также они оборудуются контроллером, который обеспечивает связь с диспетчером по каналам GSM и GPRS. Раз в две секунды диспетчеру приходит отчет о количестве и длительности остановок, скорости передвижения, а данные по каждому дню хранятся на сервере около трех лет.
Контролирующие специалисты-диспетчеры работают круглосуточно. Сейчас мы реализуем программу по установке регистраторов на весь автопарк. Каждая машина будет оборудована как минимум тремя камерами: одна из них должна следить за тем, что происходит на дороге, а две другие направлены на салон, чтобы мы могли контролировать своих сотрудников.
— Как вы подходите к подготовке инкассаторов?
— Для защиты наших служащих мы производим закупку бронежилетов не ниже 4-го класса защиты. МКБ готовит своих специалистов по высшему уровню, чего сейчас не делает почти никто. Для того чтобы инкассаторы могли поддерживать хорошую форму, у нас на территории есть спортивный зал. Также мы оплачиваем тир и инструкторов, проводим ежедневное обучение. Мы привлекаем для этого не только сотрудников банка, но и пользуемся услугами сторонних инструкторов.
Преступники играют на невнимательности клиента, который не проверяет инкассаторов по спискам, не спрашивает у них удостоверения и доверенности
— Расскажите о технологических новинках в этой области вообще и тех новинках, которыеприменяются конкретно в вашем банке.
— Мы начали применять ряд пластиковых пломб для опечатывания кассет банкоматов и терминалов. Также мы активно используем сейф-пакеты для перевозки денег. У нас введена новая, очень востребованная услуга по перевозке документов строгой отчетности.
— Какие тенденции наблюдаются в преступной среде: меняют ли они тактику, используют ли какой-то новое оборудование?
— Мошенничество осталось на прежнем высоком уровне. Выслеживается, какая машина приезжает, в чем ходят сотрудники, примерное время приезда. Преступники подделывают удостоверения, приезжают к объекту инкассации чуть раньше наших работников и представляются сотрудниками банка. Здесь они играют на невнимательности клиента, который не проверяет инкассаторов по спискам, не спрашивает у них удостоверения и доверенности. За текущий год подобных ситуаций было несколько.
Также страдает техника — терминалы и банкоматы, по отношению к которым совершаются иногда просто акты вандализма, без попытки хищения денежных средств.
— Какая задача стоит перед вашей службой инкассации сейчас?
— Московский кредитный банк предпринимает шаги по работе с банками-контрагентами по обслуживанию именно сторонних банков. Например, в скором времени планируется подписание договора с Промсвязьбанком. Будем обслуживать клиентов и других банков.
Начать дискуссию