Интервью

ИТ и бизнес должны идти рука об руку

Материнская группа Nordea накладывает серьезную специфику на деятельность ИТ в Нордеа Банке

Материнская группа Nordea накладывает серьезную специфику на деятельность ИТ в Нордеа Банке

Специалист в области ИТ должен не только выполнять предъявляемые требования, но и сам предлагать наиболее оптимальные с его точки зрения решения, считает директор по ИТ Нордеа Банка Аркадий ЗАТУЛОВСКИЙ. В интервью НБЖ эксперт поделился своим видением проблем развития ИТ-отрасли и рассказал о проектах Нордеа Банка.

«ИТ-СТРАТЕГИЯ – ЦЕЛЬ К КОТОРОЙ МЫ ИДЕМ. ИТ-АРХИТЕКТУРА – СВОЕГО РОДА ТАКТИКА»

НБЖ: Нередко смысл терминов «ИТ-стратегия» и «ИТ-архитектура» смешивают, поскольку они тесно пересекаются. Без выработанной стратегии сложно выбрать архитектуру, а при неправильной архитектуре невозможно реализовать стратегию. Скажите, пожалуйста, какое понимание вы вкладываете в эти понятия, как вы их разграничиваете?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Я считаю, что оба эти термина имеют свои четкие дефиниции. ИТ-стратегия – это цель, к которой мы идем, направление нашего пути. ИТ-архитектура – это своего рода тактика, то есть способ достижения поставленных перед нами целей. ИТ-архитектура изменяется во времени: пять лет назад была одна, сейчас она в большинстве банков другая. Я думаю, что через несколько лет ИТ-архитектура однозначно изменится хотя бы по той причине, что облачные вычисления и поддержка WEB-сервисов прикладным банковским ПО серьезно придут в нашу реальную жизнь и это окажет на ИТ-архитектуру огромное влияние.

НБЖ: Что представляют собой ИТ-стратегия и ИТ-архитектура Нордеа Банка?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: В этом вопросе мы шли по классическому, стандартному пути: вначале разрабатывалась бизнес-стратегия банка, под которую создавалась ИТ-стратегия. Понятно, мы использовали определенный шаблон, который группа Nordea нам рекомендовала. ИТ-стратегия у нас классифицируется по разделам бизнес-стратегии, поэтому формально она называется Бизнес ИТ-стратегия.

Первая ИТ-стратегия в нашем банке писалась в начале 2008 года, и мы продолжаем ей следовать, лишь немного ее расширив. Это означает, что в целом она все еще верна. Если произойдут серьезные изменения в бизнес-стратегии банка, это, безусловно, повлияет и на работу нашего подразделения. В таком случае, возможно, что-то придется менять.

Кстати, последний кризис никак не повлиял на нашу ИТ-стратегию. По сути, для нашего банка кризис с точки зрения ИТ был чрезвычайно успешным временем. Бюджетирование ИТ-проектов в то время у нас сильно не сократилось, что позволило запустить множество серьезных проектов, среди которых, например, такие дорогостоящие, как смена АБС и построение хранилища данных, стартовавшие в 2008–2009 годах.

ИТ-архитектура сейчас в стадии изменения, поскольку проект новой АБС, подразумевающий переход от децентрализованной к централизованной АБС, очень сильно влияет на ИТ-архитектуру. Кроме того, второй процесс – все более широкое использование интеграционных решений – также в значительной степени влияет на ИТ-архитектуру.

Что касается инфраструктуры, то в банке сейчас происходит множество процессов по ее изменению. С одной стороны, мы осуществляем интеграционные проекты с Nordea. С другой – сама жизнь диктует нам необходимость многих изменений, таких, например, как использование коммерческих дата-центров, централизация инфраструктуры, запуск disaster recovery проекта. Все эти процессы серьезным образом изменят ИТ-архитектуру банка, особенно в части инфраструктуры.

НБЖ: Как вы считаете, изменилась ли структура спроса на ИТ-услуги со стороны российских банков в посткризисный период? Если изменилась, то каким образом?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Я не могу говорить за все российские банки. Но если речь идет о спросе на ИТ-услуги со стороны бизнеса Нордеа Банка, то больших изменений я не заметил. По ряду причин – и кризис здесь не главное – бизнес сейчас стал гораздо более серьезно относиться к экономической эффективности проектов, а это, в свою очередь, влияет на ИТ-услуги. У нас все проекты в обязательном порядке открываются при наличии утвержденного бизнес-кейса. Это требование Nordea, и я считаю, что это правильный подход, который ставит заслон для «мертворожденных» проектов.

Перед банковским бизнесом всю жизнь стояли задачи повышения эффективности, обеспечения поддержки требований бизнеса, снижения затрат и т.д. И кризис здесь мало что мог изменить. Возможно, теперь бизнес стал более придирчиво относиться к затратам ИТ, так как бюджеты подсократились.

Что касается нашего банка, то у нас как раз в 2008–2009 годах начался процесс более тесного взаимодействия с бизнесом. За последние полтора года мы стали намного лучше понимать друг друга. Многие сотрудники банка и со стороны бизнеса, и со стороны ИТ приложили усилия к тому, что сейчас по многим проектам мы идем рука об руку. И это серьезное достижение.

Кризис же был для нас в какой-то степени положительным явлением, поскольку позволил остановиться и немного по-другому взглянуть на жизнь, на направление нашего движения.

«СЕЙЧАС ВСЕ СЕРЬЕЗНЫЕ БАНКИ ВЫБИРАЮТ ПОДХОД «BEST OF BREED»

НБЖ: В банке осуществляется много интеграционных проектов. Чем продиктована их необходимость? Какие из них вы бы выделили?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: В нашем банке интеграционные проекты делятся на две большие части. Одна часть – это проекты, связанные с интеграцией в Группу Nordea. Другая часть – проекты, касающиеся интеграции используемого прикладного ПО.

Рассмотрим первую группу интеграции. С конца 2009 года и особенно в 2010 году мы очень серьезно занялись интеграцией Нордеа Банка и Группы Nordea. Мы практически уже закончили процесс принятия и адаптации всех ИТ-политик Nordea, внедрили в нашем ИТ-подразделении Nordea IT Operational Model, проектное управление в соответствии с Nordea Project Management. Также у нас заканчивается внедрение Software Development Process. Все эти процессы означают переход на правила Nordea, и мы практически в конце данного пути. Безусловно, эти проекты отнимают у нас много сил и ресурсов. Но все же я не могу сказать, что они давались нам очень сложно, потому что ко времени начала их реализации у нас уже был определенный свод ИТ-политик и правил. Деятельность ИТ в банке была не хаотичной, а упорядоченной. Просто регламентация немного изменилась в соответствии с правилами Nordea. Произошло это все достаточно безболезненно, подняло наш уровень зрелости и объективно помогает нам в работе. Это что касается интеграции ИТ-политик.

Если говорить об интеграции инфраструктур, то здесь осуществляются гораздо более масштабные, сложные и длительные работы, которые подразумевают организацию единого домена с Nordea, канала взаимодействия инфраструктур и другие различные решения. Все эти процессы у нас активно продвигаются.

Вторая группа интеграционных проектов, как я уже сказал, связана с интеграцией прикладного ПО. Никаких новшеств по сравнению с другими банками в этой сфере у нас нет. В какой-то степени мы догоняем ведущие в этом отношении банки, потому что позже начали процесс.

Сейчас все серьезные банки выбирают подход «best of breed», соответственно, нет такого вендора, который полностью «закрыл» бы все потребности банка своим ПО. В силу объективных причин используется и будет использоваться в дальнейшем прикладной софт от разных производителей. Это будут разные системы, которые надо интегрировать между собой для того, чтобы снижать операционные риски, трудоемкость и себестоимость процесса. Мы идем этим путем, как и большинство других крупных банков. У нас уже есть необходимые сервисы, которые работают, и в течение ближайших двух лет, я считаю, их количество сильно вырастет.

НБЖ: Какие последние ИТ-проекты в банке вы считаете наиболее успешными?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: 2010 год был очень сложным, потому что в банке шло порядка 30 проектов. Сразу оговорюсь, что список проектов на этот год – не меньше.

Безусловно, я бы выделил два очень серьезных проекта, о которых уже упомянул выше. Во-первых, проект новой АБС. В прошлом году мы запустили первый филиал на неделю раньше запланированного срока. Но больше всего порадовали даже не сроки, а качество работы: филиал перешел на АБС без какой-либо заминки, обслуживание клиентов не прерывалось ни на мгновение. А когда все происходит тихо и спокойно, это показатель хорошей подготовительной работы.

Хочу подчеркнуть, что в рамках данного проекта бизнес и ИТ прекрасно работали вместе, не сваливая друг на друга решение тех или иных задач, как это порой бывает, а, наоборот, помогая друг другу в случае необходимости своими ресурсами.

Второй проект, который я хотел бы выделить, – хранилище данных. Данный проект сложен сам по себе. Для нас его сложность усугубилась еще и тем, что он «накладывался» на проект смены АБС. Получалось так, что, с одной стороны, мы разрабатываем хранилище данных, с другой – тут же меняем источники данных и параллельно продвигаемся дальше. Ситуация, когда два таких сложных и трудоемких проекта идут одновременно, непроста и несет огромное количество рисков и сложностей.

Тем не менее подразделение ИТ, которое занимается данным проектом, довольно успешно работает над ним, удерживаясь в рамках календарного плана, бюджета и скоупа проекта.

НБЖ: На какой срок рассчитан этот проект?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Примерно на четыре года. В 2009 году был пройден первый этап. В 2010 году начался второй этап, и сейчас он должен завершиться. Далее будет третий и четвертый этапы.

Отмечу, что данный проект – первый в банке в области ИТ, где очень большая часть работы выполняется аутсорсерами. Хотя в проекте новой АБС мы тоже использовали аутсорсинг, но в этом проекте процент работ, выполняемых аутсорсерами, значительно выше.

«ИТ-АУТСОРСИНГ: СУЩЕСТВУЕТ МЕНТАЛЬНЫЙ БАРЬЕР, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ТРУДНО ПРЕОДОЛЕТЬ»

НБЖ: ИТ-аутсорсинг в банке – каков ваш взгляд на эту проблему?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Совершенно определенно, что ИТ-аутсорсинг в банке есть и будет. Сейчас аутсорсинг – это абсолютно реальная сила, реалии рынка, которые не использовать просто нельзя. Другой вопрос – что надо четко понимать, где аутсорсинг дает эффект, а где нет. Пока на российском рынке я не вижу серьезной экономической эффективности аутсорсинга.

Что реально ИТ-аутсорсеры могут дать банку? Во-первых, новые компетенции. Когда приходится быстро внедрять что-то новое, конечно, можно развивать свои компетенции, но для этого необходимо достаточно много времени. Область ИТ меняется крайне быстро, появляются новые технологии. Получить от них быстрый эффект как раз и помогают аутсорсеры. Поэтому, например, проводя интеграцию, мы сразу решили взять аутсорсера. Работаем с ним достаточно успешно, при этом спокойно, не торопясь, развиваем свои компетенции. Ведь аутсорсер все равно не работает сам по себе, он взаимодействует со специалистами из банка. В процессе такого сотрудничества наши люди обучаются и развиваются.

В этом вопросе есть еще одна сторона – проблема аутсорсинга инфраструктуры, который в России очень слабо развит. Существует барьер, который очень сложно преодолеть, – ментальный: нам свойственно тотальное недоверие друг к другу. Помните, в 1990-х годах все считали, что главная проблема для банков – это опасность того, что будут украдены списки их клиентов. Остатки этой психологии живы до сих пор.

Другое препятствие на пути развития данного вида аутсорсинга состоит в том, что законодательство в настоящее время, особенно закон о персональных данных, начинает выставлять определенные формальные требования, и не все аутсорсеры им соответствуют.

Тем не менее я думаю, что в течение ближайших трех лет аутсорсинг инфраструктуры получит свое развитие. Я вижу, как широко он используется на Западе, и думаю, мы пойдем по тому же пути. Ведь объективно к этому есть все предпосылки. Многие банки растут, соответственно увеличиваются ЦОДы (центры обработки данных). Хорошо, если у каких-то кредитных организаций есть ЦОДы с большими запасами места и мощности, но я не думаю, что таких банков много. Соответственно появляется необходимость в коммерческих ЦОДах. Естественно, возникает вопрос: зачем держать своих администраторов в банке, не проще ли воспользоваться услугами администраторов коммерческого ЦОДа и получить реальный экономический эффект?

Я думаю, что сейчас серьезные системные интеграторы в России уже готовы предоставлять нормальные сервисы. Я знаю несколько банков, которые работают по такой схеме, и уверен: «все там будем».

НБЖ: Какие требования предъявляет сегодня российский банковский бизнес, и в частности Нордеа Банк, к сервис-провайдерам и ИТ-консультантам?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Рынок становится более зрелым, поэтому кроме наличия необходимых сертификатов, лицензий и фиксации SLA (Service Level Agreement) в контракте (т.е. выполнения всех нужных формальных требований, что было самым важным еще вчера) мы следим еще и за тем, чтобы все эти требования реально соблюдались.

Возьмем, например, телеком-провайдеров, работа с которыми очень показательна в данном случае. Практически все они подписывают SLA, и большинство из них его не выполняет. Если раньше мы считали, что SLA просто фактом своего наличия снижает риски взаимодействия с телеком-провайдерами, то сейчас понимаем, что это не так.

Для нас гораздо более важным является наличие у телеком-провайдера системы поддержки, т.е. мы хотим понимать, насколько эффективна их внутренняя система организации мониторинга каналов. И в связи с этим – насколько быстро и качественно телеком-провайдеры могут решать возникающие проблемы.

Компетенция и отлаженные внутренние процессы – это два ключевых понятия, которые сейчас очень важны для нас при работе с любым аутсорсером.

Нас интересует реальная компетенция провайдера, а также его желание тесно и конструктивно взаимодействовать с заказчиком.

Раньше мы обращали меньше внимания, сейчас – гораздо больше, на степень зрелости самой компании-аутсорсера. В настоящее время по многим областям в ИТ очень четко видно, как «расслоились» компании – например, те же производители банковских систем. Есть организации, которые стали профессиональными промышленными производителями прикладного ПО. Есть другие, которые все еще остались «компанией в подвале», как я это называю. В таких компаниях не налажены внутренние процессы, это просто некое количество людей, которые объединились, чтобы написать какой-либо софт. Они постепенно уйдут с рынка, потому что не выдержат конкуренции.

То же самое происходит, если мы говорим о компаниях, оказывающих консультационные услуги. Меня, например, совсем не устраивают консалтеры, которые просто умеют писать красивые документы. Если я плачу, а цены у них всех немалые – они научились составлять достойные прайсы, – то я хочу, чтобы люди реально отрабатывали эти деньги. Вот с этим как раз, на мой взгляд, есть проблема. Особенно это касается сотрудничества в более сложных сферах, чем сервис инфраструктур, где все четко и детерминировано. В таких, например, как вопросы разработки софта, где очень много «пограничных» моментов, связанных с формализацией требований. Серьезные специалисты сами предлагают наиболее эффективные решения, другие действуют по принципу «чего изволите», а когда решение получается неэффективным, говорят: вы же сами это просили. Для меня это показатель низкого уровня квалификации.

Возможно, это основано на моих запросах к ИТ-специалистам: специалист должен не просто следовать за требованиями, он должен «пропускать» их через себя и предлагать самое лучшее решение. В этом случае айтишник становится бизнес-партнером. А это сейчас веление времени.

«КАЖДЫЙ ПРОЕКТ ТРЕБУЕТ РЕСУРСОВ, И БИЗНЕС ЭТО ПОНИМАЕТ»

НБЖ: Есть мнение, что ИТ – это одна из самых затратных статей расходов для банка. Каково ваше мнение на этот счет?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Вопрос для меня неоднозначный. Так и подмывает сказать, что эта статья – не дороже денег. Здесь важен не объем затрат, это неправильный подход. Ведь, к примеру, инвестиционный банкинг тоже предполагает серьезные затраты, но смотрят не на них, а на полученную прибыль.

Когда говорят об огромных деньгах, которые «съедают» ИТ, то чаще всего это происходит в случаях, если люди смотрят исключительно на затраты и больше их ничего не интересует. Хочется сказать: давайте вообще не будем ничего тратить, поставим персональные компьютеры, и пусть банк работает. И что мы получим?

Все разговоры о больших затратах на ИТ стали следствием того, что никто не хотел разбираться, что же именно в ИТ происходит, на что расходуется ИТ-бюджет. С этой точки зрения есть универсальный подход – бизнес-кейс. Когда открывается новый проект, в него включаются все затраты. По правилам Nordea, включаются и все внутренние затраты. Подобный подход позволяет понять, что затратили и что получили на выходе.

Если мы выбрали определенную стратегию, согласно которой необходимо, скажем, внедрять централизованное решение, и мы понимаем, что это даст серьезный эффект, то инвестиции необходимы. Каждый проект требует каких-то ресурсов, и бизнес понимает, что без этих ресурсов проекта просто не будет. Нельзя считать, что это ИТ-затраты. По сути, это бизнес-затраты.

В чистом виде расходы на ИТ – это расходы на серверы, которые поддерживают LAN & WAN, на активное сетевое оборудование, персональные компьютеры – и все. И здесь, кстати, нужно не так много денег.

Подчеркну: как только затраты становятся прозрачными, как только есть четкое объяснение, почему они именно такие, а не другие, почему нужно закупать именно такое оборудование, а не иное, все сразу становится на свои места. И у нас в банке по вопросам такого рода всегда идет нормальный диалог.

НБЖ: Накладывает ли какую-то специфику на вашу деятельность то, что Нордеа Банк – российская «дочка» европейской банковской группы Nordea?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Это накладывает очень серьезную специфику. Все ИТ-процессы у нас выровнены по отношению к группе. Все проекты в банке открываются с участием представителей Nordea. Есть специальный коллегиальный орган, на котором принимаются самые серьезные решения по проектам: их открытие, переход на другую фазу или закрытие, изменение бюджета, календарного плана и т.д.

У Nordea как у крупной группы есть стандартные политики, которые мы не можем игнорировать, – в частности, по закупкам оборудования, софта. Этим занимается централизованный орган, с которым мы работаем в тесном диалоге, при этом имеем определенную свободу действий здесь, в России. Ведь у нас очень сильно отличаются условия деятельности. Например, глобальные вендоры в России ведут себя не так, как в Европе. Так, Nordea напрямую работает с IBM, Microsoft и другими, мы же не можем этого делать, потому что в России вендоры работают через партнеров. Это уже другая модель работы. Поэтому мы согласовываем основные условия наших контрактов с Nordea.

Положительным моментом для нас является то, что Nordea – серьезная банковская группа, которая заключает глобальные контракты с глобальными вендорами, и мы включаемся в эти контракты, что обычно создает для нас очень хорошие условия для закупок лицензий, «железа» и т.д. Правда, бывают ситуации, когда, заключая договора в России, мы получаем лучшие условия. В таком случае нас никто не заставляет действовать по глобальному контракту. Здесь проявляется скандинавский здравый смысл, нет жестких требований.

«ЧЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ, ТЕМ ВАЖНЕЕ И СЛОЖНЕЕ МЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

НБЖ: Проблема информационной безопасности банков не теряет своей актуальности, даже скорее наоборот. О каких современных тенденциях в технологиях обеспечения безопасности в банке можно говорить?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: В прошлом году, особенно в начале, была заметна резкая активизация криминальных групп, которые мошенническим путем похищали деньги у клиентов разных банков. Я знаю достаточно много таких инцидентов. Четко видно, что дело поставлено на поток, действуют не одиночки, это вид бизнеса.

Естественно, банки серьезно занялись повышением безопасности систем «клиент–банк» – в частности, мы полностью перевели всех клиентов-юрлиц на eTokеn, отказались от хранения ключевой информации на незащищенных носителях, чтобы таким образом превентивно усилить меры безопасности для наших клиентов. Сейчас рассматриваем различные варианты аналогичных мер для персональных клиентов.

С одной стороны, расширение использования Интернета, рост филиальной сети, с другой – увеличение активности всевозможных мошенников и преступников поневоле толкают все банки к тому, что надо серьезно заниматься защитой всей внутренней банковской инфраструктуры. И это серьезная тенденция, которая получит свое развитие.

Следующая тенденция, которая также будет усиливаться, по моему мнению, заключается в том, что крупные банки сейчас переходят на централизованные программные решения. А следующий шаг после этого – централизация инфраструктуры банка. Уже многие банки отказываются от отдельных интернет-каналов в регионах, которые остались с тех времен, когда филиалы работали на децентрализованных решениях. Защищать децентрализованную систему очень сложно и дорого. Переход на централизованное решение позволяет сконцентрировать систему защиты.

Сейчас веление времени – внедрять антиспам-системы, системы против spyware, антивирусные системы.

Серьезно начала расти комплексная защита от DDoS-атак. Все основные провайдеры так или иначе озаботились этой проблемой. И самые прозорливые из телеком-провайдеров уже поставили у себя те или иные системы защиты с неким искусственным интеллектом, позволяющим мониторить и отслеживать атаки всевозможных BOT-сетей.

Чем выше уровень киберпреступности, тем важнее и сложнее меры информационной безопасности.

НБЖ: Какие проблемы в первую очередь приходится решать вам как руководителю?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Одна из главных моих задач – организация взаимодействия с бизнесом. Кроме того, поскольку я отвечаю за ИТ в банке, то должен участвовать в принятии стратегических решений.

В области ИТ сейчас происходят большие изменения. В нашем банке мы изменили свою структуру, чтобы лучше соответствовать современным требованиям. Нам нужны высокопрофессиональные сотрудники и линейные менеджеры, которых мы стремимся растить «изнутри». Для этого банк вкладывает большие деньги в развитие своих сотрудников, в повышение их профессиональных и личностных компетенций. Нам нужны лидеры! И это также важная часть моей работы.

Беседовала Оксана Дяченко

Начать дискуссию

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Обучение для бухгалтеров

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета