Банки

Снимается кино!

В России отсутствует финансовая модель кинопроцесса, поэтому лишь единичные банки кредитуют съемки фильмов

Финансирование и кредитование киноиндустрии является высокорисковым бизнесом. На производство кинофильмов нужно затрачивать огромные суммы денег в относительно короткий период времени.

В свою очередь, получение доходов может растянуться на пять, десять и более лет. Причем размер этих доходов очень трудно точно спрогнозировать. Во многом все зависит от того, насколько успешным окажется фильм и какой кассовый сбор он принесет.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА МЕЧТУ?

Мир кино - это мир мечты, который дает возможность отдохнуть от повседневных забот и треволнений. Одни люди идут в кинотеатры для того, чтобы попасть хотя бы на короткий промежуток времени в некий выдуманный ирреальный мир, полный захватывающих приключений или запутанных интриг. Другие стремятся расслабиться, посмеяться, просто забыть о проблемах насущных. Третьи любят кино с интеллектуальными «наворотами», которое способно «загрузить» мозги. Этот перечень категорий зрителей можно было бы продолжить. Наверное, очень трудно найти человека, который не любил бы кино. Неудивительно, что там, где оно снимается, крутятся огромные деньги.

Практически во всем мире, и особенно в Соединенных Штатах, где немалая часть экономики работает на киноиндустрию, бизнес и кино идут рука об руку. Возникает закономерный вопрос: почему в России почти нет банков (а если и есть, то их можно сосчитать на пальцах одной руки) и других финансовых институтов, желающих вкладывать деньги в создание фильмов и готовых финансировать киноиндустрию? Ответ прост -слишком большие риски. Однако на Западе научились сводить риски финансирования киноиндустрии к минимуму. В России же, за исключением единичных случаев, такая практика пока что не сложилась. Зато получила распространение другая: отдельные именитые режиссеры получают деньги в виде кредитов или спонсорской помощи от крупнейших государственных банков. Вряд ли вызывает сомнения, что в силу здесь вступает всемогущий административный ресурс. Поэтому в данном случае уже неважно, успешным или провальным будет кинопрокат того или иного фильма: вряд ли банк станет требовать вернуть деньги.

Конечно, нельзя говорить, что в России кинокомпания не может получить от частного банка денег на комедию, фантастический триллер или документальное кино. Здесь уже все зависит от предпочтений и вкусов руководства кредитной организации, способности продюсеров «продвигать» свой проект, коммерческого потенциала фильма.

СРЕДСТВА ПОД ЗАЛОГ

В традициях мировой киноиндустрии брать кредиты на съемки у финансовых организаций. Причем деньги ссужают как государственные, так и частные финансовые структуры. Как правило, в качестве обеспечения банки получают гарантии прав на кинофильмы.

В России также известна практика, когда кинокомпания договаривается с банком о привлечении кредитных средств под залог авторских прав будущих кинопроектов. В данном случае банк, кредитующий съемки фильма, получает дополнительную инвестиционную премию к ставке рефинансирования после окончания проекта. В случае неудачи банк выходит на рынок и продает права в качестве залогового имущества. Причем банк может выдавать кредиты под залог как кинопрокатных, так и телеправ.

И хотя выдача кредита под подобный залог - рискованное решение, все же кинорынок растет, и киноиндустрия становится привлекательным бизнесом. «Высокие темпы развития киноиндустрии в нашей стране стимулируют спрос на этот вид кредитования», - считает начальник отдела маркетинга Банка БКФ Ольга Горшкова.

Если банк начнет специализироваться на кредитовании киноиндустрии, рано или поздно его ждет успех из-за отсутствия конкурентов. Хотя, наверное, для банков было бы выгоднее становиться соинвесторами фильма и участвовать в прибыли, а не просто кредитовать ленту, говорят эксперты.

В свою очередь, кредит под залог (не только авторских прав) выгоден для продюсерских компаний. Ведь если компания занимается исключительно продюсированием, то у нее нет иного способа привлечь кредитные средства, кроме произведенных или будущих проектов. Кроме того, некоторые компании могут брать кредиты под залог студий, павильонов, техники, офисных помещений.

ЛИКВИДНЫЙ ПРОДУКТ?

Российские кинокомпании проводили маркетинговые исследования, результаты которых убеждали, что кинопродукт ликвиден: в случае необходимости его можно перепродать в течение 180 дней при некотором дисконтировании.

Кинопроекты перепродаются все время, отмечает Ольга Горшкова: «Степень ликвидности зависит от состояния проекта (до или после съемки), от качества «пакета», а также от того, является ли проект hands-on producers (проект, которым кинокомпания занимается сама), или предполагается минимальное участие кредитора в его реализации».

Председатель правления банка «АБ Финанс» Илья Морозовский также согласен, что кинопродукт ликвиден и в случае необходимости его можно перепродать в течение 180 дней при некотором дисконтировании. «Главное -понимать цену и иметь представление о продукте», - говорит банкир. Правда, эксперт добавил, что в России производится фильмов больше, чем в Советском Союзе, но они, к сожалению, лежат на полках и не востребованы.

СЛОЖНОСТИ С ОЦЕНКОЙ

Банкиры отмечают, что при кредитовании кинопроектов под залог авторских прав возникают определенные сложности с оценкой фильма. Правда, существует Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, который дает свою экспертную оценку и финансирует фильм. Однако этого мало. Банкирам необходимо четко понимать, как профинансировать кинопроект, то есть должна быть разработана некая техническая модель финансирования для банков. До сих пор таких разработок не существует.

Ценность готового проекта можно определить по нескольким параметрам, рассказывают в БКФ. Во-первых, если продукт качественный, то можно достаточно легко оценить размеры его аудитории на российском рынке или рынке США, Канады, Европы, Австралии. Для этого есть множество компаний, которые занимаются международными продажами и прогнозами потенциальных продаж.

Второй важный фактор - это четкая идея проекта, под которую можно придумать качественную маркетинговую кампанию. Эти факторы будут влиять на стоимость выпуска кино в прокат.

Конечно, режиссер и количество известных, узнаваемых актеров тоже определяют, насколько легко фильм может быть продан в дальнейшем. Каждая «звезда» имеет определенный вес и влияние на зрительскую аудиторию, на это продюсер может рассчитывать. Однако эти факторы в основном играют свою роль только в первый week-end сборов.

КРЕДИТЫ ПОД ЧЕСТНОЕ СЛОВО

«На мой взгляд, в России отсутствует финансовая модель кинопроцесса, поэтому лишь единичные банки кредитуют съемки кинофильмов, - говорит председатель правления банка «АБ Финанс» Илья Морозовский. - Отмечу тот факт, что продюсеры зачастую имеют смутные представления о роли банка в кредитовании кинопроектов. Банк не участвует в финансировании, а лишь кредитует, так как на все остальное у него нет прав».

Эксперты отмечают, что кредит под залог авторских прав - все еще редкость для российской киноиндустрии. Экономика кино закрыта, структура капитала в ней неизвестна. Об этом, кстати, говорят и сами деятели киноиндустрии. Зачастую кредиты даются продюсерам под честное слово. В мире это очень сложная система, которая пока что не адаптировалась на российской почве.

Риски банков заключаются еще и в том, что коммерческий успех фильма зависит не только от качества проекта, но и от моды и настроения общества в данный момент. А это такие факторы, которые не всегда можно предугадать заранее.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ

По мнению Ильи Морозовского, можно снизить риски банков при взаимодействии с кинокомпаниями, если кредитовать, например, не весь кинопроект, а лишь его часть.

«Мы разрабатываем новые схемы финансирования кинопроектов, которые регламентируют деятельность продюсеров, что позволяет снижать риски и получать кредиты в нашем банке в короткие сроки», - рассказывает Ольга Горшкова.

Эксперт БКФ рассказала о способах преодоления сложностей при взаимодействии с киноиндустрией. Если кредитор берет под залог права на картину, в которую он вкладывает деньги, то он должен быть уверен в нескольких вещах. Во-первых, в том, что у будущей картины хороший сценарий (интересные история и идея). Во-вторых, в опытности режиссера и профессионализме команды. В-третьих, в качественном кастинге (хороших актеров очень часто привлекают не большие гонорары, а сам сценарий или глубина предлагаемой роли).

«При текущем состоянии экономики продюсеры ищут всевозможные способы снижения рисков своих инвестиций. Поэтому кажый проект должен иметь очень четкую финансовую структуру, в которой риски инвесторов не будут превышать 30-40% вложений от бюджета», - подчеркивает Ольга Горшкова.

ЕВРОПЕЙСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ

Свести риски, связанные с вложением средств в киноиндустрию, к минимуму - такова главная задача при организации финансирования производства фильмов. Европейские страны за последние два десятилетия серьезно продвинулись в этом направлении и достигли впечатляющих результатов. По мнению экспертов, существует несколько специфичных механизмов, позволяющих минимизировать риски. Во-первых, организация посреднической деятельности между специалистами киноиндустрии и банкирами. Данная деятельность наиболее развита в Великобритании. Агент по продажам - это основное лицо в функционировании британской системы финансирования кинопродукта, поскольку именно он оценивает потенциальную стоимость прав на фильм. Также агент по продажам договаривается со страховыми компаниями, чтобы застраховать риски от непроданных прав, что, в свою очередь, является необходимым условием участия банков в финансировании фильма.

Во-вторых, усложнение механизмов страхования и гарантий. К страхованию на этапе производства добавляется страхование на этапе проката, что дает дополнительные краткосрочные гарантии для банков и частных инвесторов. Также в некоторых странах, например, во Франции, Италии и Испании, существует система государственных гарантий.

Третий механизм, позволяющий снизить риски финансирования производства фильмов, - это инвестирование проектов крупных кинокомпаний, которые работают одновременно над несколькими кинофильмами. В данном случае риски распределяются между разными проектами, что и позволяет их снижать.

ГОСБАНКИ И КИНО

У кого точно есть деньги на кино, так это у государственных банков. Правда, они дают средства не всем желающим режиссерам, а лишь избранным. Цифры и факты говорят сами за себя.

В середине мая текущего года в СМИ появились сообщения о том, что банк ВТБ станет спонсором съемок российского фильма «Сталинград». Для этого будет выделено порядка 20 миллионов долларов компании «Art Pictures». СМИ, ссылаясь на слова генерального директора компании «Art Pictures» Дмитрия Рудовского, сообщали, что между банком и студией заключен инвестиционный контракт. Условия финансирования согласовываются. По словам генерального продюсера Александра Роднянского, бюджет фильма составит 25-30 млн долларов, окончательная сумма пока не определена. Съемки картины об обороне Сталинграда во время Великой Отечественной войны начнутся осенью этого года, на экраны она выйдет в 2013 году. Режиссером фильма станет Федор Бондарчук.

Около 3 млн долларов на «Сталинград» выделил в этом году государственный кинофонд, еще столько же картина рассчитывает получить от него в 2012 году. За это фонду нужно будет вернуть 5% от сборов картины.

Какой будет доля ВТБ в сборах от проката фильма, пока не определено. Маловероятно, что она превысит 20%, полагает г-н Рудовский. Выходит, что ВТБ сможет окупить инвестиции лишь в том случае, если кинофильм соберет более 100 млн долларов. В России эту планку перешагнул пока только знаменитый «Аватар» (кассовый сбор от проката составил 113 млн долларов).

Однако ВТБ не впервые проявляет щедрость по отношению к съемкам исторических фильмов. В 2007 году банк уже спонсировал на 13 млн евро эпопею Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Кстати, Михалков являлся одновременно продюсером, режиссером, автором сценария и исполнителем главной роли. Еще 8,85 млн евро выделил на фильм ВЭБ.

И все же самые щедрые инвестиции от госбанков получил не Никита Михалков, а его брат Андрей Кончаловский на съемки киносказки «Щелкунчик»: 50 млн долларов в виде кредита и еще 338 млн рублей в качестве спонсорской помощи ему выдал ВЭБ.

Мы не беремся судить обо всех художественных, исторических, эстетических и иных достоинствах или недостатках вышеназванных кинокартин. Скажем лишь, что оба фильма не снискали большой популярности у зрителей: «Щелкунчик» собрал в прокате 14,7 млн долларов, а эпопея Михалкова - 8,2 млн долларов (данные журнала «Кинобизнес сегодня» на 10 мая 2011 года). Так что можно просто посчитать, сколько средств госбанков было вложено в данные проекты и сколько получилось «на выходе». Цифры - вещь упрямая.

ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ

ФРАНЦИЯ
Интересна система финансирования киноиндустрии во Франции. Чтобы противостоять засилью фильмов из США, государство выделяет бюджет на развитие национальной киноиндустрии, справедливо полагая, что необходимо поддерживать сам дух французского кино.

Во Франции важнейшими инвесторами являются телеканалы. Им по квоте, установленной государством, необходимо показывать какое-то количество французских фильмов. Поэтому телеканалы авансом выделяют деньги на производство фильмов. Они тоже читают сценарии, смотрят кастинг, узнают про работу режиссеров и пытаются понять, будет ли новый фильм нужен и интересен. Телеканалы спонсируют, однако потом и используют созданные фильмы, имеют право приоритетных показов. Кроме этого, они могут получать долю от последующих показов, то есть становятся сопродюсерами.

Во Франции существуют также межбанковские объединения или отделения при крупных банках, которые инвестируют в национальное кино и потому имеют право на льготное налогообложение. При выборе кинопроектов частные банки смотрят, есть ли у них господдержка, финансирование телеканалов - это гарантирует определенный уровень качества. Инвесторы также имеют право читать сценарии, оценивать режиссера и весь фильм, чтобы решить, сколько средств можно выделить на конкретный проект.

ПОЛЬША
Свою историю взаимоотношений с киноиндустрией имеют и польские банки. Первым и, пожалуй, самым удачным примером является кредитование польским «Кредит Банком» исторического фильма в четырех частях «Огнем и мечом» по роману Генриха Сенкевича. Лента побила все рекорды посещаемости, только в Польше его посмотрели свыше семи миллионов зрителей. Естественно, большие сборы от просмотра позволили производителям фильма очень быстро вернуть банку кредит. Можно сказать, что «Кредит Банк» сверхудачно предугадал будущий успех исторической киноленты.

После такого позитивного опыта в других кредитных организациях не только всерьез задумались, но и стали на практике осуществлять инвестиции в кинопродукцию. По мнению многих польских кинокритиков, почти все удачные фильмы последних лет удавалось снимать благодаря финансовой помощи банков.

Правда, в этой «бочке меда» есть и свои «ложки дегтя». Так, фильм «Шопен. Жажда любви» режиссера Ежи Антчака, рассказывающий о жизни композитора, которого очень любят и почитают поляки, посмотрели менее 450 тысяч зрителей. Этого было недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами. Исторический фильм Ежи Кавалеровича «Кво вадис?», снятый по мотивам одноименного романа Генриха Сенкевича (в русском переводе «Камо грядеши?»), также не оправдал ожиданий банкиров на получение прибыли. Эта лента о судьбах первых христиан Рима стала самой дорогой в истории польской киноиндустрии и обошлась в 70 млн злотых (около 17 млн долларов). Согласно неофициальным данным почти половину этой суммы Ежи Кавалеровичу предоставили банки. Ленту посмотрели в Польше всего 4,3 миллиона зрителей. В результате его создатели не смогли вернуть кредит.

ЛАТВИЯ
В Латвии в настоящее время производство фильмов практически не осуществляется, рассказывает руководитель управления общественных отношений, рекламы и маркетинга банка Rietumu Сергей Гродников. «Мы, как банк, получаем время от времени предложения проспонсировать или поддержать деньгами производство документального, биографического или видового фильма, но все они имеют благотворительный или маркетинговый характер». Финансированием коммерческого кинопроизводства латвийские кредитные организации в настоящее время практически не занимаются. Правда, это не исключает возможности появления подобных проектов в будущем. Деятельность крупнейших латвийских банков в сфере киноиндустрии ограничивается PR-проектами, направленными на поддержание репутации кредитных организаций, а также спонсорством. В условиях Латвии подобное спонсорство оправдывает себя, особенно в том случае, когда целевая аудитория - это городские жители, в том числе молодежь, средний класс и люди с высшим образованием, отмечает Сергей Гродников.

Начать дискуссию