«Страшилки» о том, что сотовые операторы могут потеснить на финансовом рынке профессиональных игроков - финансово-кредитные организации, - в скором времени могут стать реальностью. «Сотовики», привлекаемые «неосвоенными» денежными оборотами, выводят на рынок услугу мобильных платежей. Пока они действуют в партнерстве с банками. Но нельзя исключить того, что в скором времени они расхотят делиться со своими партнерами и начнут самостоятельно зарабатывать на рынке микроплатежей.
ЗАКОННЫЙ БРАК ВМЕСТО ГРАЖДАНСКОГОБанки и крупнейшие мобильные операторы за прошедшие полгода значительно активизировались и начали продвигать совместные партнерские программы. Передовиками в этом направлении стали Альфа-Банк и Билайн (ВымпелКом), которые предложили клиентам уникальную услугу: к номеру мобильного телефона оператор может выпустить предоплаченную карту, позволяющую использовать средства на балансе мобильного телефона для оплаты покупок в Интернете и снятия наличных в банкоматах Альфа-Банка. Вскоре ответный шаг сделал МТС, предложивший в свою очередь услугу «Автоплатеж»: автоматическое пополнение баланса телефона абонента МТС с банковской карты МБРР при снижении баланса мобильного телефона до установленного порога, равного 30 рублям.
Команда «Альфа-Групп» не ограничилась одним совместным проектом и предложила новый продукт: было объявлено о запуске универсальной платежной системы RURU, которая позволяет осуществлять дистанционные платежи в пользу различных тор-гово-сервисных предприятий на основе технологий мобильной и электронной коммерции, электронных денег и банковских карт. «Это современный платежный инструмент, благодаря которому миллионы людей получат доступ к финансовым услугам на уровне банковского сервиса», - заявил на пресс-конференции по случаю запуска проекта член правления, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексей Марей.
Конечно, мобильная коммерция не нова для российского рынка, и каждый из представителей мобильной «тройки» предлагал подобную услугу в том или ином виде. Самый первый сервис мобильных платежей «ВымпелКом» запустил еще в 2005 году. «Сегодня сервис «мобильный платеж», доступный абонентам Билайна уже несколько лет, позволяет оплатить услуги ЖКХ, пополнить абонентские счета сотовых операторов (не только Билайн), заплатить за телевидение, интернет, стационарную телефонную связь, совершить покупки в ряде интернет-магазинов. Количество услуг, которые можно оплатить с помощью телефона, постоянно увеличивается», - рассказывают в пресс-службе компании «ВымпелКом».
Но принципиальное отличие новых проектов заключается в том, что, во-первых, банки выступают в этих проектах не в качестве расчетных центров, а в качестве партнеров. Во-вторых, совместный продукт является не программой лояльности, а новым платежным инструментом.
Таким образом, в 2011 году мобильная коммерция вышла на новый виток развития. Показателен в данном случае тот факт, что участники заявленных тандемов - Альфа-Банк и Билайн, МБРР и МТС - являются не просто бизнес-партнерами, но еще и «родственниками». Первая пара партнеров входит в Альфа-Групп, вторая - в АФК «Система». Но решение «узаконить» отношения и публично заявить о своих партнерских отношениях после нескольких лет совместного сосуществования в рамках холдинга наводит на определенные размышления. Как говорится, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно.
МОБИЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА: КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ -БУДЕТ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВМобильная коммерция является частью рынка микроплатежей, на котором пытаются активно работать банки, мобильные операторы, системы денежных переводов, электронные деньги и пр. Этот сегмент пока не все игроки оценили по достоинству, так как большая часть микроплатежей осуществляется наличными деньгами, а значит, работать здесь дорого и малоэффективно. Но вполне вероятно, что в скором будущем соотношение 90/10 (нынешнее отношение наличных платежей к виртуальным) изменится и станет, например, 50/50. Тогда «на кону» окажутся уже совершенно иные суммы, и рынок микроплатежей «заиграет» для финансово-кредитных организаций совершенно другими, более яркими и манящими красками.
«На рынке микроплатежей вращаются большие деньги. Но сейчас их значимая часть находится в сфере наличных. Люди очень консервативны, многие достают кошелек и отсчитывают наличные, даже если им это не выгодно: ведь сейчас при оплате ряда услуг картой можно получить скидки, бонусы и прочее. Почему они так поступают? Загадка. Мы хотим приучить людей к тому, что можно платить не наличными. Сейчас в сегменте микроплатежей «крутятся» миллионы долларов, превратятся ли они в сотни миллионов долларов - вопрос будущего», - поясняет Алексей Марей.
Мобильные операторы, которые, как отмечалось ранее, уже давно начали осваивать сегмент микроплатежей, признают, что пока речь о баснословных прибылях не идет. Однако налицо устойчивая тенденция к росту доходов участников этого сегмента рынка.
«Прибыль, которую получает Билайн от мобильной коммерции, в абсолютном выражении пока незначительна. Однако это очень быстро растущий сегмент: рынок мобильных платежей ежегодно увеличивается более чем на 100%. Именно на стремительный рост этого бизнес-направления мы и делаем ставку, запуская платежную систему RURU», - пояснил директор по продуктам и развитию бизнеса компании «ВымпелКом» Виктор Маркелов.
Судя по активному продвижению услуги мобильных платежей остальными операторами, они видят у этого сегмента большие перспективы и готовы вкладываться в будущее.
Примечательно, что еще несколько лет назад эксперты предупреждали банкиров о том, что мобильные операторы могут потеснить кредитные организации в сегменте микроплатежей. Но даже сейчас, когда уже есть конкретные проекты, а «сотовики» в открытую заявляют о своих планах, большинство банков не считают мобильных операторов серьезными конкурентами.
«Конкуренция за рынок микроплатежей, безусловно, есть, однако сейчас она проявляется слабо, потому что на стороне банков есть сильное оружие -возможность принимать платежи в пользу любого получателя. «Сотовики» же в основном принимают оплату услуг через терминалы. Стоимость совершения операции и в банках, и у мобильных операторов зависит от получателя, суммы платежа и тарифов отправителя. В среднем она составляет менее 1%», - рассказывает начальник планово-экономического управления банка «Агропромкредит» Шамиль Кашафетдинов.
«Опыт нашего банка, обладающего «сеткой» в более чем 400 офисов, показывает, что многие российские регионы еще далеки от систем дистанционного обслуживания - как ментально, так и технически. Поэтому, например, еще 5-10 лет банки могут активно заключать договора по приему коммунальных платежей, что и делает финансовая группа «ЛАЙФ» в регионах, имея уже более 800 прямых получателей платежей», - делится опытом вице-президент Пробизнесбанка Андрей Филь.
В то же время некоторые участники рынка признают, что предупреждения экспертов могут стать реальностью. «Безусловно, крупные операторы мобильной связи имеют все возможности, чтобы забрать у банков часть рынка микроплатежей. Конкуренция будет, и, на мой взгляд, победит тот, кто предложит клиентам максимально удобный сервис. Объемы безналичных платежей постоянно растут, электронные способы оплаты приобретают все большую популярность. Как только электронные деньги будут официально узаконены, сервис микроплатежей начнет развиваться ускоренными темпами», - поясняет начальник управления информационных технологий Московского кредитного банка Василий Чмыхов.
КТО И ПОЧЕМУ ЗАЖИГАЕТ ЗВЕЗДЫ?Банкам мало закрепиться в сегменте микроплатежей. Важно, чтобы их обслуживание было рентабельным, а для этого надо, чтобы платежи до 5 тыс рублей из офисов «перекочевали» в электронное пространство. Как подчеркивает Алексей Марей (Альфа-Банк), геометрия бизнеса в данном случае очень проста: стоимость платежа через устройство самообслуживания (например, банкомат) в разы меньше стоимости платежа, осуществленного в офисе банка. А стоимость платежа через Интернет или мобильный банк будет уже на порядок дешевле «офисного» варианта.
Таким образом, банкам приходится думать не только о том, как «не отдать врагу» удерживаемый рубеж, но и о том, какую бизнес-модель использовать для продвижения услуги микроплатежей в массы. Кто-то считает, что лучше подождать тех времен, когда электронные деньги в общем обороте средств займут достойное место, другие предпочитают работать на перспективу. К числу последних относится Альфа-Банк: Алексей Марей признался, что запуск нового проекта совместно с оператором мобильной связи поможет партнерам вовремя занять рынок микроплатежей.
Показателен тот факт, что продвижением мобильной коммерции занялись не активисты-энтузиасты, а непосредственно собственники «заинтересованных» компаний. Так, владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков и совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман активно продвигают мобильную коммерцию в высших эшелонах власти. Так, в одном из своих выступлений Михаил Фридман отметил, что в скором времени мобильные технологии спровоцируют глобальные изменения на банковском рынке: пользователи смогут кредитовать друг друга, используя коммуникаторы. Владимир Евтушенков, в свою очередь, указал президенту на то, что препятствием для внедрения мобильного банкинга в России является наличие запрета на обмен информацией между операторами связи и банками. Для выпуска банковских карт финансовым учреждениям нужны данные об абонентах, а сейчас осуществлять такие действия им запрещает ФЗ «О персональных данных».
Можно с высокой долей вероятности предположить, что раз за продвижение мобильной коммерции взялись лоббисты подобного масштаба, то в скором времени «гибридные» продукты, выпущенные банками совместно с «сотовика-ми», получат широкое распространение.
По мнению генерального директора Интерфакс-ЦЭА Михаила Матовни-кова, партнеров побуждает к более тесному сотрудничеству не только возможность получения сверхприбылей в скором будущем. Кризис заставил участников рынка переоценить свои ресурсы, научил их «выжимать» максимум прибыли из любых предлагаемых «продуктов» и услуг. Если в рамках одного холдинга можно получить хороший синергетический эффект от совместных проектов двух бизнес-единиц, то зачем упускать такую возможность?
ОФИС ПРЕВРАЩАЕТСЯ…?Теперь коллег по цеху интересует вопрос: остановятся ли «новоиспеченные» партнеры на заявленных проектах или попытаются углубить и расширить свое сотрудничество?
Заместитель генерального директора Эксперт РА Павел Самиев справедливо замечает: «Кросс-продажи, обмен базами позволяют партнерам грамотно выстраивать клиентскую политику, более успешно конкурировать и выходить в новые сегменты рынка. Но сложно сказать, насколько мощным будет эффект от такого сотрудничества, потому что, как показывает практика, кобрендинг, кросс-продажи, совместные акции в рамках холдинга красиво выглядят только в описаниях на страницах учебников, а на практике результат оказывается гораздо скромнее».
Можно предположить, что в перспективе мобильные операторы и банки решат объединить свои ресурсы для достижения общей цели - завоевания лидерских позиций на рынке и генерирования сверхприбылей. Так, Михаил Матовников считает, что «сотовики» и кредитные организации могут в скором будущем выйти на следующий уровень партнерских отношений - объединение инфраструктуры. «Моментальные платежи, кобрендинговые программы существуют давно и не только у банков, аффилированных с сотовыми операторами, но и у независимых игроков. При определенных условиях возможно использование инфраструктуры (офисов) сотового оператора в качестве канала распространения некоторых банковских услуг. В частности, речь идет о реализации услуг по приему платежей, пополнению депозитов, снятию наличных средств. В этом случае офисы сотовых операторов будут трансформированы в банковские офисы», - поясняет Михаил Матовников. Павел Самиев напоминает, что упомянутый холдинг «Альфа-Групп» уже пытался наладить систему кросс-продаж. «Например, были попытки продавать полисы Альфа-Страхования через сеть магазинов «Перекресток». Но этот ресурс пока не настолько активно используется, насколько позволяет размер холдинга», - поясняет спикер.
Таким образом, попытки «двойного» использования сетей уже были зафиксированы в истории холдинга. Однако будет ли этот опыт тиражироваться и углубляться далее, пока трудно судить: задача гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд.
«Возможность использования офисов сотовых операторов для проведения банковских операций ограничена, во-первых, пропускной способностью офисов. Дело в том, что традиционные банковские операции занимают много времени, в то время как большинство операций в салонах сотовой связи совершается достаточно быстро: внесение средств на счет занимает пару минут. Поэтому потребуется серьезно усилить «мобильный» офис для превращения его в банковский. Во-вторых, к банковским офисам могут применяться (при определенном наборе операций) требования Центрального банка по «укрепленности». Например, при совершении кассовых операций необходимо иметь укрепленный кассовый узел. Это очень дорогое удовольствие, и не факт, что такую перестройку возможно и рационально осуществлять в «ларечных» форматах офисов операторов сотовой связи. Налицо не очень понятные издержки за неопределенные перспективы иметь банковскую выгоду», - поясняет Михаил Матовников.
Алексей Марей также считает, что физическое объединение розничных сетей сотового оператора и банка - сложно реализуемый проект. «Рассуждая о целесообразности реализации данного проекта, можно привести в качестве примера планы по созданию Почто-Банка: казалось бы, какой замечательной сетью обладает Почта России: бери ее и делай супербанк! Но проблема в том, что помещение - это только стены. Например, что такое две тысячи отделений ВымпелКома? Это несколько тысяч сотрудников, набранные и обученные специальным технологиям для реализации определенных задач. Эти сотрудники шли работать в сотовую компанию или к ритейлеру, а не в банк. К сожалению, так, чтобы поставил сотрудника в «точке» - и все начало продаваться, не бывает», - резюмирует спикер.
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?Не только сложность переоборудования сети, вероятно, беспокоит партнеров, но и способы позиционирования такого «мобибанка». Например, Билайн - это мировой бренд. Название «Альфа-Банк» также не является пустым звуком - это успешный финансовый игрок с узнаваемым именем и сложившейся репутацией. Понятно, что проводить объединение сети, жертвуя «добрым именем», ни один из партнеров не согласится. Поэтому Алексей Марей подчеркнул, что партнеры, несмотря на запуск совместной программы, не планируют проводить интеграцию розничных сетей.
«Если взаимоотношения между «родственными» структурами в Альфа-Групп удалось определить, то планы АФК «Система» кажутся менее ясными. Показательным является тот факт, что организационная структура корпорации АФК делит все активы на две группы - базовые (лидеры отраслей, обеспечивающие группе стабильный денежный поток в виде дивидендов) и развивающиеся. К базовым активам, в частности, относится МТС, а к развивающимся - МБРР. Цель АФК «Система» состоит в том, чтобы развивающиеся активы перешли со временем в бизнес-единицу «базовые активы» или вложенные средства были «отбиты» через IPO, стратегическое партнерство или продажу». Поэтому в данном случае «супружеское» будущее партнеров выглядит более туманным.
Однако пока МБРР и МТС планируют сохранить свою независимость и ограничиться партнерскими отношениями. Так, заместитель председателя правления Московского банка реконструкции и развития Елена Воронина пояснила: «Несмотря на то, что МБРР и МТС входят в одну группу компаний, партнерские отношения по проекту изначально выстраиваются на рыночных условиях, поскольку любое сотрудничество должно основываться на взаимном интересе. Пожалуй, это один из залогов успеха любого дела».
Александр КОРНЕВ, юридическая группа «PRINCIPIUM»
На сегодняшний день в законодательстве отсутствуют конкретные нормы, позволяющие мобильному оператору напрямую, минуя банк, осуществлять функцию перечисления платежей по поручению абонента в пользу третьих лиц за какие-либо товары или услуги. Сегодня мобильные операторы в сотрудничестве с банком-партнером предлагают абонентам оплачивать посредством SMS широкий спектр услуг, включая услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, интернет-покупки. Как правило, оплата услуг с помощью сервиса «мобильный банк» происходит следующим образом: по запросу SMS об услуге «мобильный банк» с лицевого счета абонента в компании оператора списываются средства за запрос. Далее запрашиваемая абонентом сумма оплаты тех или иных услуг списывается уже банком-партнером оператора с банковского счета абонента.
Другой вариант - при каждом платеже абоненту автоматически открывается виртуальная предоплаченная карта банка-партнера оператора, на нее с абонентского счета переводится требуемая для оплаты товара или услуги сумма, а далее банк осуществляет платеж. То есть мобильный оператор в данном случае выступает в роли агента. В настоящий момент депутатами Госдумы принят в третьем чтении (и одобрен Советом Федерации) ФЗ «О национальной платежной системе». По мнению авторов закона, он призван навести порядок на рынке электронных платежей и предоставить гражданам и юридическим лицам широкие возможности по использованию электронных денег при оплате товаров и услуг. Исходя из текста закона, а именно статьи 13, участниками платежной системы могут быть операторы по приему платежей, каковыми, в том числе, являются операторы мобильной связи. Означает ли это, что мобильные операторы в полной мере получат возможность использовать мобильный счет абонента аналогично банковскому счету, сказать пока сложно. Это покажет практика применения данного закона после вступления его в силу. Несмотря на это, очевидно, что без внесения соответствующих поправок в ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в том числе в статью 5, относящую перевод денежных средств по поручению физических лиц к банковским операциям) приравнивать операторов мобильной связи к операторам по переводу денежных средств, каковыми являются кредитные учреждения, на мой взгляд, не представляется возможным.
Развитие родственных отношений между мобильными операторами и банками в рамках одного холдинга не является единственно возможным способом покорения «сотовиками» финансового Олимпа. Нельзя исключить и другой «путь»: мобильные операторы решат самостоятельно развивать одноименный банк, «прикупив» банковскую лицензию. Необходимые ресурсы для этого тройка операторов имеет.
Заместитель директора департамента банковского аудита компании ФБК Роман Кенигсберг считает, что для реализации такого, на первый взгляд, амбициозного проекта крупные ритейлеры (не только сотовые операторы) имеют все необходимые ресурсы. «Обладая широкой инфраструктурой, максимально приближенной к активным потребителям товаров и услуг, эффективными системами стимулирования лояльности клиентов (в т.ч. в виде бонусных и дисконтных программ), персоналом, способным продавать банковские продукты, ритейлеры имеют большой потенциал для успешного продвижения на рынке розничных финансовых услуг», - поясняет эксперт.
К тому же развитие банковского бизнеса для ритейлеров представляет не спортивный интерес, а экономически целесообразное решение. «Получив банковскую лицензию, ритейлер обретает возможность оставить у себя часть прибыли от банковских операций, которую сейчас он отдает сторонним кредитным организациям. Кроме того, есть определенные налоговые аспекты, стимулирующие ритейлера к получению лицензии.
Например, услуги по оформлению кредитов при их предоставлении банком облагаются НДС. Если данное оформление будет осуществляться под вывеской кредитной (а не банковской) организации, ритейлер сможет сэкономить на налогах. Не исключаю, что банк может стать центром прибыли в таких ритейловых структурах именно в связи с особенностями налогообложения. Недостатками обладания банковской лицензией являются необходимость выполнения новой структуры пруденциальных норм (что связано с дополнительными расходами), а также отвлечение капитала из оборота для обеспечения адекватности собственных средств объемам проводимых операций», - поясняет Роман Кенигсберг.
В то же время есть и другая точка зрения. Некоторые банкиры уверены, что у подобных банков вряд ли есть будущее. «В мировой практике существуют примеры, когда мобильные операторы получали банковскую лицензию. Но спустя какое-то время они от нее все-таки отказывались. Как говорится, кесарю - кесарево. Делая совместные проекты с профессиональными участниками рынка, можно добиться гораздо большего. Теоретически не только сотовый оператор может начать развивать банковский бизнес, но и банк может попытаться освоить рынок мобильных услуг. Кредитные организации также обладают хорошей базой: имеют большое количество клиентов, на вооружении у них находятся современные технологии, они используют современные системы продвижения услуг и пр. Но это другой бизнес, а потому, войдя в него, неопытный игрок может больше потерять, чем приобрести», - поясняет Алексей Марей.
Тем не менее в любом правиле могут быть исключения. И среди российских ритейлеров появился «пионер», который решил попытаться совместить два бизнеса в одном «флаконе».
ДВА В ОДНОМПосле того как один из крупнейших ритейлеров ГК «Связной» создала банк с одноименным названием, ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что превращение ритейлера в банк возможно.
«Первые результаты партнерства Связного Банка и ГК «Связной» убедительно доказывают, что залогом успеха в розничном банковском бизнесе сегодня является развитая инфраструктура дистрибуции. Когда мы на презентации стратегии банка в октябре 2010 года озвучивали цифры роста клиентской базы (напомню, мы планируем, что к 2014 году нашими клиентами будут более 6 млн человек), многие отнеслись к этому скептически. Но прошло всего восемь месяцев, и количество держателей нашего флагманского продукта - универсальной банковской карты «Связной Банк» - перешагнуло цифру в 500 тыс человек. Полмиллиона клиентов -да к такому показателю многие банки идут годами! Конечно, большую роль в нашем активном развитии сыграли преимущества самого продукта - за полчаса клиенты получают карту, которую можно использовать как в качестве кредитной, так и в качестве накопительной (на остаток собственных средств по карте свыше 10 тыс рублей начисляется доход в размере 10% годовых). Но 2400 центров мобильной связи «Связной», в которых представлены услуги банка, - не менее значимый фактор успеха. Правда, в чистом виде нашу модель дистрибуции полноценных банковских продуктов через сеть крупного федерального ритейлера никто пока не повторил. Но есть похожие проекты на уровне кобрендинговых карт операторов и банков, реализуемых через сеть собственных монобрендовых магазинов оператора», - рассказывает председатель правления Связного Банка Сергей Радченков.
Второе преимущество - использование узнаваемого бренда, что также, по словам Сергея Радченкова, сыграло в пользу банка-тезки. «Связной» - это очень сильный бренд, который входит в ТОП-20 российских брендов по стоимости, по расчетам глобального агентства Interbrand. Кстати, выше в рейтинге находятся бренды всего трех банков и одного ритейлера. Ежедневно в центры мобильной связи «Связной» по всей стране заходит 1,5 млн человек. У ГК «Связной» одна из крупнейших в стране программ лояльности -«Связной-Клуб», в котором сейчас почти 14 млн человек. Люди доверяют этой компании, довольны уровнем сервиса, который предоставляет Связной. И это отношение клиентов распространяется на банк», - считает руководитель Связного Банка.
Конечно, пока рано делать выводы. Но первые результаты наглядно свидетельствуют о том, что шанс занять определенную нишу у «выросшего» из ритейлера банка есть. Хотя, конечно, такой «гибрид» априори будет работать «в сокращенном виде», так как проблемы с переоборудованием сети и переобучением сотрудников, о которых рассказывалось выше, действительно существуют. «Линейка продуктов для розничных клиентов, безусловно, будет расширяться, но не за счет ипотеки, автокредитов или POS-кредитов. Уже сейчас в нескольких регионах мы пилотируем депозиты и персональные кредиты наличными. POS-кредито-вание лучше получается у тех банков, которые уже накопили большую базу клиентов по этому продукту и, соответственно, могут более четко представлять риски по таким кредитам. Для ипотеки и автокредитов нужны другие каналы дистрибуции, здесь мы не сможем получить синергию с бизнесом ГК «Связной», - рассказывает Сергей Радченков.
ЧТО В ИТОГЕ?Окажется ли данный пример заразительным? Василий Чмыхов считает, что такой вариант развития событий достаточно реалистичен. «Тем не менее операторы сотовой связи не смогут предоставить населению весь спектр банковских услуг. В первую очередь, они предоставят сервисы, связанные с оплатой услуг, а также возможность выполнять различные платежи и денежные переводы. А вот кредитование, скорее всего, так и останется банковской услугой. Примеру Связного могут последовать и другие участники рынка. Однако такие проекты требуют больших инвестиций, поэтому игроков на этом рынке не будет много», - заключает эксперт.
Заместитель председателя правления Московского банка реконструкции и развития Елена Воронина, напротив, считает, что пример Связного не типичен. «Там создавался свой банк, а это более сложный и дорогостоящий процесс», - резюмирует специалист.
Таким образом, участники рынка по-разному оценивают «заразительность» данного примера, однако не исключают такой сценарий полностью.
Вероятно, что явление «перепрофилирования» пока не получит на рынке широкого распространения: остальные игроки решат выждать какое-то время для того, чтобы убедиться наверняка в жизнеспособности «гибрида». Также необходимо учитывать, что еще нет четкого понимания, в какую сторону пойдет российское законодательство. Наверняка можно утверждать только то, что мобильная коммерция интересна сотовым операторам. Например, МегаФон даже пробовал развивать систему переводов между абонентами, за что получил замечание от регуляторов. И вполне вероятно, что какая-нибудь «темная лошадка», не замеченная в родственных отношениях ни с одним из банков, удивит российский финансовый рынок подобным проектом.
ШЕСТЬ ПРИЧИН СОЗДАТЬ СВОЙ БАНК
1. Наличие широкой филиальной сети.
МТС развивает собственную монобрендовую сеть из более чем 3500 салонов по России и имеет широкую дистрибьюторскую сеть пунктов продаж дилеров МТС по всей стране. МегаФон «дышит» конкуренту в спину и стремительно наращивает обороты: в 2009 году насчитывалось 1470 фирменных салонов «МегаФон», к концу 2010 года их количество составляло 2500, а к 31 декабря 2011 года планируется довести их число до 3000.
2. Огромный клиентский поток.
Консолидированное число абонентов МТС по состоянию на 31 мая 2011 года составило 103,98 млн пользователей. Число активных абонентов МегаФон превышает 57 млн.
На конец 2010 года компания «ВымпелКом» обслуживала более 52 млн активных абонентов мобильной связи в России.
3. Высокое проникновение мобильных услуг на территории России.
Если проникновение банковских услуг составляет всего лишь 60%, то уровень проникновения мобильной связи, поданным независимых агентств, составил 151% по итогам IV квартала 2010 года. По предварительным оценкам, в 2011 году этот показатель приблизится к 200%.
4. Узнаваемость бренда.
В 2011 году бренд МТС четвертый год подряд признан самым дорогим российским брендом в числе ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ™. Два других российских оператора также входят в число самых дорогих брендов не только России, но и мира.
5. Техническая база.
Банковский бизнес и мобильный бизнес имеют принципиальные отличия. Однако учитывая тот факт, что банки все больше внимания уделяют развитию электронных технологий, и в частности мобильного банкинга, наличие «специализированных» технологий может дать определенные преимущества.
6. Высокая капитализация.
Мобильные операторы обладают высокой капитализацией, что позволяет им торговать на открытых рынках.
Начать дискуссию