Банки

Национальная платежная система

В конце сентября в части положений вступят в силу недавно принятые Законы о национальной платежной системе (Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (далее — Закон о национальной платежной системе)) и о внесении изменений в ряд существующих законодательных актов (Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ). Они определяют порядок деятельности платежных систем и формулируют понятие «электронные денежные средства». Подробно эти нововведения рассмотрены в «Актуальной бухгалтерии» № 10, 2011.

В конце сентября в части положений вступят в силу недавно принятые Законы о национальной платежной системе (Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (далее — Закон о национальной платежной системе)) и о внесении изменений в ряд существующих законодательных актов (Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ). Они определяют порядок деятельности платежных систем и формулируют понятие «электронные денежные средства». Подробно эти нововведения рассмотрены в «Актуальной бухгалтерии» № 10, 2011.

Новые понятия и субъекты

В Законе о национальной платежной системе законодатель впервые перечисляет различных участников, обеспечивающих деятельность платежной системы. Теперь выделены: оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств (в т. ч. электронных), оператор услуг платежной инфраструктуры, операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр (ст. 3 Закона о национальной платежной системе). Подобное разделение ролей фактически уже существовало и имело место в деятельности различных платежных систем, однако теперь законодательно установлены функции и обязанности отдельных субъектов такой деятельности.

Законом предусмотрено, что основанием для перевода денежных средств является распоряжение клиента (которым может выступать как плательщик, так и получатель денежных средств) (п. 1 ст. 5 Закона о национальной платежной системе). При этом перевод должен быть осуществлен в течение трех рабочих дней, а если речь идет о переводе электронных средств, то незамедлительно (п. 5 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о национальной платежной системе). Важно, что перед осуществлением перевода оператор обязан предоставить клиенту информацию в доступной форме о размере вознаграждения за перевод, порядке его взимания, способе определения обменного курса (если речь идет о переводе в валюте), а также о порядке предъявления претензий (п. 12 ст. 5 Закона о национальной платежной системе).

Впервые дано нормативное определение понятия «электронные денежные средства» (ст. 3 Закона о национальной платежной системе). Под ними понимаются денежные средства, предварительно предоставленные одним лицом другому, учитывающему информацию о размере предоставленных ему без открытия банковского счета средств (обязанному лицу), в отношении которых передавшее их лицо вправе давать распоряжения с использованием электронных средств платежа. Размер обязательств оператора перед клиентом называется остатком электронных денежных средств.

При этом вводятся три вида электронных денежных средств.

1. Неперсонифицированные. Могут использоваться физическими лицами без проведения их идентификации оператором. Такое средство платежа может применяться при условии, что остаток учитываемых оператором средств клиента не превышает 15 тысяч рублей. При этом ежемесячный оборот не должен превышать 40 тысяч рублей.

2. Персоницифированные. Могут использоваться физическими лицами при условии их идентификации оператором. Остаток учитываемых оператором средств клиента в этом случае не может превышать 100 тысяч рублей.

3. Корпоративные. Могут использоваться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии их идентификации оператором. Максимальный остаток учитываемых оператором средств клиента к концу рабочего дня не должен превышать 100 тысяч рублей.

Клиент должен иметь возможность самостоятельного определения средств платежа как персонифицированных, неперсонифицированных или корпоративных.

Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора, заключенного между клиентом и оператором. При переводе денежных средств оператор обязан информировать клиента о каждой совершенной операции (п. 4 ст. 9 Закона о национальной платежной системе). При этом оператор должен хранить направленные и полученные от клиента уведомления в течение трех лет. По требованию клиента он также обязан предоставить ему документы и информацию, связанные с переводами денежных средств (п. 7 ст. 9 Закона о национальной платежной системе).

Определены в законе и требования к операторам электронных денежных средств. Ими могут быть кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов и связанные с ними банковские операции (п. 1 ст. 12 Закона о национальной платежной системе). Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России о начале своей деятельности в течение 10 рабочих дней с момента начала проведения операций (п. 4 ст. 12 Закона о национальной платежной системе). Обязательным условием такой деятельности является наличие утвержденных правил осуществления переводов электронных денежных средств.

Закон о национальной платежной системе вступает в силу, за исключением отдельных положений, 29 сентября 2011 года. При этом он подразумевает для участников рынка расчетов определенный переходный период. Кредитные организации, осуществляющие перевод электронных денежных средств, на день вступления в силу закона обязаны привести свою деятельность в соответствие с его требованиями в течение трех месяцев, а организации, осуществляющие деятельность операторов платежных систем, — в течение шести месяцев после вступления в силу закона.

Изменения в нормативных актах

В Федеральном законе о банках и банковской деятельности (Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1) скорректировано понятие небанковской кредитной организации, а также определено, что минимальный размер уставного капитала небанковской кредитной организации, планирующей осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, должен составлять 18 миллионов рублей. Признана утратившей силу статья 13.1 закона, которая регламентировала деятельность банковских платежных агентов. Сведения об остатках электронных денежных средств клиентов будут защищаться так же, как банковская тайна. При этом сами переводы электронных денежных средств теперь отнесены к банковским операциям.

В Федеральный закон о Банке России (Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ) введена новая статья 62.2, которая устанавливает нормативы для небанковских кредитных организаций, осуществляющих переводы без открытия счетов (норматив достаточности и ликвидности), а также порядок сдачи ими отчетности: если объем обязательств перед клиентами превышает 2 миллиарда рублей — ежеквартально, если не превышает — раз в полгода.

Немаловажными являются поправки в Федеральный закон о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами (Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ). Нормы Закона о платежной системе будут применяться к данному правовому акту только в части мониторинга Банком России организаций и участников платежной системы. Для синхронизации понятийного аппарата двух законов в определение платежного агента добавлены слова о том, что им не может являться кредитная организация. Операции по приему платежей поставщики и платежные агенты теперь будут осуществлять с использованием специальных банковских счетов, по которым запрещены иные операции. В отношении кредитных организаций установлено ограничение на выполнение функций операторов по приему платежей и платежных субагентов. Также кредитным организациям запрещено заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками и операторами по приему платежей.

В Налоговый кодекс внесены изменения, позволяющие обращать взыскания на электронные денежные средства. Часть первая Налогового кодекса дополнена новой статьей (ст. 135.2 «Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами» введена подп. 9 п. 4 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ), предусматривающей ответственность за целый ряд правонарушений, касающихся исполнения банками обязанностей, связанных с обращением электронных денежных средств. Твердые штрафы за данные правонарушения достигают 40 тысяч рублей (несообщение банком налоговому органу сведений об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа). На 30 процентов не полученной налоговыми органами суммы будут штрафоваться банки, которые допускают создание ситуации отсутствия электронных денежных средств компании при наличии поручения налоговиков о взыскании.

В то же время ряду изменений подвергся и Кодекс об административных правонарушениях. В частности, введена ответственность за неиспользование специальных банковских счетов и незачисление на них банковскими агентами наличных, полученных от клиентов (до 50 тыс. руб.). За повторное неисполнение предписания Банка России в сфере надзора за национальной платежной системой размер штрафа может достигать 500 тысяч рублей.

Таким образом, законодателем разработан полноценный пакет нормативных актов для покрытия правовым полем целой сферы общественных отношений. Дать оценку его эффективности пока затруднительно, со временем практика применения этих законов выявит их достоинства и недостатки. Однако уже сейчас можно приветствовать то, что законодатель установил определенные правила для участников этой сферы деятельности. Именно определенности им так не хватало в последние годы.

Комментарии

1
  • Татьяна Серебро

    Насколько защищенна такая система от взлома?