Банки

Особенности жизненного цикла автоматизированных информационных систем в банках

Современное понимание автоматизированной информационной системы (АИС) предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Но техника сама по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно принятие решения.

Автор: Николай Кромин, начальник отдела внедрения, заместитель директора управления по работе с клиентами компании ИНВЕРСИЯ

Современное понимание автоматизированной информационной системы (АИС) предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Но техника сама по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно принятие решения.

Специфика использования АИС в банках

Очевидно, что специфику банковской АИС определяет предметная область бизнеса. В банковском бизнесе основной проблемой всегда являются объемы информации, которую необходимо собирать, надежно хранить и оперативно обрабатывать.

Для банковских служащих терминал, персональный компьютер или рабочая станция представляют собой всего лишь инструмент. Соответственно, АИС обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, предоставляющим конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дающим ему возможности выполнять какие-либо лишние действия. Для удовлетворения требований к банковской АИС используются Централизованные автоматизированные банковские системы (ЦАБС), комплексно автоматизирующие операционную деятельность банка по обслуживанию клиентов.

Особенности жизненного цикла АИС в банках

Жизненный цикл любой АИС - это непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о необходимости создания АИС и заканчивающийся в момент полного ее изъятия из эксплуатации. Стадии жизненного цикла определены в документе ГОСТ 34.601-90. Однако в настоящее время банки в основном используют уже опробованные решения от поставщиков, профессионально занимающихся их разработкой, в частности от компании ИНВЕРСИЯ.

В этом случае процесс имеет ряд особенностей: • разработка эскизного и технического проектов не требуется; • программа не разрабатывается заново, а адаптируется под конкретику банка; • техническая и рабочая документация уже имеется.

Реализация жизненного цикла на примере конкретной АИС

Рассмотрим жизненный цикл АИС на примере ЦАБС «БАНК 21 ВЕК» разработки компании ИНВЕРСИЯ.

Формирование требований к АИС

На этом этапе компания участия не принимает.

Проведение тендера

Компания участвует в части проведения презентации и подготовки коммерческих предложений.

Разработка концепции АИС (обследование)

• Изучение объекта.

• Проведение необходимых работ по обследованию бизнес-процессов банка и сопоставлению их с реализацией в ЦАБС.

• Разработка вариантов реализации бизнес-процессов банка с помощью ЦАБС.

Сотрудники компании проводят интервьюирование ключевых пользователей и анализируют заполненные банком вопросники. В результате формируется документ-отчет, содержащий следующую информацию: предложения по реализации бизнес-процессов банка на базе модулей ЦАБС «БАНК 21 ВЕК»;

• принципы и регламенты переноса данных;

• перечень выявленных различий между текущей и предлагаемой к реализации исполнителем технологиями ведения учета и предложения по реализации изменения существующей технологии;

• перечень и описание выявленных бизнес- и функциональных требований со стороны банка к ЦАБС, не реализованных в текущей функциональности.

Функциональные спецификации (техническое задание)

Компания участвует в разработке и согласовании функциональных спецификаций на адаптацию ЦАБС (доработка под технологию банка).

Адаптация АИС

На этапе адаптации разработчики компании реализуют требования, согласованные на предыдущем этапе.

Ввод в действие (внедрение)

• Подготовка объекта автоматизации к вводу АИС в действие.

Банк приобретает необходимое оборудование, настраивает сеть, готовит рабочие места.

• Подготовка персонала.

На данном этапе сотрудники компании проводят обучение сотрудников банка работе с ЦАБС «БАНК 21 ВЕК». Особо нужно отметить, что окончательное обучение рекомендуется проводить на настроенной в соответствии с предоставленными материалами системе и на реальных конвертированных данных.

Комплектация АИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями).

На серверах, предоставленных банком, устанавливаются СУБД «Oracle» и ПО ЦАБС. В зависимости от выбранной архитектуры устанавливается клиентская часть. Передается пользовательская документация и методические материалы (в т.ч. видеоматериалы) для самостоятельного изучения. • Работы по настройке ЦАБС. На данном этапе проводятся работы по миграции данных из действующей АБС в соответствии с принципами и регламентами, определенными на предыдущих этапах. Параллельно осуществляется настройка ЦАБС на основе предоставленных материалов и предложений с учетом особенностей, зафиксированных при обследовании. На этом же этапе осуществляется реализация согласованных на предыдущих этапах требований и передача банку адаптированной версии.

• Проведение предварительных испытаний.

Сотрудниками компании совместно с представителями банка проводятся технологические испытания функционала ЦАБС в разрезе функциональных модулей и определяется готовность модулей к эксплуатации. • Проведение опытной эксплуатации (тестовые дни).

После окончания автономных технологических испытаний проводятся комплексные тестовые дни с целью проверки ранее настроенных бизнес-процессов, правильности настроенного бухгалтерского учета в рамках полноценного операционного дня, окончательной настройки доступа, выявления ошибок и несоответствия ранее согласованным требованиям.

Сопровождение АИС

Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами (авторский контроль).

В соответствии с принятыми в компании регламентами авторский контроль отличается от базового варианта послегарантийного сопровождения следующими моментами:

• сотрудник компании (менеджер проекта) постоянно находится на территории банка в течение оговоренного времени; менеджер проекта имеет право экстренно вызвать любого сотрудника, входящего в рабочую группу проекта.

• Послегарантийное обслуживание. Послегарантийное обслуживание осуществляется на основании заключенного договора на сопровождение.

Начать дискуссию