Интернет-банкинг

Интернет-банкинг: выбор миллионов

2011 год эксперты называют годом интернет-банкинга. У некоторых кредитных организаций количество пользователей ИБ увеличилось в несколько раз. Наиболее продвинутые банки сделали ставку на обслуживание клиентов через смартфоны.

2011 год эксперты называют годом интернет-банкинга. У некоторых кредитных организаций количество пользователей ИБ увеличилось в несколько раз. Наиболее продвинутые банки сделали ставку на обслуживание клиентов через смартфоны.

Солидные банки, у которых в 2010 году интернет-банкинг по той или иной причине отсутствовал, делали все возможное, чтобы запустить данный сервис в первых месяцах 2011 года. При этом крупные кредитные организации заказывали уникальные решения «под себя», а небольшие и средние финансовые учреждения зачастую подключались к универсальным банковским интернет-сервисам, например наиболее известным на данный момент HandyBank и Factura.ru.

Решение HandyBank в качестве системы интернет-банкинга в 2011 году начали использовать около 30 банков, общее же количество клиентов данного сервиса достигло 62. К системе Factura.ru за год подключилось порядка 50 финансовых учреждений, общее число пользователей составляет 220 банков.

Интернет-эпидемия

Количество клиентов, которые активно пользуются услугами банков через Интернет, растет как у кредитных организаций, которые предлагают данный сервис на протяжении нескольких лет, так и у новичков в этом деле.

Сбербанк, запустивший современную систему интернет-банкинга в 2008 году, то есть значительно позднее большинства крупных кредитных учреждений, в этом году по количеству пользователей догнал Альфа-Банк. В обоих банках насчитывается по 2,3 млн клиентов, активно пользующихся ИБ. При этом Сбербанк, если сравнивать данные пресс-служб двух организаций, показал за год более агрессивный рост: в начале 2011 года через «Альфа-Клик» осуществляли операции 1,8 млн клиентов, а через «Сбербанк ОнЛ@йн» — 0,7 млн.

У Промсвязьбанка на конец 2011 года количество физических лиц — пользователей системы PSB-Retail выросло по сравнению с началом года в 1,5 раза и превысило 650 тыс. человек.

В Райффайзенбанке предпочли не афишировать точное количество пользователей системы Raiffeisen CONNECT, но отметили при этом, что за год оно практически удвоилось.

В Связь-Банке подсчитали, что услугой интернет-банкинга стало пользоваться на 40% больше клиентов, чем в начале года.

В банке «Траст», где система интернет-банкинга Trust Online в полнофункциональном режиме работает с февраля 2011 года, говорят о 18-кратном приросте количества пользователей.

Банк24.ру сравнил наплыв клиентов, предпочитающих интернет-банкинг обычному офлайновому общению с кредитной организацией, с эпидемией. По предварительным итогам 2011 года, количество клиентов Банка24.ру в столице России увеличилось в 4 раза, в Санкт-Петербурге — в 3 раза, в Новосибирске — в 3,5, в Челябинске — вдвое. Среднее количество ежемесячно открываемых счетов предприятий в городах-миллионниках выросло с 974 до 1 741, показав прирост 79%.

Всего и побольше

Основными трендами уходящего года в части развития систем интернет-банкинга стали расширение функционала и увеличение количества партнеров банка — получателей платежей. Так, в систему «Сбербанк ОнЛ@йн», по данным пресс-службы, было добавлено более 18 тыс. таких организаций, а «Альфа-Клик» пополнился 4 тыс. получателей.

При развитии функционала банки руководствовались запросами клиентов. Некоторые кредитные организации, например Сбербанк, вводили возможность дистанционного открытия и закрытия вкладов, подачи через ИБ заявки на получение кредита или выдачу кредитной карты. Не могло не найти отражения в системах дистанционного обслуживания и увлечение клиентов последних лет — обезличенные металлические счета (ОМС). Банки постарались предусмотреть для своих клиентов возможность совершения операций по покупке и продаже различных металлов в Интернете. Альфа-Банк добавил в функционал ИБ валютные переводы и возможность совершать регулярные платежи.

Банк24.ру и некоторые другие кредитные учреждения обратились к «домашней бухгалтерии» и постарались дополнить системы интернет-банкинга удобными модулями для управления личными финансами.

В системе PSB-Retail Промсвязьбанка появилась возможность задавать персональные названия счетам и картам. Установление названий, по мнению специалистов, упрощает идентификацию клиентом собственных счетов и карт как при просмотре информации, так и при совершении операций.

Чтобы повысить уровень защищенности интернет-операций, банки стали популяризировать электронные ключи-токены, которые в 2011 году активно предлагались клиентам самых разных финансовых организаций.

Те банки, которые ранее не отправляли своим клиентам одноразовые пароли (для подтверждения трансакций) в виде СМС-сообщений, начали вводить такую услугу в качестве альтернативы скретч-картам и банкоматным чекам со списком паролей.

Налоговую так и не полюбили

Повышенного интереса со стороны банков к подключению сервиса по оплате налогов непосредственно на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) в 2011 году не наблюдалось. После того как в начале года данную услугу начал предоставлять Сбербанк, его примеру последовало всего пять кредитных учреждений: Газпромбанк, Промсвязьбанк, Петербургский Социальный Коммерческий Банк (ПСКБ), Киви Банк и СБ Банк.

Тот факт, что банки неохотно начинают предоставлять совместный с Налоговой службой сервис, можно объяснить тем, что люди не привыкли следить за своей задолженностью на сайте ФНС. Кроме того, доля подобных платежей в общем объеме интернет-трансакций не слишком большая.

Самые популярные интернет-платежи

Если говорить о наиболее популярных операциях в ИБ, то клиенты Сбербанка, к примеру, чаще всего используют интернет-банкинг для оплаты коммунальных услуг и просмотра информации по счетам и картам.

В Райффайзенбанке лидируют оплата услуг (мобильный телефон, кабельное телевидение, Интернет), внутренние переводы между счетами и конверсионные операции.

В Альфа-Банке на первом месте по популярности находится оплата мобильной связи, далее следуют переводы между счетами и другому клиенту, переводы в другой банк, оплата различных услуг, пополнение электронных кошельков и конвертация. Похожая ситуация и в Промсвязьбанке.

Интеграцию систем интернет-банкинга с электронными кошельками можно смело назвать одним из трендов года. При этом активность, проявленная банками в начале года, привела к некоторым сложностям в конце. В частности, клиенты Сбербанка и банка «Связной» стали отмечать задержки с пополнением электронных кошельков платежных систем «Яндекс.Деньги» и QIWI. В итоге «Связной» возобновил переводы, но с суммарным дневным ограничением в 5 тыс. рублей (по всем электронным кошелькам).

О том, что интеграция банковских платежных систем с электронными кошельками и лицевыми счетами сотовых операторов неминуемо скажется на увеличении количества схем вывода денег при совершении мошеннических операций, неоднократно заявляли эксперты по компьютерной безопасности. Поэтому не исключено, что ограничение, аналогичное тому, какое ввел для своих клиентов банк «Связной», появится и у других банков.

Уйду к смартфону!

Системы мобильного банкинга по-прежнему остаются не более чем сильно урезанными системами интернет-банкинга. Тенденцией в развитии этого сервиса является разработка приложений под новые, в том числе экзотические, мобильные операционные системы. К ставшим привычными приложениям для Android и iOS наиболее продвинутые банки планируют в ближайшее время добавить аналоги для операционных систем Microsoft Windows Mobile и Samsung Bada.

Использование мобильного банкинга еще не стало массовым. Многие кредитные организации находятся на стадии «активной разработки» клиентских приложений или же проводят тендеры для выбора их поставщика. Другие организации, например Factura.ru, близки к завершению процесса запуска мобильной услуги и уже приступили к регистрации готовых приложений на сайтах Appstore и Android Market.

Компании, первыми выпустившие приложения для мобильного банкинга, создали и первые серьезные обновления. В новых версиях акцент делается на «полезную навигацию» (указание не только местоположения ближайшего банкомата, но и его работоспособности). Альфа-Банк, помимо этого, дал возможность своим мобильным клиентам жаловаться на конкретный банкомат или отделение, для чего в последнем приложении для мобильного банкинга появилась специальная кнопка.

Несмотря на то что клиенты, пользующиеся мобильными приложениями, в большинстве своем с их помощью лишь пополняют свой счет телефона, количество таких плательщиков растет очень интенсивно. В Сбербанке на начало года клиентов, совершающих платежи через мобильный банкинг, насчитывалось 1,3 млн человек. К концу года их оказалось уже 5 млн.

Будущее в телефоне

В Сбербанке, однако же, не отмечают склонности клиентов уходить от системы интернет-банкинга и переключаться на мобильные приложения, считая, что в настоящее время одинаково бурно развиваются оба направления.

В то же время, по мнению начальника отдела развития интернет-банка Альфа-Банка Дмитрия Каштанова, такая тенденция уже прослеживается, и связана она с бурным развитием рынка смартфонов. В Альфа-Банке также отметили, что помимо оплаты сотовой связи клиенты все охотнее совершают через мобильные приложения переводы между своими счетами. «Кроме того, пользуются популярностью платежи по шаблонам, ранее созданным в интернет-банке, — переводы в другие банки, другим клиентам Альфа-Банка, оплата жилищно-коммунальных услуг», — подтвердил начальник отдела развития мобильных сервисов Альфа-Банка Андрей Алексахин.

В компании «Диасофт» (разработчик банковских решений) уверены, что будущее в финансовой сфере — за мобильным банкингом, который демонстрирует неплохие шансы стать основным каналом самообслуживания. По словам директора департамента «Кредитное и депозитное обслуживание» компании «Диасофт» Алексея Ефимова, развитие систем ДБО будет идти в сторону построения операционных фронт-офисов с последующим подключением к ним каналов обслуживания клиентов. При этом само понятие «ДБО» постепенно трансформируется в «канал самообслуживания».

Поскольку угадать, какие именно устройства и какая связь будут пользоваться наибольшей популярностью у клиентов через несколько лет, довольно сложно, разработчики рекомендуют банкам заранее выстраивать у себя такие системы автоматизации бизнес-процессов, к которым при необходимости можно было бы подключить любой новый канал дистанционного обслуживания.

Начать дискуссию