Интернет-банкинг

Интернет-банкинг: выбор миллионов

2011 год эксперты называют годом интернет-банкинга. У некоторых кредитных организаций количество пользователей ИБ увеличилось в несколько раз. Наиболее продвинутые банки сделали ставку на обслуживание клиентов через смартфоны.

2011 год эксперты называют годом интернет-банкинга. У некоторых кредитных организаций количество пользователей ИБ увеличилось в несколько раз. Наиболее продвинутые банки сделали ставку на обслуживание клиентов через смартфоны.

Солидные банки, у которых в 2010 году интернет-банкинг по той или иной причине отсутствовал, делали все возможное, чтобы запустить данный сервис в первых месяцах 2011 года. При этом крупные кредитные организации заказывали уникальные решения «под себя», а небольшие и средние финансовые учреждения зачастую подключались к универсальным банковским интернет-сервисам, например наиболее известным на данный момент HandyBank и Factura.ru.

Решение HandyBank в качестве системы интернет-банкинга в 2011 году начали использовать около 30 банков, общее же количество клиентов данного сервиса достигло 62. К системе Factura.ru за год подключилось порядка 50 финансовых учреждений, общее число пользователей составляет 220 банков.

Интернет-эпидемия

Количество клиентов, которые активно пользуются услугами банков через Интернет, растет как у кредитных организаций, которые предлагают данный сервис на протяжении нескольких лет, так и у новичков в этом деле.

Сбербанк, запустивший современную систему интернет-банкинга в 2008 году, то есть значительно позднее большинства крупных кредитных учреждений, в этом году по количеству пользователей догнал Альфа-Банк. В обоих банках насчитывается по 2,3 млн клиентов, активно пользующихся ИБ. При этом Сбербанк, если сравнивать данные пресс-служб двух организаций, показал за год более агрессивный рост: в начале 2011 года через «Альфа-Клик» осуществляли операции 1,8 млн клиентов, а через «Сбербанк ОнЛ@йн» — 0,7 млн.

У Промсвязьбанка на конец 2011 года количество физических лиц — пользователей системы PSB-Retail выросло по сравнению с началом года в 1,5 раза и превысило 650 тыс. человек.

В Райффайзенбанке предпочли не афишировать точное количество пользователей системы Raiffeisen CONNECT, но отметили при этом, что за год оно практически удвоилось.

В Связь-Банке подсчитали, что услугой интернет-банкинга стало пользоваться на 40% больше клиентов, чем в начале года.

В банке «Траст», где система интернет-банкинга Trust Online в полнофункциональном режиме работает с февраля 2011 года, говорят о 18-кратном приросте количества пользователей.

Банк24.ру сравнил наплыв клиентов, предпочитающих интернет-банкинг обычному офлайновому общению с кредитной организацией, с эпидемией. По предварительным итогам 2011 года, количество клиентов Банка24.ру в столице России увеличилось в 4 раза, в Санкт-Петербурге — в 3 раза, в Новосибирске — в 3,5, в Челябинске — вдвое. Среднее количество ежемесячно открываемых счетов предприятий в городах-миллионниках выросло с 974 до 1 741, показав прирост 79%.

Всего и побольше

Основными трендами уходящего года в части развития систем интернет-банкинга стали расширение функционала и увеличение количества партнеров банка — получателей платежей. Так, в систему «Сбербанк ОнЛ@йн», по данным пресс-службы, было добавлено более 18 тыс. таких организаций, а «Альфа-Клик» пополнился 4 тыс. получателей.

При развитии функционала банки руководствовались запросами клиентов. Некоторые кредитные организации, например Сбербанк, вводили возможность дистанционного открытия и закрытия вкладов, подачи через ИБ заявки на получение кредита или выдачу кредитной карты. Не могло не найти отражения в системах дистанционного обслуживания и увлечение клиентов последних лет — обезличенные металлические счета (ОМС). Банки постарались предусмотреть для своих клиентов возможность совершения операций по покупке и продаже различных металлов в Интернете. Альфа-Банк добавил в функционал ИБ валютные переводы и возможность совершать регулярные платежи.

Банк24.ру и некоторые другие кредитные учреждения обратились к «домашней бухгалтерии» и постарались дополнить системы интернет-банкинга удобными модулями для управления личными финансами.

В системе PSB-Retail Промсвязьбанка появилась возможность задавать персональные названия счетам и картам. Установление названий, по мнению специалистов, упрощает идентификацию клиентом собственных счетов и карт как при просмотре информации, так и при совершении операций.

Чтобы повысить уровень защищенности интернет-операций, банки стали популяризировать электронные ключи-токены, которые в 2011 году активно предлагались клиентам самых разных финансовых организаций.

Те банки, которые ранее не отправляли своим клиентам одноразовые пароли (для подтверждения трансакций) в виде СМС-сообщений, начали вводить такую услугу в качестве альтернативы скретч-картам и банкоматным чекам со списком паролей.

Налоговую так и не полюбили

Повышенного интереса со стороны банков к подключению сервиса по оплате налогов непосредственно на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) в 2011 году не наблюдалось. После того как в начале года данную услугу начал предоставлять Сбербанк, его примеру последовало всего пять кредитных учреждений: Газпромбанк, Промсвязьбанк, Петербургский Социальный Коммерческий Банк (ПСКБ), Киви Банк и СБ Банк.

Тот факт, что банки неохотно начинают предоставлять совместный с Налоговой службой сервис, можно объяснить тем, что люди не привыкли следить за своей задолженностью на сайте ФНС. Кроме того, доля подобных платежей в общем объеме интернет-трансакций не слишком большая.

Самые популярные интернет-платежи

Если говорить о наиболее популярных операциях в ИБ, то клиенты Сбербанка, к примеру, чаще всего используют интернет-банкинг для оплаты коммунальных услуг и просмотра информации по счетам и картам.

В Райффайзенбанке лидируют оплата услуг (мобильный телефон, кабельное телевидение, Интернет), внутренние переводы между счетами и конверсионные операции.

В Альфа-Банке на первом месте по популярности находится оплата мобильной связи, далее следуют переводы между счетами и другому клиенту, переводы в другой банк, оплата различных услуг, пополнение электронных кошельков и конвертация. Похожая ситуация и в Промсвязьбанке.

Интеграцию систем интернет-банкинга с электронными кошельками можно смело назвать одним из трендов года. При этом активность, проявленная банками в начале года, привела к некоторым сложностям в конце. В частности, клиенты Сбербанка и банка «Связной» стали отмечать задержки с пополнением электронных кошельков платежных систем «Яндекс.Деньги» и QIWI. В итоге «Связной» возобновил переводы, но с суммарным дневным ограничением в 5 тыс. рублей (по всем электронным кошелькам).

О том, что интеграция банковских платежных систем с электронными кошельками и лицевыми счетами сотовых операторов неминуемо скажется на увеличении количества схем вывода денег при совершении мошеннических операций, неоднократно заявляли эксперты по компьютерной безопасности. Поэтому не исключено, что ограничение, аналогичное тому, какое ввел для своих клиентов банк «Связной», появится и у других банков.

Уйду к смартфону!

Системы мобильного банкинга по-прежнему остаются не более чем сильно урезанными системами интернет-банкинга. Тенденцией в развитии этого сервиса является разработка приложений под новые, в том числе экзотические, мобильные операционные системы. К ставшим привычными приложениям для Android и iOS наиболее продвинутые банки планируют в ближайшее время добавить аналоги для операционных систем Microsoft Windows Mobile и Samsung Bada.

Использование мобильного банкинга еще не стало массовым. Многие кредитные организации находятся на стадии «активной разработки» клиентских приложений или же проводят тендеры для выбора их поставщика. Другие организации, например Factura.ru, близки к завершению процесса запуска мобильной услуги и уже приступили к регистрации готовых приложений на сайтах Appstore и Android Market.

Компании, первыми выпустившие приложения для мобильного банкинга, создали и первые серьезные обновления. В новых версиях акцент делается на «полезную навигацию» (указание не только местоположения ближайшего банкомата, но и его работоспособности). Альфа-Банк, помимо этого, дал возможность своим мобильным клиентам жаловаться на конкретный банкомат или отделение, для чего в последнем приложении для мобильного банкинга появилась специальная кнопка.

Несмотря на то что клиенты, пользующиеся мобильными приложениями, в большинстве своем с их помощью лишь пополняют свой счет телефона, количество таких плательщиков растет очень интенсивно. В Сбербанке на начало года клиентов, совершающих платежи через мобильный банкинг, насчитывалось 1,3 млн человек. К концу года их оказалось уже 5 млн.

Будущее в телефоне

В Сбербанке, однако же, не отмечают склонности клиентов уходить от системы интернет-банкинга и переключаться на мобильные приложения, считая, что в настоящее время одинаково бурно развиваются оба направления.

В то же время, по мнению начальника отдела развития интернет-банка Альфа-Банка Дмитрия Каштанова, такая тенденция уже прослеживается, и связана она с бурным развитием рынка смартфонов. В Альфа-Банке также отметили, что помимо оплаты сотовой связи клиенты все охотнее совершают через мобильные приложения переводы между своими счетами. «Кроме того, пользуются популярностью платежи по шаблонам, ранее созданным в интернет-банке, — переводы в другие банки, другим клиентам Альфа-Банка, оплата жилищно-коммунальных услуг», — подтвердил начальник отдела развития мобильных сервисов Альфа-Банка Андрей Алексахин.

В компании «Диасофт» (разработчик банковских решений) уверены, что будущее в финансовой сфере — за мобильным банкингом, который демонстрирует неплохие шансы стать основным каналом самообслуживания. По словам директора департамента «Кредитное и депозитное обслуживание» компании «Диасофт» Алексея Ефимова, развитие систем ДБО будет идти в сторону построения операционных фронт-офисов с последующим подключением к ним каналов обслуживания клиентов. При этом само понятие «ДБО» постепенно трансформируется в «канал самообслуживания».

Поскольку угадать, какие именно устройства и какая связь будут пользоваться наибольшей популярностью у клиентов через несколько лет, довольно сложно, разработчики рекомендуют банкам заранее выстраивать у себя такие системы автоматизации бизнес-процессов, к которым при необходимости можно было бы подключить любой новый канал дистанционного обслуживания.

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банковские карты

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Цифровой рубль

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Интересные материалы

Банковские карты

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.