Банки

Новогодний подарок Центробанка

Бумажной работы стало меньше. Даже самой застарелой бюрократии когда-нибудь наступает конец. В последней декаде декабря ушедшего года случилось событие, которое большинство банковских сотрудников и их клиентов уже и не надеялись увидеть своими глазами. Наконец-то был отменен обязательный контроль банками правильности соблюдения кассовой дисциплины клиентами-юридическими лицами.

Даже самой застарелой бюрократии когда-нибудь наступает конец. В последней декаде декабря ушедшего года случилось событие, которое большинство банковских сотрудников и их клиентов уже и не надеялись увидеть своими глазами. Наконец-то был отменен обязательный контроль банками правильности соблюдения кассовой дисциплины клиентами-юридическими лицами.

За отмену этого увлекательного процесса банки и банковские ассоциации боролись более 10 лет. Эти проверки были одним из самых нудных и бесполезных для банка занятий, чужеродным для банковского бизнеса и приводящим при его осуществлении по букве закона к постоянным конфликтам с клиентами.

Впрочем, банки прекрасно понимали, что распугивать своими руками клиентов не стоит, и проверки в нормальных банках превращались скорее в совместную «работу над ошибками». Но для непредвзятого человека этот самый контроль представлялся невероятно нудным, бесполезным и даже удручающим действием.

Выглядело все это примерно так. В банке выделяли одного или группу сотрудников, которые были обязаны раз в два года проверять соблюдение кассовой дисциплины и работы с наличными деньгами каждым клиентом-юрлицом. А если учесть, что даже в среднем российском банке число клиентов может исчисляться десятками тысяч, то становится понятным объем этой «веселой» работы.

Обычно на выделенного сотрудника в год приходилось примерно 1 000 предприятий, которые нужно было проверить. А если это счастье выпадало в качестве общественной нагрузки, например бухгалтеру-операционисту, то число предприятий составляло «всего» несколько сот.

«Радовались» банковские сотрудники безмерно. Бывали случаи, когда после передачи им проверок кассовой дисциплины, дело доходило до слез и даже до увольнения.

Сотрудником банка запрашивалась кассовая книга предприятия и вся первичная кассовая документация за год. Объем этой документации у малого предприятия помещался в одной пухлой папке, а у компании среднего размера частенько занимал несколько картонных коробок, весящих не один десяток килограмм. Банковский сотрудник, которому «повезло» заниматься этим захватывающим делом, проверял все это великолепие ради составления одной-единственной справки — акта на страничку текста.

Центральный банк во время комплексной проверки в свою очередь тщательно определял, правильно ли банк контролирует кассовую дисциплину клиентов. А так как ревизорам не положено уходить без выявленных нарушений, они записывали в акт проверки найденные мелкие огрехи, из-закоторых сотрудники банка потом недосчитывались очередной премии.

На самом-то деле, по моему мнению, борьбе с отмыванием преступных доходов эти проверки никак не способствовали, а вот расходы банков на сотрудников и число конфликтов с клиентами увеличивали.

Впрочем, в отличие от банков, радостно обмывающих подарок регулятора к новогодним праздникам, клиенты, возможно, будут еще вспоминать проверки банками их кассовой дисциплины с ностальгией. Ведь, скорее всего, эта функция теперь перейдет к федеральной налоговой службе, которая во время проверок своего не упустит.

Раз уж регулятор решил взяться за облегчение нелегкого существования своих подопечных, то неплохо бы еще облегчить функции валютного контроля, а также ставшую уже легендой работу по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Это занятие, имеющее мало общего с остальной работой банка, вынуждает заниматься банковских сотрудников фактически следственно-разыскной работой. Этим делом вообще-то нужно заниматься вовсе не банкам, а государственным органам, соответствующим образом оснащенным, обученным и финансируемым.

Содержание большого количества сотрудников, занимающихся не приносящей банку прибыли и, в общем-то, чуждой ему деятельностью, происходит, естественно, за счет банковских клиентов. Грубо говоря, кредиты для них обходятся дороже, а проценты по депозитам — ниже, чем могли бы быть.

Раз уж счастье становится возможным, неплохо бы помечтать и о снижении иной бюрократической нагрузки на банки. Например, о сокращении огромного объема банковской отчетности, составлением и сверкой в масштабах страны заняты многие тысячи банковских сотрудников.

Неплохо бы заодно перевести большую часть архивов банковских документов в электронный вид, сократив, таким образом, расходы на печать и хранение документов на бумажных носителях.

Хотелось бы надеяться, что отмена проверок соблюдения клиентами кассовой дисциплины станет первым звеном в цепи снижения бюрократической нагрузки на банковский бизнес.

Начать дискуссию