Интернет-банкинг

Терминальный квест

Многие заемщики боятся перечислять взносы по кредитам через терминалы моментальных платежей, доверяя только своим банкам. По их мнению, такой чек не является доказательством платежа. Портал Банки.ру выяснил, каким образом можно решать спорные вопросы, возникающие при оплате наличными через терминал.

Многие заемщики боятся перечислять взносы по кредитам через терминалы моментальных платежей, доверяя только своим банкам. По их мнению, такой чек не является доказательством платежа. Портал Банки.ру выяснил, каким образом можно решать спорные вопросы, возникающие при оплате наличными через терминал.

«Категорически против оплаты штрафов через всякие терминалы, с государством шутки плохи, — написал в комментариях к одной из статей на нашем портале пользователь под ником Anubis. — И я не понаслышке знаю, что налоговая практикует «стресс-тесты» — взяла вот и моему знакомому выставила сборы за все пять автомобилей, которыми он когда-либо владел за прошедшие 10 лет. И человек, даже размахивая квитанциями об оплате (но, увы, не все сохранил), не мог доказать факт своевременной уплаты налога. Ему сказали: ваши квитанции — это не доказательство. Можно посмеяться, но оказаться на его месте может каждый, и смешно уже не будет».

По большому счету шутки плохи не только с государством, но и с банками — как правило, они не прощают долгов. Вместе с тем в крупных терминальных сетях сейчас есть возможность заплатить по кредиту любого банка (с использованием реквизитов банка-получателя), а некоторые кредитные организации заключают с сетями партнерские соглашения, и платить по кредиту становится еще проще. В большинстве случаев при осуществлении таких платежей взимается комиссия, да и денежные средства поступают в банк не так уж и «моментально» — однако терминалы попадаются на каждом шагу, и оплата через них не отнимает много времени. И все же граждане не спешат экономить время таким образом.

«Накладочка» вышла

По словам представителей банков, заемщики не очень охотно пользуются возможностью вносить ежемесячные платежи по кредитам через сторонние терминалы. Заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов говорит, что доля таких платежей не превышает 1% от общего объема. В Алтайэнергобанке — 4%. В Промсвязьбанке — около 5%. В ВТБ 24, не имеющем партнерских соглашений с терминальными сетями, доля переводов в адрес кредитора, по словам заместителя начальника управления пассивных и комиссионных операций Марии Саенко, незначительна. Руководитель управления кредитных продуктов Ситибанка Тимур Смирнов отмечает, что доля может доходить до 20% в зависимости от вида кредита и размера платежа. В ТКС Банке такая доля выше — около 30%.

Как правило, клиенты не доверяют «железным машинам», предпочитая вносить деньги через кассу. С кассиром можно пообщаться, задать необходимые вопросы, передать деньги из рук в руки — с электронным устройством особо не пообщаешься и не удостоверишься вовремя, что деньги попали по назначению. Однако, по словам банкиров, основная причина «накладок» при проведении платежей через терминалы — человеческий фактор. Иначе говоря, сам плательщик.

«Наиболее распространенная причина «накладок», связанных с внесением средств на банковский счет через платежный терминал, — ошибочное указание реквизитов клиентом, — сообщила директор департамента розничного бизнеса СМП Банка Наталия Мишина. — В этом случае его средства попадают на так называемые счета невыясненных сумм банка в ожидании платежного поручения с правильными реквизитами».

В некоторых банках полагают, что «зависшие» платежи также могут стать следствием технического сбоя в терминале, платежной системе и т. д. Но, по словам вице-президента по маркетингу ТКС Банка Олега Анисимова, «разбор» по таким случаям достаточно простой и регламентирован договором между банком и контрагентом, решение проблемы не превышает нескольких дней.

Есть также мнение, что плательщики слишком буквально воспринимают выражение «моментальные платежи». «Основная проблема при совершении платежей через терминалы — это несоответствие времени их прохождения ожиданиям пользователей, — утверждает Торхов из «Авангарда». — Никакой «моментальности», как правило, нет. Наш банк зачисляет платежи в день их поступления. А вот поступить платеж может, если речь идет о QIWI, через день, а если о других системах — через два-три дня».

В терминальных сетях, кстати, не отрицают того, что не все платежи через их устройства «моментальные». По словам пиар-директора QIWI Александры Высочкиной, существуют платежи, которые нуждаются в проверке. К таким платежам можно отнести страховые взносы, поступающие на следующий день после оплаты, или погашение банковских кредитов. «В большинстве случаев происходит моментальное зачисление средств, но для некоторых провайдеров срок зачисления может быть увеличен по ряду факторов: договорные обязательства, технические и технологические аспекты или установленные бизнес-процессами работы».

Бумажка или документ?

Представители крупных терминальных сетей утверждают, что выдаваемая терминалом квитанция — это официальный документ, подтверждающий платеж. «Согласно требованию закона 103-ФЗ, начиная с 1 апреля 2010 года все небанковские платежные терминалы, установленные на территории России, в обязательном порядке подлежат фискализации, то есть оборудуются контрольно-кассовой техникой, которая регистрируется в налоговых органах, — указывает Высочкина. — Требования к чеку полностью описаны в законе 54-ФЗ».

Вместе с тем далеко не во всех банках согласились с тем, что готовы рассматривать квитанцию, выданную терминалом, как официальный документ, подтверждающий платеж. Например, начальник управления карточного бизнеса и перспективных проектов Алтайэнергобанка Дмитрий Верниковский говорит, что «такие чеки легко подделать». При этом он добавляет, что данные с этой «бумажки» облегчают поиск платежа. Не рассматривают квитанцию из терминала как официальный документ и в «Авангарде».

В других банках более лояльны. Так, по словам Анисимова, ТКС Банк рассматривает такую квитанцию в качестве одного из существенных аргументов в разрешении спорной ситуации, а если ее подлинность подтверждена контрагентом, то как единственно необходимый. В Совкомбанке в случае проблем квитанция принимается банком как официальный платежный документ и позволяет избежать занесения клиента в список просрочивших платеж. В Юниаструм Банке говорят, что рассматривают квитанцию как подтверждение платежа и распоряжения клиента на зачисление средств.

«Конечно, рассматриваем! — подчеркивают в НБ «Траст». — Это важный документ, подтверждающий факт совершения перевода через тот или иной канал погашения. Поэтому мы всегда рекомендуем клиентам сохранять квитанцию». Такая же позиция и у Ситибанка. По словам Смирнова, наличие квитанции может помочь проверить статус платежа, если по каким-то причинам он не пришел на счет в срок. «Если это произошло по вине платежной системы или банка — квитанция может быть основанием для отмены штрафных санкций, если у клиента списалась комиссия за просроченный платеж».

Юристы указывают, что, если кредитор (или какая-либо государственная организация, в адрес которой, например, был переведен через терминал штраф или сумма налога) отказывается рассматривать выданную терминалом квитанцию как официальный документ, можно обратиться в расчетный банк платежной системы и получить традиционный документ, к которым госорганы более терпимы. История платежей в банках хранится бессрочно. Это подтверждают и в терминальных сетях. «При необходимости Киви Банк выдает копию платежного поручения», — подчеркивает Высочкина.

Директор департамента правового обеспечения Хоум Кредит Банка Александр Гонтаренко напоминает, что необходимо разделять две вещи — факт осуществления платежа и факт погашения долга перед банком. «Квитанция из терминала подтвердит внесение денег, но то, что человек осуществил платеж, не является доказательством того, что он погасил задолженность, — указывает он. — Она считается погашенной только тогда, когда средства поступят в банк».

Терминалы-«обманщики»

Случается так, что, приняв деньги, терминал «забывает» выдать квитанцию, и человек, внесший наличные средства (а в случае платежа по кредиту это может быть и не одна тысяча рублей), остается с пустыми руками. Как ему доказать факт осуществления платежа — особенно в случае, когда деньги до кредитора все никак не дойдут?

В терминальных сетях соглашаются с тем, что подобные казусы имеют место быть. По словам Высочкиной, для владельцев терминалов QIWI создана специальная опция в программе управления устройствами, которая позволяет автоматически отключать терминалы, если в них закончилась чековая лента. «Однако не все владельцы терминалов пользуются этой возможностью», — сетует она. В некоторых кредитных организациях советуют поступать точно так же — обращаться в платежную систему. Именно такие действия предлагают предпринять клиенту в «Авангарде», Юниаструм Банке, ВТБ 24, Промсвязьбанке.

«В первую очередь необходимо записать номер терминала (есть на экране или на корпусе), адрес и время совершения операции — чем точнее, тем лучше, — рекомендует Мишина из СМП Банка. — После этого следует обратиться в расчетный банк системы для выяснения причин. Контактные телефоны, как правило, размещаются и на экране терминала, и на чеке». Высочкина добавляет, что при необходимости клиент может обратиться в расчетный банк системы и получить документ с печатью, подтверждающий осуществление платежа, — в случае если до кредитной организации деньги по каким-то причинам не дошли.

«Мы рекомендуем клиентам обратиться как в платежную систему, так и в наш Ситибанк, — говорит Смирнов. — В платежной системе ему следует уточнить, по какой причине кредитная организация не получила платеж. В банке клиенту помогут проверить, пришли ли деньги и по какой причине они не могли поступить или не были зачислены».

Однако ряд кредитных организаций настоятельно советует в случае неприятностей — отсутствия чека или подозрений, что деньги не дошли (допустим, не пришло СМС-сообщение о зачислении средств), обращаться сразу к ним. По словам начальника управления расчетной сети Совкомбанка Романа Никанорова, тогда банк будет знать, что вины клиента в возникшей просрочке нет. Верниковский из Алтайэнергобанка также советует в таких случаях звонить сразу в финучреждение. «Мы рекомендуем обращаться сразу к нам, подробно описать ситуацию, сообщив максимальное количество информации и желательно приложив квитанцию или ее копию», — подчеркивает Анисимов из ТКС Банка.

Сделать выбор

Банкиры советуют не осуществлять платеж по кредиту в первом попавшемся терминале — во избежание различных проблем, которые потом придется решать. «Не рекомендую использовать терминалы на улицах, так как они чаще всего выходят из строя после перепадов температуры и из-за пыли. Соответственно, вероятность того, что терминал возьмет деньги и не проведет платеж, очень высокая, — говорит Верниковский. — Лучше используйте терминалы, установленные в помещениях».

В ТКС Банке рекомендуют пользоваться только терминалами, заявленными банком как партнерские и указанными на геолокационном сервисе банка.

«При расчете платежа учитывайте комиссию, которую взимают системы за свои услуги», — указывает Мишина. С ней согласен и Гонтаренко, напоминая, что внесение средств с удержанием комиссии может привести к тому, что деньги придут в банк в меньшей сумме и долг не будет погашен полностью. «Это может повлечь штрафы», — подчеркивает он.

В Юниаструм Банке добавляют, что очень важно при погашении кредита обращать внимание на то, что написано в квитанции. «Бывают ситуации, когда заемщик уверен, что осуществил очередной платеж по кредиту, но в чеке значится отказ в приеме платежа, а эту информацию он попросту не прочитал», — приводят пример сотрудники банка.

Начать дискуссию

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

Интересные материалы

Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.