Интернет-банкинг

На что жалуемся?

Проблемы в интернет-банкинге могут появиться у любой кредитной организации. Представители банков рассказали порталу Банки.ру о том, что чаще всего не устраивает их клиентов в системе ДБО и как они выражают свое недовольство.

Проблемы в интернет-банкинге могут появиться у любой кредитной организации. Представители банков рассказали порталу Банки.ру о том, что чаще всего не устраивает их клиентов в системе ДБО и как они выражают свое недовольство.

От неполадок в системе интернет-банкинга не застрахован ни один банк. Сбои случаются и у крупных финансовых организаций с миллионами пользователей онлайн-сервиса, и у небольших банков. Проблемы появляются и в тех банках, которые недавно запустили дистанционный сервис, и у старожилов рынка, обслуживающих своих клиентов через интернет-канал уже много лет. Также нет исключений ни для банков, самостоятельно разработавших системы интернет-сервиса, ни для кредитных организаций, использующих услуги внешних компаний.

Банки.ру опросил финансовые учреждения, чтобы узнать, с какими жалобами клиенты, использующие ИБ, чаще всего обращаются и по какому каналу (телефон, электронная почта, скайп и т. п.) они это предпочитают делать.

Наиболее показательным с точки зрения оценки пользовательских претензий может считаться Сбербанк, который, если верить оценкам его аналитиков, должен обладать самой большой базой пользователей онлайн-сервиса. Темпы прироста клиентов онлайн-сервисов Сбербанка выше, чем у прежнего лидера —Альфа-Банка. Крупнейший банк страны догнал Альфа-Банк еще в прошлом году, когда обе кредитные организации насчитали у себя по 2,3 млн активных пользователей системы интернет-банкинга.

Забывчивые клиенты

В Сбербанке рассказали, что чаще всего клиенты обращаются в службы поддержки с вопросами, связанными с исполнением платежных поручений. В банке называют несколько причин, по которым могут «зависать» платежи: временные отказы, связанные со взаимодействием различных банковских систем, временная неработоспособность биллинговых систем поставщиков услуг, а также отказы или сбои в коммуникационных и сервисных подсистемах. Вторая по значимости проблема для клиентов Сбербанка — технические сбои, из-за которых в интерфейсе не отражаются те или иные продукты (карты, счета, кредиты и т. д.). На третьем месте — проблемы с получением СМС-паролей для подтверждения действий в системе. У некоторых клиентов возникают трудности со входом в систему, но с ними в основном сталкиваются пользователи-новички.

В Пробизнесбанке проблему со входом в систему интернет-банкинга поставили на первое место, а уточнения по прохождению платежей (прошел / не прошел, когда будет исполнен и пр.) — на второе. Любопытно, что сложности при входе в интернет-банк возникают не только у физических, но и у юридических лиц. Но, по утверждению сотрудников Пробизнесбанка, это происходит в подавляющем большинстве лишь с неопытными корпоративными клиентами, не успевшими разобраться с правилами и интерфейсом и при первой заминке начинающими возмущаться.

Менеджер по развитию сервисов ДБО Абсолют Банка Дмитрий Аржанов во многом согласен с коллегами из Пробизнесбанка и также назвал самой распространенной проблему входа в систему. И даже указал ее причину — забывчивость клиентов. «Если идеальное юзабилити сайта позволяет банку уменьшить количество вопросов, таких как «Где у вас переводы в другой банк?» или «Как оплатить мобильный телефон?», то избежать вопроса «Я не могу вспомнить свой пароль для входа, что делать?» практически невозможно», — пояснил Аржанов.

В банке «Интеза» согласились с тем, что самые распространенные слова, которые произносит клиент системы интернет-банкинга, обратившийся в службу поддержки, — «забыл пароль».

И эксперты Смоленского Банка проблему с забытым паролем на вход смело ставят на первое место. Следом идет проблема с неполучением одноразового СМС-пароля для проведения той или иной операции через ИБ.

Также немало обращений в Банк связаны с переводами, в частности, с не зачислением денежных средств на счет клиента в выходные дни (например, когда клиент отправил деньги в пятницу вечером, а увидеть их сможет только в банковской выписке в понедельник). Как отметили в Смоленском Банке, бывают сложности с неоплаченными услугами внешнего поставщика, когда средства, направленные на оплату, скажем, мобильной связи, провайдер не успел зачислить по не зависящим от кредитной организации причинам.

В банке «Траст», как и в Сбербанке, на первом месте находятся проблемы с прохождением внутренних и внешних платежей. Помимо этого, клиенты жалуются на сложности, возникающие во время проведения банком регламентных работ в системе. Есть также проблемы с некорректными выписками и с заполнением платежных поручений.

В Татфондбанке первое место среди клиентских требований занимают запросы на добавление организаций в список получателей платежей. На втором месте — извечная проблема со входом. На третьем — отмена или корректировка совершенных платежей, а на четвертом — уточнение причин отказа в исполнении платежных распоряжений.

В Промсвязьбанке заверили, что клиенты если и обращаются в службу поддержки, то со специфическими (по сравнению с другими банками) претензиями: не загружаются определенные страницы сайта интернет-банка, неактивны те или иные ссылки внутри системы.

Несовершенство систем

Руководитель отдела сопровождения клиентов Росавтобанка Елизавета Павлова рассказала, что сегодня основная проблема, с которой обращаются клиенты, — это невозможность совершения той или иной операции из-за того, что она не предусмотрена в системе ДБО. Что же касается проблем входа, платежей, сбоев и других распространенных проблем, то они, по мнению Павловой, «совершенно единичны».

Руководитель службы развития, розничного бизнеса и частного банковского обслуживания Банка БФА Нелли Хрыкова пояснила, что проблемы авторизации в системе могут быть связаны не только с забытым паролем.

«При возникновении у банка подозрений о компрометации логина/пароля либо неправомерном использовании клиентом системы банк может в одностороннем порядке прекратить доступ к системе», — сообщила Хрыкова, уточнив, что право банка на приостановление доступа в одностороннем порядке должно быть обязательно установлено договором с клиентом.

Обращения клиентов относительно сроков исполнения платежных документов Хрыкова объяснила несовершенством самих систем. По ее словам, интерфейсы систем дистанционного обслуживания многих банков не предполагают указания времени обработки направленных клиентом поручений. Такая важная для клиента информация указывается либо в договоре, либо в правилах использования интернет-банка, либо на сайте кредитной организации. Обращения клиентов, недовольных снятой комиссией, по утверждению Хрыковой, — еще один повод разработчикам задуматься о модернизации систем интернет-банкинга. Дело в том, что клиент ругается обычно не столько из-за размера комиссии, сколько из-за того, что он вовремя не был предупрежден о ней.

Это просто праздник какой-то

На открытых форумах клиенты обычно обсуждают проблемы с платежами. В частности, выясняют друг у друга, сколько по времени идут деньги из-за рубежа или из другого банка, за какой срок следует оплачивать кредит перед праздниками или выходными.

Если деньги вдруг начинают двигаться между банками с повышенной скоростью, клиенты надеются, что это не случайность, а закономерное следствие обновления системы интернет-банкинга. «Мне кажется или действительно платежи после Нового года быстрее стали летать?» — удивился клиент банка «Связной» с ником Avtobravo.

Но нередко обновления систем ИБ приносят клиентам и новые проблемы. «Я в сентябре сменила номер телефона в системе СБОЛ, — написала в рейтинге интернет-банков на портале Банки.ру svetlanka81. — Теперь после каждого обновления у меня номер слетает на старый». «Впечатлен новым сайтом банка. Кривой, как сабля: грузится по полминуты. Геотаргетинг все время сваливается», — оценил очередные обновления в ВТБ 24 ixpert.

Нынешней зимой заметный поток сообщений о сбоях в системе интернет-банкинга был от клиентов «Русского Стандарта». Они сетовали на «глюки», появившиеся после выпуска банком очередного обновления системы ДБО. «Три дня не могу отправить якобы бесплатный внешний «межбанк», потому что «межинтербанк» тупо не работает. Надпись «Мы улучшили что-то там, и теперь все стало еще офигительнее» реально выбешивает», — возмутилсяфорумчанин Kushkin. Сложности, впрочем, были не только с платежами, но и со входом в систему — даже у тех, кто помнил свой логин и пароль.

Напомним, 22 января после проведения регламентных работ провайдером услуг интернет-банкинга Faktura.ru засбоили системы ДБО у ряда известных банков, использующих сервис Faktura.ru как систему ИБ. Проблемы зафиксировали банк «Связной», Промсервисбанк, Региональный Банк Развития, Банк2Т, Русский Южный Банк, банки «Верхнеленский» и «Взаимодействие» и некоторые другие учреждения, использующие в качестве интернет-банкинга сервис Faktura.ru. Проблема регламентных работ — тоже одна из наиболее распространенных.

«В связи с плановыми техническими работами 29.01.2012 с 09:00 до 23:00 по московскому времени интернет-банк «Абсолют On-Line» будет недоступен. Просим вас заранее совершить запланированные платежи и переводы!» Похожие сообщения от банков временами получают клиенты практически всех кредитных учреждений, имеющих интернет-банкинг. Различаются лишь сроки, на которые банки приостанавливают операции в онлайне.

Первые дни после праздников, как и первые дни после ввода обновлений в системе интернет-банкинга — время сильной головной боли и для банкиров, и для клиентов кредитных учреждений.

«Закончились праздники, интернет-банк в ступор впал опять», — написал MichaelB о системе ИБ «Русского Стандарта».

«Да просто все ломанулись платить долги-кредиты за полмесяца, вот и подвисает», — объяснил форумчанин с ником 1001126. «Похоже, даже через банкомат деньги на счет никак не лягут», — посетовал на постпраздничные проблемы gibbs.

Не секрет, что после праздников особенно тяжело приходится системам с наибольшим количеством клиентов. Пик посещаемости значительно превосходит норму. Если клиентов миллионы, то мгновенно справиться с наплывом практически нереально — с ним должны справляться не только серверы (их несложно арендовать на время), но и различные программные решения. Модернизация этих решений — долгий процесс.

После новогодних каникул клиенты многих крупных банков сетовали на то, что системы не выдерживают потока трансакций и зависают. «Интернет-банк «Альфа-Клик» перегружен, доступ может быть ограничен» — и что хочешь, то и делай», — недоумевал на страничке «ВКонтакте» Сергей Сохин. Банкам, со своей стороны, остается лишь признавать, что системы интернет-банкинга перегружены и доступ к ним по этой причине временами ограничен.

Согласно опросу Банки.ру, сами банкиры, ориентируясь уже не на форумные сообщения, а на прямые обращения клиентов (прежде всего, это звонки в колл-центр или в специализированную службу техподдержки), утверждают, что постпраздничный ажиотаж кредитные учреждения, а точнее, их клиентов, мало заботит.

Первое место в списке наиболее популярных поводов, из-за которых звонят клиенты, занимают «зависшие» (по вине российских банков) платежи, а также неудачное обновление версий систем интернет-банкинга.

Помимо этого, клиенты обращаются в службы поддержки (как специализированные, так и в колл-центры) с просьбой внести ту или иную организацию в официальный список получателей платежей.

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банковские карты

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Цифровой рубль

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Интересные материалы

Банковские карты

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.