Импэксбанк
Банк России поддержал курс Правительства РФ на либерализацию в области валютного регулирования, выпустив начиная с сентября прошлого года и по март нынешнего целый ряд нормативных документов, в которых этот курс прослеживается, хотя и не без рецидивов прошлого жесткого регулирования. Автор анализирует наиболее важные из нормативных документов, затрагивающих сферу валютного регулирования, включая Закон № 28-ФЗ.
14 марта 2003 года Дума приняла в первом чтении проект Федерального
закона «О валютном регулировании и валютном контроле», предложенный
Правительством РФ. До этого события несколько месяцев шли ожесточенные дебаты,
причем обсуждались сразу три законопроекта: внесенный Правительством РФ, внесенный
депутатами Государственной Думы и внесенный Банком России.
Ни один эксперт не предвосхитит дальнейшего развития событий и
не определит, какие именно коренные изменения будут произведены в действующем
валютном законодательстве. Ясно одно: сейчас, четыре с половиной года спустя
после кризиса августа 1998 года, в обществе сформировались и окрепли силы, заинтересованные
в либерализации существующих норм валютного регулирования и способные лоббировать
свои интересы на самом высоком уровне.
Чиновники, бизнесмены и банкиры, вовлеченные в процесс пересмотра
валютного законодательства, среди которых немало представителей крупных внешнеторговых
компаний и солидных банков, по-видимому, не испытывают симпатий к Банку России,
и объясняется это прежде всего чисто психологическим фактором. После августовского
кризиса Банк России проводил изощренно жестокую политику под лозунгом «Резидентам
в иностранной валюте ничего нельзя», вводя новые ограничения и новые формы
учета и отчетности по валютным операциям в каждом вступающем в силу нормативном
акте, а законопослушные коммерческие банки, полностью контролируемые Банком
России, были вынуждены столь же неукротимо и жестоко «воспитывать»
своих, даже самых выгодных, клиентов. Причем полномочия и права Банка России
по «усовершенствованию» действующей системы валютного контроля никем
не оспаривались и были абсолютно авторитарны.
На фоне клокочущих споров о необходимости или ненужности кардинальных
перемен в валютном законодательстве, а также борьбы за возможность ограничить
сферу регулирования Банка России и учредить другие органы, глобально воздействующие
на процесс валютного регулирования, руководители Банка России взяли мудрый курс
на опережение возможных либеральных перемен и смягчение недовольства общественного
мнения. На практике это нашло отражение в последних нормативных актах Банка
России.
Указание № 1192-У
Указанием Банка России от 05.09.2002 № 1192-У, вступившем в силу
с 1 декабря 2002 года, изменены требования по обязательной и обратной продаже
части валютной выручки. К сожалению, в тексте самого документа нет словосочетания
«обязательная продажа», и многие уполномоченные банки были вынуждены
атаковать письменными запросами территориальные управления и Департамент валютного
регулирования и валютного контроля Банка России с целью уточнить, что конкретно
имели в виду авторы, написав два предложения о продаже вообще иностранной валюты
резидентами. Такая общая формулировка свидетельствует о крайнем нежелании Банка
России поддаваться прессингу и что-либо менять в давно установленном порядке
по обязательной продаже. Теперь не только продажа иностранной валюты с текущего
валютного счета, но и продажа с транзитного и специального транзитного валютных
счетов (обязательная и обратная виды продажи) могут быть осуществлены юридическим
лицом-резидентом (на основании поручения, представленного в уполномоченный банк)
по его желанию:
1) на межбанковской валютной бирже;
2) непосредственно уполномоченному банку, а также на внебиржевом
межбанковском валютном рынке.
В первом случае продажа производится на ЕТС на следующий день
после подачи поручения по курсу, близкому к курсу Банка России; во втором случае
продажа производится в день подачи поручения по курсу уполномоченного банка.
Указание № 1233-У
Указанием Банка России от 17.12.2002 № 1223-У, вступившим в силу
с 10 февраля 2003 года, уменьшена сумма рублевого депозита, который открывается
юридическим лицом-резидентом при покупке иностранной валюты по контрактам об
импорте товаров, предполагающим предоплату. Этот документ объединяет и излагает
в новой редакции указания Банка России от 22.03.99 № 519-У и от 14.04.99 № 543-У,
в связи с чем последние утрачивают силу. Вместо 100% от суммы средств в рублях,
за которую будет покупаться иностранная валюта (как это было предусмотрено Указанием
№ 519-У), теперь в депозит размещаются 20% от этой суммы. Впервые четко рассматривается
ситуация с товарами, ввозимыми с территории Республики Белорусь, с которой Российская
Федерация имеет общую таможенную территорию. Расширен перечень оснований для
возврата рублевых средств из депозита: в него, помимо представления клиентом
ГТД, обратной продажи купленной валюты, возврата аванса нерезидентом, включены
случаи безвозвратной утери товара, банкротства нерезидента, полного прекращения
обязательств нерезидента по решению суда, уплаты резидентом штрафа за неввоз
товара по решению суда. Новый нормативный акт не распространяется на покупку
ограниченно конвертируемых валют.
Несмотря на то что редакция Указания Банка России № 1223-У весьма
проработана и конкретна, авторы этого документа не учли основные трудности,
с которыми сталкивается уполномоченный банк при расчете размера рублевых средств,
подлежащих внесению клиентом в депозит. Проблема в том, что требование разместить
средства в депозит в срок не позднее дня, предшествующего дню зачисления купленной
иностранной валюты, осталось и в новом документе. Это означает, что невозможно
точно рассчитать размер рублевого депозита, так как известна сумма покупаемой
иностранной валюты и неизвестен курс покупки (этот курс зависит от того, где
клиент желает приобрести валюту, либо курс уполномоченного банка, либо
биржевой курс на завтра). Если расчет производить по курсу текущего дня, то
необходима коррекция суммы рублевого депозита после осуществления клиентом покупки:
добавить в депозит рублей (курс возрос) или списать рубли (курс упал), чтобы
добиться идеального равенства между суммой рублей, за которую валюта была куплена,
и суммой рублей, направленной в депозит. На этом путаница не заканчивается:
уполномоченному банку нужно возвращать клиенту средства из депозита, и чаще
всего это делается частями на сумму каждого представленного основания. Таким
образом, снова встает вопрос о способе расчета рублевого эквивалента, и практически
невозможно добиться точности в остатке средств на депозитном счете. По нашему
мнению, вышеуказанные трудности в значительной степени удалось бы преодолеть,
если бы средства в депозит размещались в день покупки валюты.
Указание № 1220-У
Указанием Банка России от 10.12.2002 № 1220-У (вступило в силу с 1 февраля 2003 г.) уполномоченным банкам разрешено участвовать в уставных капиталах иностранных кредитных организаций, действующих по законодательству стран членов ФАТФ или ОЭСР. Уполномоченные банки не должны иметь преобладающего участия в уставном капитале иностранного банка. Уполномоченный банк в течение 5 рабочих дней после осуществления операции, связанной с увеличением или уменьшением своего участия в капитале иностранного банка, уведомляет Банк России по установленной форме, а через три месяца представляет в Банк России выписку из реестра акционеров, сертификат, выписки из правовых актов иностранных государств и прочие документы. Остаются действующими Инструкция Банка России от 24.08.98 № 76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» (для целей открытия филиала требуется разрешение Банка России) и Положение Банка России от 29.04.98 № 27-П «Положение о порядке представления Банком России уполномоченным банкам разрешений на участие в уставном капитале кредитных организаций за границей» (этот документ будет работать для случаев преобладающего участия российских банков в капитале зарубежных банков). Участие российских банков в капитале банков на территории стран, не являющихся членами ФАТФ и ОЭСР, нормативной базой не предусмотрено.
Положение № 201-П
Положением Банка России от 16.10.2002 № 201-П (вступило в силу с 7 декабря 2002 г.) упрощен порядок открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами РФ для обслуживания деятельности их представительств. Два счета (один в валюте иностранного государства, на территории которого находится представительство; другой в иной иностранной валюте) могут быть открыты в любом иностранном банке, при этом уведомляются налоговые органы по месту нахождения юридического лица в Российской Федерации. Определяется перечень допустимых операций по зачислению средств на такие счета и по списанию средств. Возможен однократный перевод иностранной валюты юридическим лицом-резидентом с его счета в уполномоченном банке за рубеж на цели открытия там счета. Ежеквартально юридические лица обязаны сдать отчеты о движении средств по счетам за рубежом в налоговые органы и в территориальные учреждения Банка России. Утратило силу Положение Банка России от 22.04.97 № 436, которое устанавливало порядок выдачи территориальными учреждениями Банка России разрешений для открытия резидентами счетов заграничных представительств.
Положение № 200-П
Еще один новый документ Положение Банка России от 16.10.02 № 200-П (вступило в силу с 7 декабря 2002), редакция которого аналогична Положению № 201-П. Юридическое лицо-резидент имеет право без разрешения Банка России открыть один счет в валюте, не являющейся свободно конвертируемой, для расчетов по договорам строительного подряда в стране, на территории которой выполняются строительные работы, причем оговаривается, что список стран указывается Банком России. Определяется перечень допустимых операций по счету. Резидент уведомляет об открытии счета налоговые органы и ежемесячно представляет в налоговые органы отчет о движении средств по счету, один экземпляр отчета с отметками налогового органа о его приеме направляется в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России. За резидентом закрепляется обязательство перечислить валютную выручку по договору международного строительного подряда в РФ в срок не более пяти лет с даты заключения договора
. Положение № 214-П
Указанием Банка России от 29.01.03 № 214-П (вступает в силу с
5 апреля 2003) установлен новый порядок учета внешнеторговых сделок, предусматривающих
приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную
территорию РФ. Этот норматив охватывает большой и важный вид сделок: закупку
юридическим лицом-резидентом товаров у одного нерезидента и продажу этого же
товара другому нерезиденту, когда ввоз товара в РФ не имеет смысла, не выгоден
с экономической точки зрения, и товар транспортируется из страны нерезидента-продавца
непосредственно в страну нерезидента-покупателя, минуя соответствующие иностранные
таможенные границы. Такие сделки могут осуществляться на основании двух независимых
договоров купли-продажи, а также на основании договора комиссии, договора поручения,
агентского договора. До настоящего времени расчеты по таким сделкам производились
после получения резидентом разрешения Банка России и учитывались по форме, прилагаемой
к разрешению. После вступления в силу Положения № 214-П получения разрешения
не требуется при соблюдении следующих условий:
1) если средства первоначально списываются со счета резидента
(покупка товара), то срок поступления оплаты на счет резидента (продажа товаров)
не должен превышать 180 календарных дней с даты списания средств;
2) сумма денежных средств, поступившая на счет резидента (продажа
товаров) не должна быть меньше суммы средств, подлежащих списанию со счета (покупка
товара).
Резидент представляет в уполномоченный банк копии заключенных
контрактов и других обосновывающих документов. Уполномоченный банк ведет досье,
в которое помещает все относящиеся к сделке бумаги, и заполняет в электронном
виде ведомость учета операций. Ведомость распечатывается при закрытии досье
и по требованию клиента. Большое количество так называемых реэкспортных сделок
обслуживалось в крупных банках, причем учет их велся согласно формам, указанным
в полученных резидентами разрешениях. Форма ведомости, установленная Положением
№ 214-П, совершенно иная, что приведет к колоссальной рутинной работе по переучету
и переоформлению сделок.
Закон № 28-ФЗ
Закон от 27.02.2003 № 28-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи
6 и 8 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"», вступивший
в силу с 15 марта 2003 года, вызвал волну недоумения и беспокойства.
Авторы Закона, по-видимому, преследовали цель изменить нормы вывоза
из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами, уровняв в правах резидентов
и нерезидентов. Однако одновременно была изменена редакция пункта 6 статьи 6
и пункта 3 статьи 8 Закона, которые имели непосредственное отношение не только
к вопросу о вывозе.
Утрачивает силу Положение Банка России от 12.01.2000 № 105-П,
в соответствии с которым физические лица-резиденты имели право вывозить в наличной
форме: сумму $1,5 тыс. без документов; сумму от $1,5 тыс. до 10 тыс. по документам
о происхождении валюты; сумму свыше $10 тыс. по разрешению Банка России, а физические
лица-нерезиденты имели право вывозить наличную валюту по справкам формы № 0406007
о происхождении валюты (валюта ввезена в РФ, переведена в РФ, конвертирована).
Теперь физические лица резиденты и нерезиденты имеют право
единовременно вывозить из РФ сумму наличной валюты в эквиваленте не более $10
тыс. без документов, подтверждающих происхождение этой валюты. Причем вывоз
суммы менее $3 тыс. не подлежит декларированию, письменная таможенная декларация
заполняется при вывозе суммы более $3 тыс. Вывоз суммы более $10 тыс. не допускается,
за исключением случаев, когда физическое лицо может документально подтвердить
факт ввоза валюты в РФ.
При чтении нового Закона № 28-ФЗ любой банковский работник делает
однозначный вывод: Банк России не участвовал в разработке Закона, более того,
редакцию Закона на последних стадиях согласования не видел ни один специалист
в области валютного контроля. Изменения пункта 3 статьи 8 Закона, на взгляд
неспециалиста не существенные, привели к анекдотической ситуации: отсутствию
нормативной базы для безналичных переводов нерезидентов в иностранной валюте.
Так, старая редакция Закона предусматривала перевод нерезидентами из РФ иностранной
валюты, если эта валюта ранее была переведена в РФ, ввезена в РФ или приобретена
за рубли на внутреннем валютном рынке РФ.
Авторы нового Закона, погнавшись за идентичностью формулировок
для физических лиц-резидентов и физических лиц-нерезидентов то есть за созвучием
пункта 6 статьи 6 пункту 3 статьи 8, упустили главное: пункт 3 статьи 8 Закона
был единственным нормативом для нерезидентов по безналичным переводам в иностранной
валюте. Поэтому, изложив этот пункт только в отношении физических лиц-нерезидентов
и исключив из него переводы иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном
рынке, авторы закона формально добились двух целей:
1) юридические лица-нерезиденты совсем не могут осуществлять переводы
в иностранной валюте;
2) физические лица-резиденты могут осуществлять переводы только
такой иностранной валюты, которая ранее была переведена в РФ или ввезена в РФ.
Шок от прочтения нового Закона, испытанный работниками уполномоченных
банков, усиливался по мере того, как шли дни, а не только никаких официальных
разъяснений не было опубликовано, но и не было возможности получить их оперативно
хотя бы в устной форме. Сотрудники территориальных управлений Банка России и
Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России воздерживались
от комментариев по телефонам. Далее руководству каждого банка пришлось принимать
решения самостоятельно. Крупные банки, не боявшиеся потерять клиентов, и иногородние
филиалы банков, усмотревшие в новом Законе по рекомендациям областных территориальных
учреждений далеко идущие намерения Правительства РФ, приняли решение не принимать
поручений на переводы от нерезидентов. Многие средние московские банки продолжали
проводить операции, вспомнив Письмо Госбанка СССР от 24.05.91 № 352: пункт 3
раздела 5 (средства юридических лиц-нерезидентов свободно переводятся с их валютных
счетов за границу) и пункт 14 раздела 8 (средства физических лиц-нерезидентов
в иностранной валюте свободно вывозятся и переводятся за границу).
24 марта 2003 года было подписано Письмо № 43-Т с подтверждением
возможности осуществления нерезидентами безналичных переводов без ограничений.
Описанная нами ситуация с Законом беспрецедентна и навевает горестные размышления. В свете грядущих фундаментальных изменений Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в особенности в части, предполагающей сужение сферы валютного регулирования Банка России и появление других законодательных органов валютного регулирования, неразбериха с Законом № 28-ФЗ выглядит особенно мрачно. Авторы законопроектов множатся, не умея договориться друг с другом и не считая нужным привлекать к своей работе грамотных и опытных специалистов. Коммерческие банки, реально проводящие валютные операции, оказываются в крайне глупом и невыгодном положении. Непоследовательные, несогласованные и некомпетентные действия законодательных органов могут привести к кризису платежной системы и кризису авторитета власти.
Начать дискуссию