Банки

Банки станут предупредительнее

Российские банки начинают готовиться ко вступлению в силу пунктов закона об НПС, касающихся информирования клиентов о дистанционных операциях и отзывности платежей. В ЦБ полагают, что с будущего года жизнь клиентов изменится к лучшему, а в кредитных организациях думают, как уведомлять граждан и компенсировать связанные с этим расходы.

Российские банки начинают готовиться ко вступлению в силу пунктов закона об НПС, касающихся информирования клиентов о дистанционных операциях и отзывности платежей. В ЦБ полагают, что с будущего года жизнь клиентов изменится к лучшему, а в кредитных организациях думают, как уведомлять граждан и компенсировать связанные с этим расходы.

С 31 декабря 2012 года должны вступить в силу пункты закона «О национальной платежной системе», согласно которым банки будут обязаны своевременно уведомлять клиентов об осуществлении платежей и переводов — и возвращать деньги на счет клиента в том случае, если он не подтверждает конкретную трансакцию. Эту часть закона окрестили отзывностью платежей и приняли, попытавшись сместить акцент с защиты интересов кредитных учреждений на защиту интересов их клиентов.

«Закон будет работать, и банк будет обязан уведомлять клиентов, а мы очень надеемся на этот пункт и считаем, что это та инновация, которая способна улучшить ситуацию с защищенностью клиента», — заявил порталу Банки.ру руководитель департамента регулирования расчетов Банка России Вадим Кузнецов. По его словам, до вступления в силу пунктов об отзывности платежей в жизни клиента, не согласного со списанием средств со счета, было несколько проблемных моментов. Ему надо было узнать о трансакции, дозвониться в банк, заявить о своем несогласии с ней и, наконец, доказать, что он тут ни при чем.

По новым правилам звонить в кредитную организацию будет необязательно. Ранее клиент делал это, чтобы сразу же по телефону попытаться доказать свою невиновность и предотвратить возможные дальнейшие несанкционированные операции по своему счету. С начала 2013 года, если данные пункты в законе останутся, клиенту для возврата денег на счет будет достаточно выразить свое несогласие с проведенной операцией, а о факте ее проведения его должен бесплатно уведомить банк. Не уведомил — сам виноват. И доказывать вину клиента в случае, если тот опротестовал платеж или перевод, а банк, в свою очередь, считает, что операция была проведена по всем правилам, придется уже самому банку. И, что самое важное — после того, как деньги по неподтвержденной клиентом трансакции будут возвращены на счет. «Свалить все на клиента банкам уже не удастся, — подтвердил трактовку закона Кузнецов. — Есть нормы закона, и по ним банк сначала возмещает, а затем доказывает».

Тот факт, что банки по-разному (кто-то — слишком бурно, прочие — демонстративно спокойно) отреагировали на пункты закона об НПС об отзывности платежей, в ЦБ связывают, во-первых, с тем, что есть те, кто прочитал закон, и те, кто с ним не ознакомился. Но и среди осведомленных мнения разделились. По словам Кузнецова, часть банкиров уверены в том, что новый закон, заработав, вызовет всплеск активности мошенников. В других кредитных организациях полагают, что ничего страшного на самом деле не произойдет.

Кузнецов пообещал, что в спорных ситуациях регуляторы не оставят клиентов один на один с банками и всячески поддержат, следуя духу и букве нового закона, принятого именно для защиты прав потребителей финансовых услуг.

В настоящее время многие финучреждения усиленно работают над тем, чтобы выполнить условие, по которому они обязаны вовремя уведомлять клиентов об операциях по их счетам. Портал Банки.ру провел опрос, чтобы узнать, какие меры принимают финансовые организации, чтобы не «проштрафиться» по данному пункту, и как они планируют выполнять условие о «бесплатности» такого рода уведомлений, учитывая, что СМС-информирование в большинстве кредитных организаций — традиционно услуга платная.

Заместитель начальника управления пассивных и комиссионных операций департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Мария Саенко считает, что для минимизации рисков банкам необходимо будет прописать в клиентском договоре порядок информирования: канал, режим уведомления (например, круглосуточно, семь дней в неделю), стоимость, а также ответственность клиента за предоставление актуальной информации о своих контактных данных (номер мобильного телефона, адрес электронной почты), в том числе и в случае их изменения. Это, по мнению Саенко, крайне важное условие для выполнения буквы закона. Информация о канале и режиме уведомления должна быть однозначно понятной клиенту. Что же касается тарификации услуги, то здесь все должно зависеть от пакета оповещений, которые получает клиент. Часть пакетов могут быть платными или же бесплатными, которые банк компенсирует за счет абонентской платы и т. п.

Директор департамента информационных и банковских технологий банка «Агропромкредит» Сергей Поликанов полагает, что большинство финучреждений включат расходы за информирование в упомянутую выше абонентскую плату или увеличат комиссии за совершение трансакций в системе ДБО. В самом «Агропромкредите» СМС-информирование пока бесплатное только для владельцев кредитных карт. Если закон потребует отмены платы за подобную услугу для всех без исключения клиентов, банк готов пойти и на это, но при необходимости компенсирует свои затраты за счет изменения тарифов.

Руководитель отдела сопровождения клиентов Росавтобанка Елизавета Павлова уверена, что СМС-канал — наиболее популярный среди клиентов, но затратный для банка. При этом включение расходов на СМС-информирование в абонентскую плату — неоправданная мера. Целесообразнее, по мнению Павловой, компенсировать расходы за счет комиссий, взимаемых банком за операции в ДБО. В этом случае клиенты, которые совершают меньше операций, платили бы меньше.

В Промсвязьбанке уточнили, что в настоящее время СМС-информирование является платным сервисом и подключается исключительно к карте. Соответственно, в планах банка две задачи — по предоставлению данного сервиса клиентам бесплатно и по расширению пакета оповещений, с возможностью отправки сообщений по совершенным операциям по всем счетам, в том числе по операциям, совершенным через систему PSB-Retail. По словам директора департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Ивана Пяткова, компенсировать свои затраты банк рассчитывает традиционным способом — путем включения стоимости пакета услуг в тариф.

В НОМОС-Банке уведомлять клиентов об операциях в ДБО собираются аналогично — с помощью СМС-сообщений. По словам директора департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса Александр Базанова, уже сейчас СМС-информирование по операциям в интернет-банке «НОМОС-Линк» отделено от аналогичного сервиса по картам и бесплатно для клиентов. Поэтому введения дополнительной абонентской платы или повышения комиссий в банке не планируется.

В Пробизнесбанке заявили, что постараются предоставить клиентам на выбор довольно широкий набор каналов информирования: звонок по телефону (при некоторых услугах), СМС-сообщение, обычные электронные письма или же электронные сообщения внутри системы «Интернет-банк». Помимо этого, в разработке находится информирование по каналу ICQ, Skype или же по отдельным каналам внутри социальных сетей. Банк планирует оставить СМС-информирование платным, а электронные письма бесплатными. Повышения тарифов не ожидается.

В Райффайзенбанке предполагают оповещать клиентов посредством СМС. При этом часть сообщений, в соответствии с законом, будет бесплатной, а те, что не подпадают под рамки закона об НПС, банк сделает платными. Похожей стратегии придерживается и Хоум Кредит Банк — основным каналом оповещения должны стать СМС-сообщения. Те, что касаются операций в ДБО, банк будет рассылать бесплатно.

И в Абсолют Банке делают ставку на СМС-информирование как на наиболее популярный канал уведомления клиентов. При этом за положенную по закону бесплатность рассылки уведомлений об операциях в ДБО банк не беспокоится. В кредитном учреждении уверяют, что и сейчас не взимают плату за информирование, поскольку рассылка СМС не оплачивается отдельно, раз входит в тот или иной пакет услуг.

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банковские карты

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Цифровой рубль

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Интересные материалы

Банковские карты

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.