Интернет-банкинг

Банки попали в терминальные сети

Банки проявляют все больший интерес к установке собственных платежных терминалов.

Банки проявляют все больший интерес к установке собственных платежных терминалов. Расширение сети таких устройств стало для них не только способом сократить очереди в отделениях, но и новым источником комиссионных доходов.

О росте интереса банков к терминальному бизнесу рассказали опрошенные порталом Банки.ру производители и поставщики платежных устройств. По их словам, в среднем продажи банкам выросли в прошлом году на 15—20%.

По словам коммерческого директора компании «КМ-Технологии» Андрея Комарова, если в прошлом году приглашения на тендеры были только от известных банков, то в нынешнем есть запросы и со стороны региональных малоизвестных банков.

В компании «Уникум» отмечают, что в I квартале 2012 года среди клиентов оказался ряд новых банков, таких как Смоленский Банк, Промтрансбанк, БайкалБанк, банк «Балтика». «Те банки, которые уже имеют опыт работы с терминалами, сейчас активно работают в этом направлении, а банки, у которых их не было в конце прошлого года, заложили в бюджет средства для построения терминальной сети», — рассказал руководитель отдела продаж компании Максим Поташов.

Об увеличении терминальной сети говорят и в самих банках. Причем некоторые финансовые учреждения начали создавать ее с нуля в прошлом году. В частности, Промсвязьбанк за 2011 год и I квартал 2012 года установил 21 терминал, в 2012-м появится еще 60 терминалов.

Немного терминалов пока у СМП Банка. У банка «Стройкредит» количество терминалов за прошлый год выросло с 40 до 350, к концу 2012-го их будет не меньше 1 тыс. В Смоленском Банке также рассчитывают достичь отметки в 1 тыс. терминалов.

Те банки, которые занимаются терминальным бизнесом не первый год, продолжают наращивать сеть. В Московском Кредитном Банке сообщили об увеличении количества платежных устройств более чем в два раза. У Восточного Экспресс Банка число терминалов выросло с 439 до 635 устройств. В СБ Банке количество увеличилось со 166 в 2010 году до 430 в 2011-м, в 2012-м планируется довести этот показатель до 2 тыс.

Все в терминал

Расширяя сеть платежных терминалов, банки преследуют сразу несколько целей. «За счет использования терминалов банк увеличивает свое присутствие на рынке микроплатежей и позволяет разгрузить от рутины кассы и операционных работников, сокращая время обслуживания клиентов и высвобождая время сотрудников для осуществления более сложных операций», — поясняет вице-президент СМП Банка Елена Дворовых.

Директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Владимир Тарико считает, что платежные терминалы — это еще и инструмент повышения комиссионных доходов. «С другой стороны, это перспективный и низкозатратный канал дистанционного обслуживания клиентов, — продолжает он. — Банковские терминалы позволяют оплачивать широкий набор услуг, включая мобильную связь, Интернет, телевидение, коммунальные услуги. Также с помощью терминалов можно вносить платежи по кредитам, оплачивать штрафы и налоги

Кроме того, для банка платежные терминалы — это еще одна площадка для размещения рекламы», — добавляет начальник управления терминальных устройств Промсвязьбанка Александр Якупов. Максим Поташов также отмечает, что сеть платежных терминалов дает бренду банка дополнительную узнаваемость.

Поставщики терминалов рассказывают не только об увеличении числа банков, покупающих оборудование, но и о росте самих запросов. Например, в компании «КМ-Технологии» сообщили, что если еще в прошлом году банки заказывали стандартные комплектации, то уже в начале 2012-го крупные банки стали запрашивать устройства для считывания пластиковых банковских карт, диспенсеры выдачи сдачи, монетоприемники, увеличенные в объеме кассеты купюр, видеонаблюдение. «У нас есть основания полагать, что банки будут запрашивать такую функцию, как купюроприемник с ресайклингом», — говорит Андрей Комаров, отмечая тренд по превращению простых терминалов в полноценные банкоматы.

Перечисленные возможности терминалов в некоторых банках уже реализованы. Так, терминалы МКБ возвращают сдачу на счет оператора мобильной связи при оплате услуг, когда требуется указать точную сумму платежа. Также можно получить сдачу в платежных терминалах банка «Стройкредит», причем можно забрать ее в кассе банка по специальному чеку либо использовать этот чек для проведения следующих платежей через любой другой терминал кредитной организации. Промсвязьбанк реализует в своих терминалах возможность приема купюр пачкой.

СБ Банк в конце прошлого года начал устанавливать в Москве фандоматы-терминалы: с одной стороны в них расположен платежный терминал, с другой — фандомат, аппарат по приему банок и бутылок для утилизации.

Банковские терминалы наступают

Активность банков в этом направлении оказывает давление на компании и предпринимателей, для которых терминальный бизнес — профильный. Этому способствует и правовое поле: платежные терминалы, не принадлежащие банкам, должны быть оснащены фискальной лентой. «После принятия закона, регламентирующего деятельность по приему платежей физлиц, осуществляемую платежными агентами, банки получили дополнительное преимущество, которое до сих пор способствует развитию собственных терминальных сетей», — говорит Андрей Комаров.

По словам исполнительного директора платежной системы CyberPlat Владимира Кузнецова, это приводит к уходу части игроков терминального рынка и созданию равных условий конкуренции между банковскими и небанковскими терминалами. «Очевидно, что крупные и средние российские банки имеют гораздо больше возможностей, чем частные предприниматели, оперирующие с терминалами, — считает он. — В результате увеличивается доля банковских терминалов в торговых сетях».

Впрочем, большинство платежных терминалов, принадлежащих банкам, находятся в их отделениях. Выход за пределы офиса у кредитных организаций только в планах, а некоторые банки вообще не хотят устанавливать терминалы на «чужой» территории. В частности, в Восточном Экспресс Банке сказали, что развивают терминальную сеть исключительно в отделениях банка, так как основная цель — это разгрузка касс от массовых операций, например погашения кредитов.

Те финансовые учреждения, которые извлекают доход от работы терминалов, расширяют сеть за пределами отделений. Например, в банке «Стройкредит» рассказали, что устанавливают терминалы как в торговых точках, так и в офисах коммунальных служб районов и городов, а также в образовательных учреждениях. У Смоленского Банка есть терминалы в подъездах жилых домов.

PR-директор группы QIWI Александра Высочкина считает, что говорить о конкуренции небанковских и банковских терминалов не совсем верно. «Функционал банковского терминала существенно отличается от небанковского, — поясняет она. — Например, через QIWI-терминал можно оплатить услуги более 5 тысяч провайдеров, внести пожертвование, пополнить электронный денежный счет. «Нарастить» такой же спектр сервисов достаточно сложно, это требует немало времени».

К тому же мнение о прибыльности терминального бизнеса для банков несколько преувеличено: не у всех окупаются трансакционные издержки. «Банкам не выгодны микроплатежи с точки зрения расходов на одну трансакцию, ведь стоимость обработки платежа одинакова вне зависимости от суммы», — указывает Высочкина.

Начать дискуссию