Говоря точнее, ставки с недавнего времени стали положительными, что периодически случается, но нехарактерно для российской экономики. В то, что реальные ставки останутся высокими в течение длительного времени, верится с трудом. Почему? Потому что такая ситуация означает, что экономика должна значительно повысить свою эффективность, так как в такой экономике деньги уже не являются «бесплатными», она должна повышать производительность, чтобы иметь возможность платить проценты по кредитам. Поэтому или процентные ставки будут снижаться, или инфляция будет расти.
Низкий темп роста цен прошлого года определялся стабилизацией мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, скачок которых в 2010 году привел к серьезному всплеску продовольственной инфляции и в России. По итогам 2011-го именно стабилизация продовольственных цен обусловила замедление инфляции. Кроме того, дефляция в европейских странах также импортируется в Россию. Внутренняя (тарифная) история тоже важна. Решение о переносе повышения тарифов с января на июль позволило снизить инфляцию с 6,1% в годовом выражении в конце 2011 года до 3,7% в последние два месяца. Но это замедление, как отметили Ольга Беленькая и Олег Солнцев, временное: как только индексация будет проведена, годовая инфляция вернется ближе к 6%. В целом же, на мой взгляд, экономика России будет обречена на относительно высокую инфляцию в обозримом будущем в силу низкой конкуренции. Структура российского рынка, на котором доминирует небольшое количество игроков, позволяет компаниям перекладывать рост своих издержек на конечных потребителей. И пока нет причин считать, что конкуренция будет расти.
Что касается повышения процентных ставок, то, на мой взгляд, оно носит более фундаментальный характер. В предыдущее десятилетие деньги в России оставались дешевыми благодаря значительному притоку капитала в экономику. Сейчас мировые финансовые рынки значительно хуже выполняют функцию финансового посредничества, чем раньше, поэтому приток дешевых долговых денег крайне ограничен. Кроме того, если до кризиса 2008 года рубль демонстрировал укрепление на протяжении длительного периода и это провоцировало рост спроса на валютные заимствования, то сейчас заимствовать все хотят в рублях, чтобы не пострадать в случае девальвации. Увеличивающаяся зависимость платежного баланса и бюджета от нефтяных доходов приводит к тому, что в экономике растет недоверие к рублю как к валюте сбережений и это не дает использовать зарубежный капитал, даже когда он становится более доступным.
На этом фоне в последние два года значительно ускорился отток капитала, который как раз связан с тем, что низкий уровень конкуренции в экономике не позволяет игрокам расширяться и перекраивать рынок. Отсутствие инвестиционных возможностей выталкивает капиталы за рубеж и повышает уровень процентных ставок в России. Как уже обсуждалось в предыдущих статьях, это дополняется склонностью государства к поддержке профицитного бюджета и его спросом на внутренний долг, что также становится фактором роста процентных ставок.
Ситуация положительных реальных процентных ставок может быть использована для создания предпосылок к увеличению сбережений в экономике. Тем не менее, как я писала в своих предыдущих публикациях, российские предприятия сейчас предъявляют ограниченный спрос на финансовые ресурсы, инвестируя капиталы за рубеж. Спрос возникнет, только если структура экономики начнет меняться и уровень конкуренции повысится, то есть появятся более рентабельные компании, которые смогут расти в условиях высоких реальных процентных ставок. Но если такие структурные изменения не будут запущены, то единственным выходом из нынешнего состояния будет ускорение темпа роста цен, чтобы вернуть реальные процентные ставки в отрицательную зону и поддержать функционирование малорентабельных компаний и предприятий. Поэтому, возвращаясь к нынешнему состоянию рынка, я бы говорила о том, что инфляция будет расти, а ставки снижаться не будут.
Начать дискуссию