Кредитование

Платежная дисциплина в России и Европе - как рассчитывались с долгами в 2011 году

На прошлой неделе агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран.

На прошлой неделе агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран. 

Согласно исследованию в большинстве европейских стран покупатели по-прежнему допускают просрочки в оплатах.  На платежную дисциплину контрагентов не жалуются только экспортеры  в Скандинавию, Австрию и Швейцарию – треть компаний, экспортирующих товары в эти страны, получают оплату день в день, а у половины просрочка не превышает 10 дней. Порядка 58% экспортеров в страны Бенилюкс считают приемлемой просрочку в 30 дней со стороны покупателей в этих странах, но не более 50% бельгийских, голландских и люксембургских клиентов допускают просрочки свыше 10 дней. Покупатели из Франции, Испании, Португалии и Италии испытывают потребность в более длительной отсрочке по сравнению со своими более дисциплинированными соседями. Только каждый четвертый экспортер во Францию и каждый пятый в Испанию, Португалию и Италию получают оплату в течение месяца после отгрузки товара – почти половина респондентов заявила, что срок оплаты от, например, итальянских импортеров может превышать 60 дней.

Средний срок погашения задолженности (% респондентов)

Страна До 30 дней, % Более 30 дней, % Более 60 дней, %
Австрия/Швейцария  72.3  25.6  2.2 
Скандинавские страны  65.1  31.6  3.3 
Бенилюкс  57.9  39.2  2.9 
Россия/Украина 47.9 28.6 23.5
Польша  42.2  43.0  14.8 
Страны Балтии  41.7  42.9  15.5 
Чехия, Венгрия, Словакия, Словения  39.3  48.3  12.6 
Турция  37.3  42.7  20.2 
Великобритания и Ирландия  32.4  52.0  15.5 
Румыния, Болгария, Хорватия  28.9  43.0  27.1 
Франция  25.6  48.8  25.6 
Италия  20.1  33.8  46.3 
Испания/Португалия  20.0  50.7  29.3 
Германия  16.3  78.4  5.3 

Только 3 из 10 экспортеров в Румынию, Болгарию и в страны Балканского полуострова отметили, что штрафные санкции за просрочку возымели действие, и покупатели платили в срок до 30 дней, в то время как чуть менее трети поставщиков в эти страны вынуждены были ждать поступления средств за отгруженный товар больше двух месяцев. 

В целом, агентство отмечает, что в то время, как импортеры из Восточной Европы, Австрии, Швейцарии, России и Турции улучшили свою платежную дисциплину в 2011 году, покупатели из Ирландии, Франции, Италии, Испании и Португалии ухудшили по сравнению со статистикой 2010 года. 

ifactoring решил спросить российские компании, как у них обстояла ситуация с платежами в 2011 году. Опрос проводился в следующих федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном, и участникам мини-исследовании было предложено ответить на следующие вопросы

1.    Можете ли вы сказать, что в 2011 году предложили своим покупателям более длительную отсрочку потому, что рассчитывали на улучшение платежной дисциплины? 

2.    Какой средний срок просрочки в оплатах был в 2011 году? Сократился/увеличился ли он по сравнению с 2010? Если да, то на сколько? 

3.    Были ли в 2011 году прецеденты неплатежей? Сократилось/увеличилось ли их количество по сравнению с 2010 годом? Если да, то на сколько? 

Спрашивали мы естественно в первую очередь у представителей самых "факторабельных" отраслей – у производителей и поставщиков продуктов, бытовой химии, косметики и парфюмерии, а также у компаний, занимающихся производством и поставками строительных и отделочных материалов. И гипотеза о том, что у нас с финансовой дисциплиной обстоят дела лучше, чем в Европе подтвердилась. 

Центральный федеральный округ

Строительные  и отделочные  материалов: увеличение отсрочки покупателям произошло не из-за ожиданий по поводу платежной дисциплины, а для увеличения объемов продаж; средний срок просрочек до 4-х недель, причем он увеличился по сравнению с 2010-м годом из-за быстрого роста объемов бизнеса; случай неоплаты были у половины опрошенных  компаний, однако, суммы незначительные  (50 000 - 70 000 руб.), но у многих случаются редкие длительные задержки, которые заставляют изрядно понервничать. 

Бытовая химия и косметика : предложение более длительной отсрочки было связано с появлением новых клиентов, которые требовали более длительных отсрочки; средний срок просрочки сократился вдвое и составляет  4-7 календарных дней; неплатежи были, но суммы несущественные. 

Северо-Западный федеральный округ 

Продукты питания: большая часть респондентов отметила увеличение срока отсрочки покупателям;  средний срок просрочки 7-10 дней, что существенно меньше, чем в 2010 году – у одно из респондентов просрочка в 2010 году достигала 2 месяцев; в отчие от 2010 года прецедентов неплатежей не было.  

Строительные и отделочные материалы: увеличение срока отсрочки отметил тольк один респондент; просрочки носили скорее технический характер, в том время как в 2010 году они были регулярными и составляли от 10 до 20 дней; в 2011 году неплатежей не было, однако, «тянется» просроченная задолженность из 2010 года. 

Уральский федеральный округ 

Продукты питания: большая часть компаний увеличился средний срок отсрочки поставщикам; средний срок просрочки в отрасли остался прежним и находится в коридоре 14-21 день, однако,  уменьшилось количество дебиторов, допускающих просрочки; у одной половины респондентов случаи неплатежей имели место, у другой неплатежей не было. 

Бытовая химия и парфюмерия: срок отсрочки увеличили, при этом средний срок просрочки скоратился с почти в 3 раза (до 7 дней); непалетжи были только у крупного дистирибутора, более мелкие компании не сталкивались с длительными просрочками и не понесли убытков от неплатежей.  

Строительно-отделочные материалы: все респонденты высказали мысль, что увеличили отсрочку своим клиентам, поскольку отдавали себе отчет в том, что в 2011 году платежная дисциплина будет лучше ,чем в 2010; в отношении просрочек мнения разделились – часть респондентов отметила сокращение срока (до 10-15 дней) и количества просрочек, часть отметила, что особых изменений по сравнению с 2010 годом не произошло; что касается неплатежей, то большая часть респондентов пожаловалась, что количество их осталось прежним. 

Сибирский федеральный округ 

Продукты питания: длительность отсрочки осталась прежней (45 дней);  просрочку в оплате допускают либо очень крупные покупатели (до 30 дней), либо очень мелкие (до 10 дней)/, особых изменений в качестве платежный дисциплины нет; что касается неплатежей, то респонденты говорят, что сейчас неплатеж - это уже больше форс-мажор, нежели распространенная практика, как это было в 2009 году. 

Бытовая химия и косметика: уровень доверия покупателям остался прежним, отсрочку не увеличивали; просрочек в 2011 году не было вообще, в равной степени как и прецедентов неоплат. 

Строительные и отделочные материалы: средний срок отсрочки был увеличен, но не из-за ожиданий по улучшению платежной дисциплины, а для цели повышения конкурентоспособности предложения; средний срок отсрочки в отрасли 15-30 дней, особых улучшений по сравнению с 2010 год не было; неплатежи – это крайний случай, участвовавшие в исследовании компании сказали, что обычно всегда удается урегулировать задолженность в досудебном порядке. 

Южный федеральная округ

Продукты питания: средняя отсрочка в отрасли составляет 20-35 дней, лишь немногие компании в 2011 году увеличили срок отсрочки своим покупателям; средний срок просрочки не превысил 5-7 дней, часть респондентов отметила существенное сокращение просрочки по сравнению с 2010 годом; в 2011 году прецедентов неплатежей не было, в предыдущем году ряд респондентов понесли убытки от неплатежей покупателей.   

Бытовая химия и косметика: по сравнению с 2010 годом средний срок отсрочки увеличился до 60 дней, однако, скорее за счет возможности исключить риск неплатежа с помощью решений факторинговой компании, чем по причине роста доверия покупателям; несетевые покупатели просрочек не допускают, сети же позволяли себе платить с опозданием до 30 дней; лишь у одного из респондентов были серьезные неплатежи в 2011 году. 

Строительные и отделочные материалы: большинство респондентов увеличили отсрочку своим клиентам с 15-20 дней до 45-60; у большей части респондентов средний срок просрочки не превышал 5 дней, причем участники опроса отметили, что это существенное улучшение платежной дисциплины по сравнению с 2010 годом; неплатежей за последние 2 года в отрасли не было. 

*** 

Получается, что даже если наших южан сопоставить с европейскими южанами, которые исторически склонны допускать просрочки в оплате, Россия в любом случае получается более дисциплинированной в отношении современного исполнения обязательство перед контрагентами. Безусловно, это напрямую связано с тем, что у нас свободные рыночные отношения появились с распадом Советского Союза, и за немногим более 20 лет мы прошли те уроки, которые Европа "усваивала" многими десятилетиями – мы более консервативны при предоставлении отсрочки, и мы более щепетильно подходим к погашению задолженностей. Конечно, первое связано скорее с низким уровнем доверия после кризисов неплатежей начала 90-х годов, 1998 и 2008 годов, а второе – с тем, что если ты не платишь один раз, не платишь другой, твоей репутации приходит конец, и кредит не предоставит ни банк, ни поставщик. С другой стороны, эта наша излишняя консервативность и обязательность – большой плюс на международной торговой арене. 

Согласно исследованию агентства бизнес-аналитики Creditreform экспортеры в Россию и Украину отметили в 2011 году крайне позитивные сдвиги в платежной дисциплине российских и украинских покупателей – почти у 30% респондентов просрочек в оплате со стороны наших соотечественников и соседей побывшему СССР не было вообще, а просрочки свыше 30 дней были всего у 17% экспортеров, принявших участие в исследовании. К слову, наши братья по социалистическим республикам доставали неприятности 23,3% респондентов.

Начать дискуссию