Кредитование

Платежная дисциплина в России и Европе - как рассчитывались с долгами в 2011 году

На прошлой неделе агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран.

На прошлой неделе агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран. 

Согласно исследованию в большинстве европейских стран покупатели по-прежнему допускают просрочки в оплатах.  На платежную дисциплину контрагентов не жалуются только экспортеры  в Скандинавию, Австрию и Швейцарию – треть компаний, экспортирующих товары в эти страны, получают оплату день в день, а у половины просрочка не превышает 10 дней. Порядка 58% экспортеров в страны Бенилюкс считают приемлемой просрочку в 30 дней со стороны покупателей в этих странах, но не более 50% бельгийских, голландских и люксембургских клиентов допускают просрочки свыше 10 дней. Покупатели из Франции, Испании, Португалии и Италии испытывают потребность в более длительной отсрочке по сравнению со своими более дисциплинированными соседями. Только каждый четвертый экспортер во Францию и каждый пятый в Испанию, Португалию и Италию получают оплату в течение месяца после отгрузки товара – почти половина респондентов заявила, что срок оплаты от, например, итальянских импортеров может превышать 60 дней.

Средний срок погашения задолженности (% респондентов)

Страна До 30 дней, % Более 30 дней, % Более 60 дней, %
Австрия/Швейцария  72.3  25.6  2.2 
Скандинавские страны  65.1  31.6  3.3 
Бенилюкс  57.9  39.2  2.9 
Россия/Украина 47.9 28.6 23.5
Польша  42.2  43.0  14.8 
Страны Балтии  41.7  42.9  15.5 
Чехия, Венгрия, Словакия, Словения  39.3  48.3  12.6 
Турция  37.3  42.7  20.2 
Великобритания и Ирландия  32.4  52.0  15.5 
Румыния, Болгария, Хорватия  28.9  43.0  27.1 
Франция  25.6  48.8  25.6 
Италия  20.1  33.8  46.3 
Испания/Португалия  20.0  50.7  29.3 
Германия  16.3  78.4  5.3 

Только 3 из 10 экспортеров в Румынию, Болгарию и в страны Балканского полуострова отметили, что штрафные санкции за просрочку возымели действие, и покупатели платили в срок до 30 дней, в то время как чуть менее трети поставщиков в эти страны вынуждены были ждать поступления средств за отгруженный товар больше двух месяцев. 

В целом, агентство отмечает, что в то время, как импортеры из Восточной Европы, Австрии, Швейцарии, России и Турции улучшили свою платежную дисциплину в 2011 году, покупатели из Ирландии, Франции, Италии, Испании и Португалии ухудшили по сравнению со статистикой 2010 года. 

ifactoring решил спросить российские компании, как у них обстояла ситуация с платежами в 2011 году. Опрос проводился в следующих федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном, и участникам мини-исследовании было предложено ответить на следующие вопросы

1.    Можете ли вы сказать, что в 2011 году предложили своим покупателям более длительную отсрочку потому, что рассчитывали на улучшение платежной дисциплины? 

2.    Какой средний срок просрочки в оплатах был в 2011 году? Сократился/увеличился ли он по сравнению с 2010? Если да, то на сколько? 

3.    Были ли в 2011 году прецеденты неплатежей? Сократилось/увеличилось ли их количество по сравнению с 2010 годом? Если да, то на сколько? 

Спрашивали мы естественно в первую очередь у представителей самых "факторабельных" отраслей – у производителей и поставщиков продуктов, бытовой химии, косметики и парфюмерии, а также у компаний, занимающихся производством и поставками строительных и отделочных материалов. И гипотеза о том, что у нас с финансовой дисциплиной обстоят дела лучше, чем в Европе подтвердилась. 

Центральный федеральный округ

Строительные  и отделочные  материалов: увеличение отсрочки покупателям произошло не из-за ожиданий по поводу платежной дисциплины, а для увеличения объемов продаж; средний срок просрочек до 4-х недель, причем он увеличился по сравнению с 2010-м годом из-за быстрого роста объемов бизнеса; случай неоплаты были у половины опрошенных  компаний, однако, суммы незначительные  (50 000 - 70 000 руб.), но у многих случаются редкие длительные задержки, которые заставляют изрядно понервничать. 

Бытовая химия и косметика : предложение более длительной отсрочки было связано с появлением новых клиентов, которые требовали более длительных отсрочки; средний срок просрочки сократился вдвое и составляет  4-7 календарных дней; неплатежи были, но суммы несущественные. 

Северо-Западный федеральный округ 

Продукты питания: большая часть респондентов отметила увеличение срока отсрочки покупателям;  средний срок просрочки 7-10 дней, что существенно меньше, чем в 2010 году – у одно из респондентов просрочка в 2010 году достигала 2 месяцев; в отчие от 2010 года прецедентов неплатежей не было.  

Строительные и отделочные материалы: увеличение срока отсрочки отметил тольк один респондент; просрочки носили скорее технический характер, в том время как в 2010 году они были регулярными и составляли от 10 до 20 дней; в 2011 году неплатежей не было, однако, «тянется» просроченная задолженность из 2010 года. 

Уральский федеральный округ 

Продукты питания: большая часть компаний увеличился средний срок отсрочки поставщикам; средний срок просрочки в отрасли остался прежним и находится в коридоре 14-21 день, однако,  уменьшилось количество дебиторов, допускающих просрочки; у одной половины респондентов случаи неплатежей имели место, у другой неплатежей не было. 

Бытовая химия и парфюмерия: срок отсрочки увеличили, при этом средний срок просрочки скоратился с почти в 3 раза (до 7 дней); непалетжи были только у крупного дистирибутора, более мелкие компании не сталкивались с длительными просрочками и не понесли убытков от неплатежей.  

Строительно-отделочные материалы: все респонденты высказали мысль, что увеличили отсрочку своим клиентам, поскольку отдавали себе отчет в том, что в 2011 году платежная дисциплина будет лучше ,чем в 2010; в отношении просрочек мнения разделились – часть респондентов отметила сокращение срока (до 10-15 дней) и количества просрочек, часть отметила, что особых изменений по сравнению с 2010 годом не произошло; что касается неплатежей, то большая часть респондентов пожаловалась, что количество их осталось прежним. 

Сибирский федеральный округ 

Продукты питания: длительность отсрочки осталась прежней (45 дней);  просрочку в оплате допускают либо очень крупные покупатели (до 30 дней), либо очень мелкие (до 10 дней)/, особых изменений в качестве платежный дисциплины нет; что касается неплатежей, то респонденты говорят, что сейчас неплатеж - это уже больше форс-мажор, нежели распространенная практика, как это было в 2009 году. 

Бытовая химия и косметика: уровень доверия покупателям остался прежним, отсрочку не увеличивали; просрочек в 2011 году не было вообще, в равной степени как и прецедентов неоплат. 

Строительные и отделочные материалы: средний срок отсрочки был увеличен, но не из-за ожиданий по улучшению платежной дисциплины, а для цели повышения конкурентоспособности предложения; средний срок отсрочки в отрасли 15-30 дней, особых улучшений по сравнению с 2010 год не было; неплатежи – это крайний случай, участвовавшие в исследовании компании сказали, что обычно всегда удается урегулировать задолженность в досудебном порядке. 

Южный федеральная округ

Продукты питания: средняя отсрочка в отрасли составляет 20-35 дней, лишь немногие компании в 2011 году увеличили срок отсрочки своим покупателям; средний срок просрочки не превысил 5-7 дней, часть респондентов отметила существенное сокращение просрочки по сравнению с 2010 годом; в 2011 году прецедентов неплатежей не было, в предыдущем году ряд респондентов понесли убытки от неплатежей покупателей.   

Бытовая химия и косметика: по сравнению с 2010 годом средний срок отсрочки увеличился до 60 дней, однако, скорее за счет возможности исключить риск неплатежа с помощью решений факторинговой компании, чем по причине роста доверия покупателям; несетевые покупатели просрочек не допускают, сети же позволяли себе платить с опозданием до 30 дней; лишь у одного из респондентов были серьезные неплатежи в 2011 году. 

Строительные и отделочные материалы: большинство респондентов увеличили отсрочку своим клиентам с 15-20 дней до 45-60; у большей части респондентов средний срок просрочки не превышал 5 дней, причем участники опроса отметили, что это существенное улучшение платежной дисциплины по сравнению с 2010 годом; неплатежей за последние 2 года в отрасли не было. 

*** 

Получается, что даже если наших южан сопоставить с европейскими южанами, которые исторически склонны допускать просрочки в оплате, Россия в любом случае получается более дисциплинированной в отношении современного исполнения обязательство перед контрагентами. Безусловно, это напрямую связано с тем, что у нас свободные рыночные отношения появились с распадом Советского Союза, и за немногим более 20 лет мы прошли те уроки, которые Европа "усваивала" многими десятилетиями – мы более консервативны при предоставлении отсрочки, и мы более щепетильно подходим к погашению задолженностей. Конечно, первое связано скорее с низким уровнем доверия после кризисов неплатежей начала 90-х годов, 1998 и 2008 годов, а второе – с тем, что если ты не платишь один раз, не платишь другой, твоей репутации приходит конец, и кредит не предоставит ни банк, ни поставщик. С другой стороны, эта наша излишняя консервативность и обязательность – большой плюс на международной торговой арене. 

Согласно исследованию агентства бизнес-аналитики Creditreform экспортеры в Россию и Украину отметили в 2011 году крайне позитивные сдвиги в платежной дисциплине российских и украинских покупателей – почти у 30% респондентов просрочек в оплате со стороны наших соотечественников и соседей побывшему СССР не было вообще, а просрочки свыше 30 дней были всего у 17% экспортеров, принявших участие в исследовании. К слову, наши братья по социалистическим республикам доставали неприятности 23,3% респондентов.

Начать дискуссию

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Интересные материалы

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные