Банки

Сбербанк в ларьке

Необычные киоски с вывеской Сбербанка можно увидеть по всей России — в Москве и регионах, включая Дальний Восток, Восточную Сибирь, Байкальский регион, Ярославскую область и др. С помощью таких офисов крупнейший банк страны пытается уменьшить очереди в своих стандартных отделениях. Портал Банки.ру протестировал один из них.

Необычные киоски с вывеской Сбербанка можно увидеть по всей России — в Москве и регионах, включая Дальний Восток, Восточную Сибирь, Байкальский регион, Ярославскую область и др. С помощью таких офисов крупнейший банк страны пытается уменьшить очереди в своих стандартных отделениях. Портал Банки.ру протестировал один из них.

Толпы клиентов в Сбербанке стали притчей во языцех. Нельзя сказать, что банк с этим не борется. В отделениях внедрили принцип «единого окна» для всех банковских операций, электронную очередь, появились «офисы будущего». Ну и конечно, развивается филиальная сеть в Москве и регионах.

Кроме того, Сбербанк сделал на необычный для него ход — запустил офисы самообслуживания по всей России. Они напоминают ларьки, в которых обычно продаются чипсы, пиво и шоколадки.

Сбербанк начал открывать офисы самообслуживания еще в 2006 году. Тогда, например, офис был открыт в Санкт-Петербурге, а годом позже такие появились в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Но масштабное развитие сети точек самообслуживания пришлось у Сбербанка на последние два года. Сегодня в регионах Сбербанк уже открыл порядка 50 подобных точек в специальных уличных павильонах и еще девять — в Москве. Такие офисы уже работают в Ярославле, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке. До конца года Сбербанк планирует установить около 100 офисов самообслуживания, из них 80 — в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек.

В каждом таком «ларьке» установлены банкоматы, в том числе с функцией cash-in, а также многофункциональные информационно-платежные терминалы. Метраж офисов самообслуживания зависит от количества расположенных в них устройств и составляет, как правило, 15—20 кв. м. Проникнуть в мини-офис можно только держателю банковской карты. Внутри же павильон похож на обычную банкоматную зону, которая уже давно реализована у большинства крупных игроков, например у Ситибанка, Альфа-Банка, Райффайзенбанка. Только аппаратов побольше.

Так, в московском офисе самообслуживания Сбербанка на ул. Бутырской находится три банкомата, работающих на выдачу наличных и прием платежей и переводов плюс два аппарата без функции выдачи средств. Банкоматы самые что ни на есть обычные «сберовские»: ни в одном из трех автору статьи не удалось войти в «личный кабинет» и получить выписку по счету. Отказались аппараты выполнять перевод средств и у второго клиента, который переходил от машины к машине четыре раза. Но, вполне может быть, у него что-то было с картой — не хватало денег на счете или по какой-то иной уважительной причине.

Участники игроки рынка в целом позитивно оценивают начинание Сбербанка. «Данный вид офисов необходим прежде всего очень крупным финансовым организациям с большой клиентской базой, — поясняет заместитель начальника управления Абсолют Банка по работе с сегментом розницы Антон Павлов. — Это не российское ноу-хау: подобные мини-офисы широко распространены в Европе и США».

«Мини-офисы с ограниченным расчетно-кассовым функционалом — для Сбербанка, безусловно, правильное решение, которое позволит выделить больше времени на продажи в отделениях за счет сокращения времени на обслуживание», — говорит вице-президент, глава розничного бизнеса Банка Москвы Владимир Верхошинский. По его мнению, мини-офисы — интересный и перспективный формат. В некоторых банках, напротив, считают, что нет ничего лучше традиционных офисов. Например, в Райффайзенбанке предпочитают идти по пути улучшения обслуживания в стандартных отделениях. «Мы планируем открывать и небольшие отделения, с более удобным для клиентов форматом кассового обслуживания, но набор предоставляемых услуг в них останется прежним», — сообщил заместитель председателя правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.

Есть также игроки, которые уверены, что розничным клиентам нужны офисы с более широким функционалом, где можно будет получить экспресс-кредиты. «Формат мини-офисов может быть эффективным, если помимо расчетно-кассового обслуживания клиентам будут предлагаться основные продукты банка: кредиты наличными, карты, депозиты», — считают в ХКФ-Банке.

В другой кредитной организации — НБ «Траст» в течение 2012 года планируется открыть дополнительные 300 точек экспресс-кредитования. По словам и. о. председателя правления, первого зампреда правления банка Федора Поспелова, таким образом банк сможет существенно расширить географию представительств и клиентскую базу, поскольку спрос населения небольших городов на кредитные банковские продукты неизменно растет.

Направление экспресс-кредитования в подобных сетях отделений представляется более перспективным, нежели сооружение автоматизированных офисов для оплаты счетов и кредитов, так как банкоматы с функцией cash-in существуют у большинства кредитных организаций уже давно. А вот рынок «мгновенных» кредитов до сих пор не насыщен, притом что спрос на «быстрые» деньги довольно-таки значителен. Видимо, поэтому другой лидер рынка — ВТБ 24 запускает розничный банк, который в сети отделений будет выдавать экспресс-займы и кредитные карты для массового клиента.

Начать дискуссию