Интервью

Двадцать лет развития бизнеса

А. ШАРОНОВ: «Мы были, есть и будем банком, который работает с малым и средним бизнесом. Это - стратегическое для нас направление»

За двадцать лет существования НБД-Банка многое изменилось как на банковском рынке, так и внутри кредитной организации - появились новые программы, продукты, партнеры, клиенты. Банк преодолел два крупных кризиса, собрал отличную команду сотрудников. При этом основная цель его деятельности - всесторонняя поддержка регионального малого и среднего бизнеса - осталась неизменной. О деятельности банка в интервью НБЖ рассказал председатель правления НБД-Банка Александр ШАРОНОВ.

НБЖ: В этом году НБД-Банк отмечает свое двадцатилетие. Для российских банков 20 лет - очень знаменательная дата, учитывая молодость национального банковского рынка. В связи с этим первый вопрос: расскажите, пожалуйста, о важнейших достижениях банка за этот период.

А. ШАРОНОВ: За двадцать лет у нас сформировалась собственная объемная клиентская база, сложились доверительные партнерские отношения со многими клиентами. В НБД-Банке очень устойчивый коллектив: примерно треть сотрудников работает в банке свыше го лет.

Банк имеет широкий круг институциональных кредиторов как внутри России, так и по всему миру, обладает хорошими международными рейтингами.

Рассматривая совокупность всех этих факторов, можно с уверенностью сказать, что мы состоялись как кредитная организация и в настоящее время представляем собой достаточно устойчивый региональный банк.

НБЖ: Летом прошлого года сразу два рейтинговых агентства - Moody's Investor Service и РусРейтинг - повысили кредитные рейтинги НБД-Банка. Какие факторы учитывали агентства при принятии решений?

А. ШАРОНОВ: Я думаю, что рейтинговые агентства Moody's Investor Service и РусРейтинг оценили результаты нашей работы по улучшению качества кредитного портфеля.

Не секрет, что с начала кризиса, то есть с конца гоо8 года, ухудшение макроэкономических показателей сказалось на положении многих предприятий, соответственно, финансовое положение многих банков стало более сложным, и качество кредитного портфеля снизилось. Последующие за этим годы - гого и гон - не прошли напрасно. Нам пришлось немало потрудиться, и результаты, достигнутые банком за этот период, были соответствующим образом оценены - рейтинговые агентства повысили нам рейтинги. Это дало нам возможность обеспечивать фондирование (привлекать ресурсы для кредитования малого и среднего бизнеса) по более интересным ценам. В свою очередь, это означает хорошие возможности для дальнейшего развития бизнеса.

НБЖ: Вашему банку удалось продемонстрировать в 2011 году очень впечатляющий рост по показателям прибыли по сравнению с 2010 годом. Расскажите, пожалуйста, о том, за счет чего был достигнут этот рост.

А. ШАРОНОВ: Я полагаю, что в данном случае сработал эффект заниженной базы при сравнении с предыдущим периодом. В 2009 и гого годах в банке шла работа по формированию резервов под кредиты, качество которых снизилось с начала кризиса, к концу гого года этот процесс был фактически завершен. В гон году мы вышли на показатели прибыли, сопоставимые с теми, что были до кризиса. Поэтому и возникло такое соотношение между показателями 2010 года и показателями 2011 года.

НБЖ: Какие направления бизнеса НБД-Банк рассматривает как ключевые?

А. ШАРОНОВ: Мы были, есть и будем банком, который работает с малым и средним бизнесом. Это направление для нас стратегическое, это наша целевая клиентская аудитория.

НБЖ: НБД-Банк является региональным банком. Какова, по вашим оценкам, сейчас ситуация с конкуренцией в тех сегментах банковского бизнеса, где вы работаете?

А. ШАРОНОВ: Конкуренция на рынке усиливается, и с течением времени она будет только расти. Это нормальная ситуация: для того и существуют конкуренты, чтобы не стоять на месте, двигаться вперед. Одновременно у региональных банков в части работы с малым и средним бизнесом всегда было, есть и будет конкурентное преимущество как перед федеральными российскими банками, так и перед западными кредитными организациями.

НБЖ: И в чем же заключается это конкурентное преимущество?

А. ШАРОНОВ: Региональный банк всегда ближе к заемщику в «точке» принятия решения. Соответственно, мы имеем возможность более оперативно и гибко реагировать на специфику каждого заемщика, на его уникальные потребности или особенности. Любая крупная структура обязана быть строго форматированной, иметь должным образом прописанные бизнес-процессы. Однако чем жестче прописаны процессы, тем меньше гибкость и тем сложнее учитывать специфику отдельного клиента. Здесь нужно выбирать: либо конвейер, либо «индивидуальный пошив».

НБЖ: НБД-Банк стал победителем в номинации «Кредитование малого и среднего бизнеса» по итогам Нижегородской банковской премии-2011. Как изменился портфель кредитов МСБ за последнее время?

А. ШАРОНОВ: Портфель кредитов МСБ в гон году по сравнению с 20io годом увеличился примерно на 26%. По итогам I квартала 2012 года кредитный портфель НБД-Банка вырос почти на 5%.

Как я уже говорил, мы считаем МСБ самым перспективным направлением с точки зрения развития бизнеса нашего банка. И в этой уверенности нас поддерживают следующие цифры: в Нижегородской области сейчас уже 36% населения занято в малом и среднем бизнесе, хотя еще 15 лет назад доля такого населения составляла всего 5"70//°-Но в европейских странах аналогичный показатель достигает 6о%, так что России в этом отношении еще есть куда расти.

Начать дискуссию