Мы начинаем тестирование систем интернет-банкинга российских банков. Лучший из них будет объявлен победителем на церемонии «Банк года» весной 2013-го.
Процедура подведения итогов и выбор лучшего интернет-банка запланированы на конец текущего года. Предполагается, что системы будут оцениваться совместно экспертами портала Банки.ру и представителями компаний, имеющих отношение к интернет-технологиям и финансовым инструментам. Будут учитываться как объективные показатели — количество доступных клиентам операций, тарифы и т. д., так и субъективные факторы — удобство совершения операций, информативность (наличие полезной информации, удобство доступа к ней).
Этому будет предшествовать выпуск подробных обзоров по итогам изучения систем интернет-банкинга, общения с их разработчиками и представителями банка. Мы надеемся, что такой подход, вне зависимости от итогов выборов лучшего решения, поможет каждому посетителю портала Банки.ру составить собственное мнение о качестве интернет-обслуживания в интересующем его банке. При тестировании систем мы будем уделять внимание многим критериям: функциональности, простоте подключения, безопасности, стоимости обслуживания.
При отборе банков учитывались финансовые показатели кредитного учреждения (общий объем депозитов физических лиц, объем кредитов, выданных клиентам — физическим лицам, количество выпущенных пластиковых карт), а также ориентация банка на дистанционное обслуживание, количество клиентов, пользующихся системой интернет-банкинга, и предварительные данные о ее доступной функциональности. Кроме того, принимались во внимание рекомендации крупнейших разработчиков систем интернет-банкинга. Компании-разработчики рекомендовали банки из числа своих самых «продвинутых» клиентов (в плане качества используемых систем дистанционного обслуживания).
Помимо автора статьи, IT-обозревателя портала Банки.ру Леонида Чурикова, в тестировании систем интернет-банкинга будет участвовать редактор раздела «Интернет-банки» на портале Банки.ру Елена Сударикова, а также заместитель директора компании Qulix Systems (специализируется на разработке и тестировании программного обеспечения) Валерий Тихонович и другие внешние эксперты, в том числе сотрудники кредитных организаций и разработчики систем ДБО. В первом исследовании со стороны компании — разработчика системы интернет-банкинга участвовал директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab Алексей Кирюшенков.
Тестирование интернет-систем мы начинаем со «Сбербанк Онл@йн», которая занимает первое место по числу активных пользователей (2,4 млн человек). С 2010 года Сбербанк начал постепенно переводить все свои подразделения на единую систему интернет-банкинга, разработанную на базе решения InterBank российской компании R-Style Softlab. Сейчас к централизованной системе ИБ подключены 13 из 17 территориальных банков Сбербанка. Миграцию на единую платформу оставшихся четырех — Западно-Сибирского, Уральского, Западно-Уральского и Северо-Западного банков планируется завершить не позднее 1 июля 2012 года.
Подключение
Работа в полнофункциональной системе «Сбербанк Онл@йн» начинается с подписания в отделении банка универсального договора о банковском обслуживании (УДБО). Само по себе заведение счета и получение карточки в Сбербанке (без подписания УДБО) дает доступ к системе интернет-банкинга с ограниченным функционалом, где возможны платежи контрагентам из списка, предлагаемого Сбербанком, а также переводы средств на свою или чужую карту Сбербанка России (кроме «Сберкарт», а также карт «Сбербанк-Maestro», выпущенных Северо-Западным и Поволжским территориальными банками, и корпоративных карт).
На заключение договора о подключении к полноценной системе интернет-банкинга в отделении автор статьи потратил час и 40 минут. Из этого времени 40 минут отняла «электронная» очередь. Остальное — непосредственно обслуживание.
В отделениях Сбербанка «нового формата» специальный сотрудник для работы с посетителями в операционном зале после подписания договора на дистанционное обслуживание провожает клиента к терминалу и помогает получить чек с идентификатором-логином и паролем для входа в систему.
Стоимость обслуживания
Подключение к полнофункциональной системе «Сбербанк Онл@йн» не требует обязательных материальных вложений. То, что для заключения договора о дистанционном обслуживании необходимо получить карточку, — не страшно, поскольку у банка есть вариант выдачи бесплатных «моментальных» карт Maestro. Правда, такой пластик может использоваться только на территории России и не имеет CVC-кода, а следовательно, не годится для онлайн-платежей.
Услугу по получению СМС-паролей, необходимых для подтверждения онлайн-операций, можно сделать бесплатной, выбрав экономверсию сервиса «Мобильный банк». При этом кроме паролей банк ничего присылать не будет. Для подключения полноценного СМС-информирования, включающего помимо рассылки паролей сообщения об операциях по карте, привязанной к номеру телефона, потребуется выбрать не экономную, а обычную услугу «Мобильный банк». Первые два месяца она предоставляется бесплатно. Впоследствии за нее будет списываться со счета по 30 рублей в месяц.
Вход в систему
Для получения доступа к системе «Сбербанк ОнЛ@йн» клиенту необходимо ввести логин-идентификатор, а также постоянный и одноразовый пароли. Последний можно распечатать в терминале или банкомате Сбербанка либо (при подключенной услуге «Мобильный банк») получить в виде СМС-сообщения. Функцию подтверждения входа дополнительным одноразовым паролем можно легко отключить. Для этого достаточно снять соответствующую галочку в настройках безопасности системы «Сбербанк ОнЛ@йн».
Логин-идентификатор в виде десятизначного числа, выданный банком, клиент может заменить на собственный цифровой или буквенный. Такая операция возможна только в процессе входа в систему. У залогинившегося пользователя сменить идентификатор не получится — такой функции попросту нет «внутри» интернет-банка. Клиенту придется предварительно нажать на кнопку «Выход». После смены логина на тот, который легко запомнить самому пользователю, процесс входа в ИБ становится намного удобнее. Пароль для входа в систему можно не запоминать и получать каждый раз заново в виде СМС, отправляя предварительно в банк запрос со словом «пароль» или parol.
Если аккаунтов в системе «Сбербанк ОнЛ@йн» у клиента заведено несколько (в Сбербанке такое возможно — достаточно подписать не один, а несколько договоров УДБО в отделениях, принадлежащих разным территориальным банкам) и все они «завязаны» на один телефонный номер, на который оформлена услуга «Мобильный банк», то для получения входного пароля к конкретной системе необходимо указывать в СМС-сообщении после слова «пароль» через пробел четыре последние цифры номера карты, к которой привязан аккаунт.
Если клиент захочет сменить входной пароль с помощью СМС-команды сразу же после подписания договора, у него может не получиться это сделать. Дело в том, что отвечающая за эту операцию услуга «Мобильный банк» может начать корректно работать не сразу, а лишь на третьи сутки после ее первичного подключения в отделении банка. О подключении услуги клиенту приходит специальное СМС, а до этого момента отправлять запрос на обновление «постоянного» входного пароля рискованно. В ходе тестирования после такого СМС-сообщения система не отреагировала на команду должным образом, восприняв ее как платежное поручение, выполнить которое оказалась не в состоянии (возможно, из-за отсутствия необходимой суммы на счете).
Функциональные возможности системы
Счета и вклады
Через «Сбербанк Онл@йн» можно открывать рублевые и валютные (за исключением мультивалютных) счета и вклады. При этом в онлайн-режиме клиент может видеть свои счета только в одном территориальном банке Сбербанка — том, по карте которого пользователь подключился к интернет-банкингу (напомним, входной пароль в «Сбербанк Онл@йн» привязан к конкретной карте).
В ходе тестирования рублевый вклад удалось открыть с четвертой попытки. В частности, не удавалось поставить галочку в поле «Ознакомлен с условиями» (поле было неактивно), а без этого невозможно перейти непосредственно к открытию вклада. Валютный вклад открылся без проблем. Деньги поступали на вклады со счетов в Сбербанке практически мгновенно. Закрытие вкладов никаких проблем не доставило.
В системе «Сбербанк Онл@йн» пока нет возможности открыть или закрыть обезличенный металлический счет (ОМС). Однако уже сейчас клиенты любого банка Сбербанка могут просматривать остатки по ОМС, открытому в отделении. Клиенты Московского банка в дополнение к этому имеют возможность совершать онлайн-покупку и онлайн-продажу металлов.
«Сбербанк Онл@йн» не позволяет заказывать в режиме онлайн деньги для их получения в отделении при закрытии вклада. Такую заявку можно оформить только по телефону.
В Сбербанке допускается пополнение только со своего счета. Привязать карту другого банка или электронный кошелек для пополнения с него счетов через интернет-банк нельзя. На текущие счета клиентов Сбербанка процент не начисляется.
Карты
В отличие от счетов, карты с системе «Сбербанк Онл@йн» отображаются все — независимо от того, каким территориальным банком они были выданы. При этом номер счета карты (не путать с номером карты) клиент увидит только у тех карточек, которые были выданы банком, подключившим его к системе дистанционного обслуживания.
В информации о карте, представленной в интернет-банке, есть данные о выдавшем ее подразделении, но нет банковских реквизитов последнего. Искать реквизиты придется вне системы интернет-банкинга, например на сайте Сбербанка. Если в качестве названия подразделения указан номер отделения — проблем с поиском не возникнет. Если же отделение идентифицировано в системе «Сбербанк Онл@йн» как «оперкасса» с соответствующим кодом, то найти ее с помощью кнопки поиска на портале Сбербанка уже не удастся.
Заблокировать карту через «Сбербанк Онл@йн» можно без проблем, но для разблокировки придется ехать в отделение.
Возможности подать заявку на изменение кредитного лимита по карте в системе интернет-банкинга не предусмотрено. Также нет функции подачи онлайн-заявки на перевыпуск карты.
Через систему «Сбербанк Онл@йн» можно отправить заявку на выпуск кредитной карты. Услуга доступна клиентам, у которых нет кредиток Сбербанка.
Дополнительную карту через Интернет заказать нельзя — сервис доступен только в отделении.
Виртуальные карты Сбербанк выдает — пополняемые, с платным годовым обслуживанием в 60 рублей. Но дистанционно заказать их можно только по телефону. Причем такая возможность есть не у всех клиентов, а только у тех, кто обслуживается в Московском банке. Обязательным условием для выпуска виртуальной карты является наличие у клиента карты Visa Classic или MasterCard Standart.
Переводы
Сроки.Внешние переводы и платежи Сбербанк обязуется исполнять не позднее следующего рабочего дня. Возможные задержки при поступлении или отправке денег в банке связывают с работой сторонних организаций — получателей или отправителей средств. В ходе тестирования деньги в сторонний банк иногда удавалось перевести за несколько часов, а порой за несколько суток. Похожим образом обстоит дело со сроками зачисления средств извне — со счетов в различных кредитных организациях.
Внутренние переводы (с карты на карту, со вклада на вклад и со вклада на карту Сбербанка) в процессе тестирования проходили практически мгновенно.
В электронные кошельки со счетов в Сбербанке деньги перечислялись в среднем в течение нескольких минут. C электронных кошельков (QIWI, «Яндекс.Деньги») средства поступили на счет в Сбербанке на четвертый день.
Лимиты. Перевод физлицу или организации в интернет-банке ограничен суммой в 100 тыс. рублей в сутки. По подтвержденным в колл-центре шаблонам можно совершать ежедневные трансакции на сумму до миллиона рублей.
Суточные лимиты на переводы в электронные кошельки «Яндекс.Деньги», QIWI, WebMoney, а также на счета абонентов «Билайн» ограничены суммой в 5 тыс. рублей. Абоненты «Мегафона», МТС и «Теле2» могут переводить на свои счета у сотового оператора уже 20 тыс. рублей. Переводы в кошельки системы «Деньги@Mail.ru» Сбербанк со своей стороны не ограничивает. Соответственно, действуют ограничения, установленные компанией Mail.ru: лимит на одно пополнение кошелька — 10 тыс. рублей, суточный лимит — 20 тыс.
Суточные лимиты на операции, совершаемые с помощью СМС-команд (услуги «Мобильный банк»), ниже тех, что установлены для системы «Сбербанк Онл@йн». СМС-платежи и переводы по шаблонам, одобренным в колл-центре, ограничены суточной нормой в 100 тыс. рублей.
Функции изменения лимита на онлайн-операции в системе «Сбербанк Онл@йн» нет. Можно приехать в офис и написать заявление на установление лимитов на операции по конкретным картам, где оговаривается количество операций в месяц, максимальная сумма одной операции. Изменения вступят в силу не позднее следующего рабочего дня. Если потребуется поменять лимиты — придется писать новое заявление. Сроки вступления в силу измененных лимитов надо уточнять в конкретном отделении банка. Они могут заработать уже на следующий день, а могут по истечении срока действия ранее установленных лимитов.
Тарифы. Переводы между разными банками, входящими в группу Сбербанка, если речь не идет о счетах одного и того же физического лица, облагаются комиссией в размере 1%. Внутри одного банка группы переводы проходят без комиссии. Также не облагаются комиссией и биллинговые платежи (контрагентам из списка Сбербанка). За пополнение электронных кошельков банк возьмет больше, чем за обычные трансакции. За перевод в кошелек «Яндекс.Деньги» банк удержит 1,5% комиссионных, если пополнять кошелек системы WebMoney — 2,5%. Исключение составляют операции по пополнению кошелька «Деньги@Mail.ru», совершаемые без комиссии. Напомним, с системой QIWI Сбербанк не работает — договор был расторгнут 19 марта 2012 года.
В электронный кошелек через «Сбербанк ОнЛ@йн» нельзя отправлять сумму менее 100 рублей.
Ограничения. С карты Сбербанка нельзя перевести деньги по номеру карты в другой банк.
Пользователям «Сбербанк Онл@йн» недоступны переводы на счет, открытый в банке вне России.
Платежи
В списке получателей платежей, доступных пользователям системы «Сбербанк Онл@йн», находится порядка 100 тыс. компаний — партнеров кредитной организации. За платежи своим партнерам (так называемые биллинговые платежи) банк комиссии не берет, чего нельзя сказать о самих партнерах. Именно по этой причине Сбербанк рекомендует уточнять в отделениях точные тарифы. Например, за операции по оплате коммунальных услуг конкретных организаций.
Чтобы клиенты имели возможность расплачиваться в Интернете, не раскрывая данных своей кредитной карты, Сбербанк начал договариваться с крупными интернет-магазинами о трансляции чеков на оплату напрямую с сайта продаж в систему «Сбербанк Онл@йн». Оплачивать покупки, сделанные в Интернете, непосредственно через интернет-банк Сбербанка сейчас имеют возможность посетители сайтов Ozon.ru, Parter.ru и bilet-on-line.ru.
Ограничения.Введенная в 2012 году услуга «Автоплатеж» (регулярный платеж, то есть автоматический перевод денег поставщику с установленной пользователем периодичностью) имеет серьезное ограничение — таким образом в системе «Сбербанк Онл@йн» возможно оплачивать лишь услуги сотового оператора. Минимальная сумма регулярного платежа составляет 50 рублей, максимальная — 10 тыс. рублей.
Бонусы.Операции в ИБ не приносят бонусов по программе «Спасибо от Сбербанка» (стандартный бонус на сегодня составляет 0,5% от суммы платежа и начисляется за покупки, оплаченные карточками Сбербанка). Исключение составляют онлайн-платежи сотовым операторам, за которые бонусы в настоящее время начисляются.
Кредиты
Через «Сбербанк Онл@йн» можно подать заявку на получение кредита (без обеспечения). При этом онлайн-заявку на досрочное погашение кредита отправить в банк не получится. Такая функция в системе не предусмотрена.
В разделе «Кредиты» отображаются только кредиты, полученные в одном территориальном банке Сбербанка России. Название банка клиент может увидеть в своем профиле, на страничке «Сбербанк Онл@йн».
Приложения для смартфонов
Сбербанк к настоящему времени выпустил мобильные версии системы «Сбербанк Онл@йн» в виде приложений для устройств компании Apple — iPhone и iPad.
Операции, доступные в мобильном приложении Сбербанка:
— перевод между своими счетами;
— переводы на карты клиентов Сбербанка по номеру карты или номеру мобильного телефона (у отправителя и получателя должна быть подключена услуга «Мобильный банкинг»);
— оплата товаров и услуг организациям из списка партнеров Сбербанка (так называемые биллинговые платежи);
— оплата кредитов с банковской карты;
— обмен валюты при переводах между своими счетами в Сбербанке;
— выписки.
Перевести средства с карты на карту по номеру телефона можно не только с помощью приложения для iPhone, но и СМС-командой (с любого телефона). Со своего номера клиент может совершить не более десяти таких операций в сутки, на общую сумму не более 3 тыс. рублей. У получателя должна быть подключена услуга «Мобильный банк» (необязательно полная, может быть и бесплатная экономверсия).
Лимиты для операций через мобильные приложения — те же, что и в обычной системе «Сбербанк Онл@йн». Но есть другие ограничения: переводы в другой банк, в том числе по созданным в интернет-банке шаблонам, в мобильном приложении Сбербанка пока еще недоступны.
Несмотря на то что для телефонов на платформе Android приложений от Сбербанка на данный момент нет, в магазине приложений Play Market (основной сайт для распространения Android-приложений) есть программы неофициальные. Например, «Мобильный банк Сбербанка» от фирмы Mobile Card LLC, имеющая весьма ограниченный (по сравнению с продуктом Сбербанка для iPhone) функционал. Сбербанк настоятельно не рекомендует своим клиентам пользоваться такого рода приложениями сторонних разработчиков.
Безопасность
Электронных ключей-токенов для защиты операций или для входа в систему интернет-банкинга Сбербанк своим клиентам — физическим лицам не предлагает. Возможности подтверждать операции сгенерированной на пользовательском компьютере электронной цифровой подписью (сертификатом) у клиентов-физлиц также нет.
Идентификация клиента при входе в систему производится по логину, а также постоянному и дополнительному паролям. Последний присылается в виде СМС-сообщения или вводится с чека, распечатанного в банкомате. От использования одноразового СМС-пароля, подтверждающего вход в систему, клиент может отказаться, сняв галочку в настройках безопасности системы интернет-банкинга.
Входной идентификатор не чувствителен к регистру. Зарегистрировав логин с прописными буквами, клиент может вводить его одними только строчными и наоборот.
Пароль, напротив, чувствителен к регистру. Его можно вводить не только вручную с клавиатуры, но и «копипастом», чего не позволяют (в целях безопасности) системы многих банков.
При входе в систему «Сбербанк Онл@айн» клиенту (с подключенной услугой «Мобильный банк») практически мгновенно приходит СМС-уведомление.
Время рабочей сессии ограничено 15 минутами. Но если пользователь активен и совершает действия в интернет-банкинге, то он может работать и дольше.
И при включенной, и при отключенной функции подтверждения входа одноразовым СМС-паролем к системе «Сбербанк Онл@йн» можно одновременно подключиться с разных компьютеров, а также с компьютера, планшета и смартфона. При одновременном входе в систему с обычных персональных компьютеров отдельные операции могут становиться временно недоступными — их тем не менее удается совершить, правда, не всегда с первой попытки.
В настройках безопасности можно сделать «невидимыми» выбранные карты и счета. Информация о них не будет отображаться в интернет-банке. Такие изменения необходимо подтверждать одноразовым СМС-паролем.
Переводы между своими счетами не требуют подтверждения паролем.
Перед платежом или переводом, совершаемым с использованием мобильного приложения, банк предупреждает, что небезопасно вводить пароли, приходящие на то же самое устройство, с которого произведен вход в ИБ.
При покупках в интернет-магазинах, поддерживающих технологию 3D-Secure (защита трансакций по банковским картам дополнительным паролем помимо CVV), Сбербанк отправляет клиентам требуемые дополнительные пароли в виде СМС-сообщений.
Информативность и удобство использования
Интерфейс интернет-банка Сбербанка, даже тот, что мы видим на обычном компьютере, напоминает современные приложения для планшетов. Крупные «выпуклые» кнопки, иконки, всплывающие мини-окна с подсказками и с дополнительным меню, а также отделенные друг от друга яркими рамками информационные разделы свидетельствуют о том, что управлять таким сайтом будет одинаково легко как мышью, так и пальцами на сенсорном экране.
Разработчики из R-Style Softlab постарались сделать интерфейс подстраиваемым под нужды конкретного пользователя, чтобы клиент банка имел возможность вывести на основную страничку максимум полезной информации, например данные по нужным картам и счетам. Выбранные операции и шаблоны клиент одним кликом может вынести в раздел «Личное меню», чтобы ускорить доступ к избранным платежам и переводам по шаблонам. При желании можно, наоборот, скрыть какие-то данные, например информацию об избранных картах и счетах.
В системе «Сбербанк Онл@йн» должна (по заверениям сотрудников колл-центра) сохраняться вся информация об операциях в интернет-банке, вне зависимости от срока давности. Операции же по картам в виде расширенной выписки можно посмотреть максимум за год. Расширенная выписка предоставляется по картам одного территориального банка — того, по карте которого клиент зашел в систему интернет-банкинга. Точно так же дела обстоят и с графическими выписками (информация об изменении карточного счета в виде графика), которые доступны по картам одного территориального банка.
В разделе «Последние операции» информация по карточным трансакциям отображается в виде сокращений и аббревиатур на латинице. Те же операции в разделе «История операций в «Сбербанк ОнЛ@йн» описаны понятным языком. Так, строчка BP Card — Other Bank RUS SBERBANK ONL@IN KARTA-SCHET в разделе «История операций» заменяется на «Перевод частному лицу», с указанием, какому именно. А строчка CH Payment RUS MOSCOW SBOL в «Истории операций» выглядит как «Перевод между своими счетами», с указанием карт, участвовавших в трансакции.
Часть видимого функционала системы «Сбербанк ОнЛ@йн» недоступна пользователям. Так, в разделе «Мои финансы» клиент видит лишь круговую диаграмму, где указано, как его средства распределены по картам и вкладам. Заявленный в описании раздела функционал просмотра «структуры доходов и расходов по разным категориям» остается недоступным клиентам. Не введена и функция электронной переписки с банком (непосредственно из системы «Сбербанк ОнЛ@йн»), описание которой присутствует в «Подсказках». Предусмотренная на сайте возможность смены «стиля» (дизайна) также пока не функционирует. В соответствующем разделе интернет-банка доступен только один текущий вариант дизайна — «классический».
Проблемы с интеграцией разных территориальных банков сказываются на информативности системы интернет-банкинга. К примеру, если по одной из карт образовался долг (скажем, в результате технического овердрафта), то в интерфейсе системы «Сбербанк ОнЛ@йн» этот долг автоматически приписывается всем картам. Таким образом, визуально все может выглядеть так, как будто одинаковая сумма задолженности есть по каждой карте клиента. Гасить долг необходимо по нужной карте, в противном случае банк заморозит нужную сумму, уменьшив баланс по карте, на которой появились средства, но автоматически на счет карты с долгом деньги не переведет. Такую трансакцию между своими счетами клиенту придется осуществлять в ручном режиме.
Связь с банком
Дозвон в колл-центр может считаться на данный момент единственным каналом для оперативной связи с банком. Дозвон в колл-центр в среднем занимает одну-две минуты.
Выводы экспертов портала Банки.ру
Сбербанк как банк с самой большой в России клиентской базой ориентирован в первую очередь на развитие внутренних операций и платежных сервисов. Существующие ограничения на некоторые внешние трансакции могут считаться дополнительным стимулом для использования карт и счетов Сбербанка клиентами, одновременно обслуживающимися в нескольких кредитных организациях. Другим объяснением таких ограничений является относительная молодость системы «Сбербанк ОнЛ@йн».
Еще одной характерной чертой системы «Сбербанк ОнЛ@йн» является ее ориентированность на максимально широкий круг клиентов, в том числе тех слоев населения, которые плохо представляют себе, как работать с финансами в Интернете.
Как программный продукт систему Сбербанка можно считать достаточно современной, привлекательной внешне и удобной в использовании. Однако потенциал решения реализован не полностью из-за отсутствия тесной интеграции между территориальными банками Сбербанка. Идущие параллельно процессы развития системы интернет-банкинга и объединения территориальных банков Сбербанка приводят к тому, что не только клиенты, но и сотрудники банка не уверены в точных сроках исполнения операций и в возможностях системы.
Комментарий Валерия Тихоновича (Qulix Systems)
Легко воспринимаемый интерфейс, не перегружен. Радует организация меню в виде главных пунктов и сгруппированных в «Прочее» других разделов. Есть настройки интерфейса с возможностью сортировки шаблонов и операций в порядке следования. Имеется даже возможность настройки главного меню. Настройка видимости продуктов распространяется сразу и на интернет-банк, и на устройства самообслуживания (банкоматы). Отдельно можно отметить раскрывающиеся пункты в настройках — не надо ждать, пока загрузится страница. Сразу под названием группы настроек идет ее краткое описание. Если какая-то услуга клиентом не подключена, при клике на соответствующий раздел система уведомит об этом и опишет, что нужно сделать, если есть желание подключить сервис. Удобные контекстные подсказки прямо в мини-описании. Советы не мешают работе, поскольку открываются в отдельном окне. Радует само наличие бонусной программы и то, что она выделена в отдельную подсистему.
Очень полезные и своевременные подсказки при проведении произвольного платежа/операции. Удобно отображена и сама схема шагов при проведении операции, где выделен текущий шаг. Фильтр в «Истории операций» достаточно сбалансированный. Интересной показалась идея отображать статус операции в виде графического штампа.
В списке карт можно сразу же (без перехода на новую страницу) подгрузить список последних операций. Присутствует графическая выписка по карте, с возможностью отдельно посмотреть только движение, только баланс и все вместе. К плюсам отнесу то, что операция по блокировке карты вынесена в «Личное меню» и всегда видна клиенту.
При наведении мышки на имя клиента всплывает подсказка с последним посещением (IP и время, а также отделение обслуживания) — не нужно выносить на отдельную страницу. Приятно, что одним нажатием можно сообщить, нравится страница или нет.
Плюс (к безопасности) — когда пароль был сохранен в браузере, при попытке повторного входа система выдала сообщение с просьбой ввести пароль вручную, не используя автоматического заполнения. Удобна опциональная возможность использования одноразового пароля для входа в систему.
Достоинством системы является наличие раздела «Мои финансы» — с отображением общего количества денег, с пересчетом валютных сумм по курсу ЦБ РФ. Здесь присутствует круговая диаграмма и рядом детализация, а также легенда (при наведении на части диаграммы).
К минусам, которые бросаются в глаза при первом знакомстве с системой, можно отнести отсутствие онлайн-консультанта. А также то, что в «Личном меню» не разделены «Пункты меню» и «Избранные операции»: получается каша. Кроме того, при разрешении экрана 1024 х 768 плавающий блок с оплатами перекрывает содержимое страницы, но есть возможность его свернуть — это плюс.
В процессе работы иногда возникают сбои: зависла страница помощи, возникла ошибка «Сеанс работы в системе прерван в связи с ошибкой в работе системы. Доступ в систему невозможен — постоянный пароль заблокирован». При попытке просмотреть детальную информацию по сберегательному счету система выдала сообщение «Операция временно недоступна. Повторите попытку позже». К недоработкам отнесу и то, что при наведении мышки на имя клиента курсор изменяется на указатель перехода по ссылке, но при нажатии переход не совершается.
Комментарий Артема Ейскова (колумнист портала Банки.ру)
Первое, на что обращаешь внимание при входе на сайт «Сбербанк ОнЛ@йн», — надоедливая реклама платежей в пользу сотовых операторов. Ползущая вслед за прокруткой экрана плашка с логотипами «большой тройки» и огромный баннер прямо под главным меню больше напоминают какой-нибудь мелкий сайт, живущий за счет продажи кликов пользователей, чем удобный интернет-сервис главного банка страны.
С другой стороны, сам факт того, что при пользовании системой «Сбербанк-Онл@йн» недовольство вызывает в основном дизайн, пожалуй, говорит в пользу этого интернет-банковского решения. С рабочей точки зрения сайт вопросов не вызвал: есть все необходимые функции; присутствует огромное количество заранее «вбитых» в систему реквизитов различных организаций — вплоть до индивидуальных предпринимателей. Разумно расположена информация о карточках, счетах и вкладах, пункты главного меню понятны с первого взгляда.
Немного раздражает разве что необходимость крутить страницу сайта вверх-вниз из-за слишком больших элементов дизайна, не умещающихся на одном экране. Было бы замечательно, если бы разработчики интернет-банка проверяли юзабилити решений не только на своих гигантских экранах профессиональных «Маков», но и на не самых новых домашних мониторах и ноутбуках — полагаю, что клиенты банка используют в основном такую технику.
По-хорошему впечатляет обилие заданных реквизитов в многоуровневом разделе «Платежи и операции». Хотя и несколько веселит наличие двух разных цепочек пунктов типа: «Платежи — Прочие — Прочие услуги» и «Платежи — Прочие — Другие услуги». Чем «прочие» услуги отличаются от «других» — непонятно. Кстати, именно в «прочих-прочих», да еще и на второй странице спрятались платежи в электронные кошельки. Что, конечно, не очень хорошо.
И все же сложность и не всегда логичность интерфейса несколько искупается возможностью его настройки под свои нужды. Если посидеть полчаса, колдуя над расстановкой галочек в нужных местах, можно получить персональный вид сайта, настроенный под ускорение своих стандартных операций.
Перечислять все разделы меню и возможности «Сбербанк ОнЛ@йн» смысла нет — они более-менее стандартны и соответствуют требованиям современного пользователя интернет-банка. Какой-либо изюминки, выгодно отличающей «сберовскую» систему от прочих, пожалуй, нет, но и дурного слова про функциональность сайта не скажешь. Зато по дизайну и удобству использования система, наверное, проигрывает некоторым из существующих (например, минималистичному интернет-банку Промсвязьбанка). В этом направлении у разработчиков работы еще много.
Комментарии
1Не, СбербанкОнлайн - это тихий ужас, а иногда и громкий ужас.
Деньги по отправленным платежам теряются. Изменение учетных данных (таких как мобильный, на который приходит смс-ка с кодом) может длится несколько месяцев. Разговоры с операторами очень неинформтивны, никакой помощи от них не получишь. Для погашения кредитам открыли мне спец.счет (сберкнижку даже бумажную выдали - стыдоба, в 21 веке такое!!!!!), так вот этот счет в сбербанкеонлайн появился через 5!!!!!! дней.
Не реже 1 раза в месяц этот сервис не доступен более 10 часов подряд и никто при этом за такую работу не извиняется. А ведь штраф и пени за несвоевременные платежи эта шарашка "Сбербанк" начисляет исправно.
Тарифы на перевод денег на счета других банков, да и на счета в сбербанке, но в другом регионе (что вообще является огромной нагластью) не самые дешевые.
А, да еще - Спасибот от сбербанка!!! Бли-и-и-и-и-ин. Я из Челябинска, у меня можно эти бонусы использовать только в Связном и Евросети. Все!!!!! и только если я в магазине покупаю, через инет если заказывю, расплатиться этими бонусами нельзя.
Если бы мне туда зп не перечисляли - послала бы этот онлайн-банк к черту.