Кредитование

Банки «разбавляют» портфели

В конкурентной борьбе банки становятся все более универсальными, расширяя спектр предлагаемых кредитных продуктов. Такие данные содержит исследование Национального бюро кредитных историй (НБКИ), которое имеется в распоряжении портала Банки.ру. Сами банкиры также признаются, что делают ставку на высокомаржинальные кредиты, увеличивая их долю в портфелях.

В конкурентной борьбе банки становятся все более универсальными, расширяя спектр предлагаемых кредитных продуктов. Такие данные содержит исследование Национального бюро кредитных историй (НБКИ), которое имеется в распоряжении портала Банки.ру. Сами банкиры также признаются, что делают ставку на высокомаржинальные кредиты, увеличивая их долю в портфелях.

Согласно исследованию НБКИ, рыночная доля банков, выдающих однотипные кредиты (более 70% в портфеле), снижается с конца прошлого года. Так, если в III квартале 2011 года доля банков, в портфелях которых превалируют потребкредиты, составляла 70%, в IV квартале — уже 64%, то в I квартале 2012-го она снизилась до 61%.

Похожая ситуация с автокредитами и ипотекой. Если на середину прошлого года банки с долей кредитов на покупку автомобиля в портфеле свыше 70% занимали 30% рынка, то в I квартале 2012-го — уже 15%. По ипотечным кредитам динамика не такая резкая: показатели за эти же периоды — 18% и 14% соответственно. Исключение составляют банки, специализирующиеся на кредитных картах: с середины прошлого года рыночная доля кредитных организаций, более 70% портфелей которых занимают кредитные карты, не изменилось — 23%.

«Данная тенденция говорит о развитии рынка кредитования, — считает гендиректор НБКИ Александр Викулин. — Заемщики идут в банк не за одним продуктом, они хотят получить все виды кредитов в одном банке, а если финансовое учреждение хочет не просто выдать кредит, а обеспечить качественный сервис, то оно стремится удовлетворить все потребности клиента».

Опрошенные порталом банкиры говорят, что такая тенденция действительно имеет место.

По словам директора департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Ивана Пяткова, это наблюдение весьма характерно. «Банки, которые занимались преимущественно автокредитованием и ипотекой, стали активно развивать потребительское кредитование. Те, у которых был большой портфель потребзаймов, начали «разбавлять» его кредитными картами, так как маржа по ним выше, а многие банки сейчас делают выбор именно в пользу высокомаржинальных продуктов», — поясняет он.

«Полностью согласен с этим заключением, — отмечает замначальника управления по работе с сектором розницы Абсолют Банка Антон Павлов. — И мы следуем тенденции, сформировавшейся на рынке. В частности, в этом году мы планируем расширить свою линейку розничных продуктов за счет запуска кредитной карты с льготным периодом кредитования и потребительского кредита».

Банкиры отмечают, что в чистом виде банки-монолайнеры практически исчезли, а у тех, которые остались, достаточно рискованная модель развития. «Это связано прежде всего с тем, что в случае падения интереса на предлагаемый ими продукт в определенный экономический цикл или в связи с какими-либо изменениями в законодательной сфере банкам-монолайнерам нечем будет компенсировать временные убытки, что может привести к неприятным последствиям», — считает старший вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Татьяна Хондру.

Представители банков-монолайнеров на кредитном рынке, напротив, говорят, что уверены в своем бизнесе и конкуренции со стороны универсальных банков не опасаются. «Ипотека — достаточно специфичный продукт, который требует как умения привлекать долгосрочное фондирование, так и хорошо подготовленных специалистов, — напоминает вице-президент банка «ДельтаКредит» Ирина Асланова. — И именно ипотечный банк имеет преимущества перед универсальным, в котором ипотека — всего лишь один из предлагаемых продуктов, и далеко не самый главный».

Президент ТКС Банка Оливер Хьюз говорит, что не удивлен тем, что доля банков, специализирующихся на потребительских кредитах, быстро снижается, чего нельзя сказать о доле карточных кредиторов. «Все логично: карты — более технологичный продукт, который дает клиенту возобновляемую кредитную линию, «кредит на всю жизнь», — добавляет он. Хьюз отмечает, что ТКС Банк расширяет продуктовую линейку розничных кредитов — в частности, недавно запустил онлайн-кредитование, но фокус на кредитные карты сохранен. «Фокус — это сила, — уверен он. — Фокус дает экспертный уровень, гибкость в управлении, высокое качество сервиса и так далее».

Начать дискуссию