Считается, что банки консервативны и стремятся заполучить качественных клиентов — психически нормальных платежеспособных людей, читающих деловые СМИ и работающих в офисе. На таких идеальных банковских потребителей, как правило, действуют реальные скидки и выгодные условия кредитов/депозитов либо надежность кредитной организации. Но российские банки все активнее начинают использовать нестандартные и даже шоковые продуктовые ходы для привлечения новых клиентов. Пока это, скорее, приносит лишь имиджевый эффект.
Шрек от Грефа
Речь идет именно о продуктовых «фишках» банков, когда клиент не просто видит какую-то рекламную картинку и от этого испытывает эмоцию, а получает нестандартную услугу или продукт. Как правило, банки стремятся таким способом агрессивно нарастить или удержать свою долю на рынке.
Примером такого нестандартного подхода стала акция лояльности «Спасибо» от Сбербанка, которая, правда, вызвала больше критики, чем поддержки. Сбербанк решился и на такой игровой ход: в июне, сразу после премьеры давно ожидаемого мультфильма «Мадагаскар-3», у клиентов главного банка страны появилась возможность оформить дебетовую карту с изображением героев «Мадагаскара-3», «Кота в сапогах» и «Шрека».
Промсвязьбанк запустил похожий карточный проект с игрой Angry Birds, покорившей миллионы владельцев смартфонов. Карты Промсвязьбанка не только отличаются особым дизайном, но еще и предполагают особо выгодные условия для их держателей: невысокую плату за годовое обслуживание (299 рублей в первый год), скидки в ряде магазинов и ресторанов, а также 4% на остаток на карточном счете свыше 5 тыс. рублей. В банке уверяют, что за этими игровыми картами стоит очередь.
Кредит с колбасой
Довольно часто к нестандартным вариантам обращаются активные розничные частные банки и небольшие игроки, желающие заявить о себе. Как правило, подобные акции «тестируются» на регионах.
Забавный ход придумал банк «Хоум Кредит». В супермаркетах «Магнит» в Краснодаре и Новороссийске появились упаковки колбасной «нарезки», внутри которой содержалось предложение открыть депозит или взять кредит по льготной ставке. «Покупая такой продукт, посетитель супермаркета, не отрываясь от повседневных забот, получал льготное предложение от банка», — рассказывает директор департамента по развитию продуктов и услуг «Хоум Кредит» Павел Беляев.
Расчет на то, что занятые деловые люди, которые не всегда успевают мониторить предложения банков, при этом обладают чувством юмора. Увидев в супермаркете такую необычную «колбасу», они купят ее ради интереса. Стоимость упаковки — 39 рублей. Причем «колбаса» от «Хоум Кредита» бывает двух видов. По продукту «Кредит быстрого приготовления» последний платеж, если клиент аккуратно выплачивает долг в течение всего срока, банк дарит, просто прощает ему. По продукту «Вклад обогащенный» (депозит «Только плюсы») клиенту предлагается бонус плюс 0,5 процентного пункта к основной ставке — итого 12,5%. Кроме того, в течение мая среди потребителей, которые купили такую «колбасу», проводился розыгрыш — 50 тыс. рублей еженедельно.
Допофис «Деревенский»
Другой активный игрок розничного рынка — Алтайэнергобанк предложил не один нетрадиционный продукт, а целую нестандартную стратегию развития. Его офисы (точки продаж) работают по франшизе, причем зачастую занимают крошечную площадь, где расположены пара компьютеров и принтер. Тем не менее даже такое отделение способно обрабатывать кредитные заявки и отправлять их кредитным менеджерам в головной либо региональный офис. Благодаря такому подходу банк представлен не только в столице и крупных городах, но и в самых отдаленных уголках России, в деревнях и селах.
Во франшизных офисах Алтайэнергобанка предлагают кредитный продукт «Мгновенные деньги», который можно реально получить быстрее чем за 10 минут (3 минуты на заполнение анкеты плюс 4 минуты на оценку заемщика). Причем в банке честно говорят, что рассматривают заявки от клиентов с просрочкой по оплате предыдущих займов до 120 дней — конечно, если эта задолженность погашена. Условия будут не ахти, но уже после пятого платежа ставки такому сомнительному заемщику банк обещает понизить.
Алтайэнергобанк довольно агрессивно пытается завоевать свою долю розничного рынка, при этом ориентируется на людей с доходами ниже среднего уровня. Данный сегмент минимально охвачен услугами кредитных организаций, а потому выглядит довольно перспективным. Рейтинги показывают, что банк на верном пути. В феврале 2012 года Алтайэнергобанк получил долгосрочный кредитный рейтинг Moody’s «Baa3», в марте был повышен и его национальный рейтинг (НРА). Кроме того, Алтайэнергобанк стал участником многих отраслевых ренкингов. К примеру, попал в топ-40 банков по вкладам физлиц на срок более трех лет по версии Банки.ру (март 2012 года), в топ-20 самых автокредитных и топ-100 самых потребительских банков России по итогам 2011 года (по данным «РБК.Рейтинг»). Однако не стоит забывать и о рисках такого кредитования.
Кредит в торговой Сети
Еще один интересный ход, учитывающий бурное развитие интернет-коммерции, — кредиты на покупки в электронных магазинах. Хотя за монитором может оказаться кто угодно, ряд банков готовы предложить свои заемные средства таким клиентам. Подобные продукты есть, в частности, у банков «Русский Стандарт» (ставка от 7% до 75% годовых) и «Ренессанс Кредит» (на сайте банка указана ставка 39% годовых).
Кредиты на интернет-шопинг предлагает и банк «Тинькофф». По словам вице-президента банка Олега Анисимова, в настоящий момент подключено всего несколько десятков магазинов, но уже видно, что инструмент увеличивает продажи и средний чек магазина. «Такой важный показатель, как конверсия — процент людей, совершивших покупку, от числа зашедших на страницу с товаром, — растет на 10—20%, если есть опция покупки в кредит», — говорит Анисимов.
Выделенная линия поведения
Хотя у банков нестандартных ходов немало, их эффективность вызывает сомнения. Банки не спешат обнародовать позитивную статистику — то ли потому, что ее нет, то ли не хотят делиться секретами успеха. Но такие «фишки» определенно имеют заметный имиджевый эффект. Большой резонанс на рынке вызвала программа «Спасибо» Сбербанка. Многие любители смартфонов и компьютерных игр уже завели себе карты Промсвязьбанка с забавными агрессивными птичками. Про «Мгновенные деньги» Алтайэнергобанка также стало известно довольно широко, хотя еще несколько лет назад об этой кредитной организации вообще мало кто слышал. Да и ТКС Банк, чей бизнес основан исключительно на удаленных каналах развития, сегодня считается одним из самых высокотехнологичных и динамичных.
«Банки крайне консервативны, — говорит директор департамента маркетинга Промсвязьбанка Евгения Ленская. — Но законы рынка и рекламы для всех одинаковы: выделяйся или тебя никто не заметит». Многие банки забывают, что конкурируют в рекламе не только с другими банками, но еще и с сотнями других рекламных сообщений от разных поставщиков услуг, которые пытаются достучаться до сердца и кошелька потребителя. «Если ты не будешь использовать нестандартные методы, тебя никто не заметит», — подчеркивает Ленская.
Начать дискуссию