Платежные системы

Битые карты

Амбициозные планы банков по выдаче кредитных карт приводят к росту проблемной задолженности.

Амбициозные планы банков по выдаче кредитных карт приводят к росту проблемной задолженности.

Российский рынок кредитных карт демонстрирует уверенные темпы роста в настоящее время. Поданным Банка России и основных игроков, российские граждане набрали карточных кредитов в объеме почти 500 млрд рублей. Наряду со впечатляющими объемами роста кредитных карт увеличивается и число граждан, которые не могут вовремя вернуть кредит.

В середине мая 2012 года коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидеишн» опубликовало «Обзор рынка задолженностей по кредитным картам», согласно которому просроченная задолженность по данному виду банковских продуктов в настоящее время занимает четвертую часть портфеля коллектор-ских агентств. «Судя по динамике доли задолженности от общего портфеля, резкий рост этого показателя состоялся в 2009-2010 годах (2009 г. - 16,7%, 2010 г. - 28,4 %) и достиг пика в 2011 году (29,3%), что объясняется периодом избавления банков от проблемных задолженностей кризисных гоо8 и 2009 годов», - отмечается в исследовании.

В настоящее время доля задолженности по кредитным картам в процентном соотношении с долгами иных категорий немного снизилась (до 24,9% на текущий момент в портфеле «Секвойя Кредит Консолидеишн»). Однако сумма переданных коллекторам долгов данной категории с 2009 года выросла в 7,8 раза. В структуре задолженностей в 2012 году появились и набирают вес долги, которые либо были реструктурированы, либо прошли через судебную стадию.

Продукт высокомаржинальный и психологически комфортный

Банкиры по-разному комментируют информацию о том, что у коллекторов четвертую часть портфеля занимает просроченная задолженность по кредитным картам. Говорить однозначно о том, много это или мало, нельзя, считает вице-президент, директор департамента управления рисками банка «Ренессанс Кредит» Екатерина Резникова. «Если доля просрочки по кредитным картам в портфеле коллектора растет, это, скорее всего, связано со стратегиями развития бизнеса банков, являющихся его партнерами. Например, кредитная организация делает ставку на карточный сегмент и начинает активно привлекать заемщиков. Рост доли карт в портфеле финансового института приводит к увеличению доли этого сегмента внутри просроченных кредитов, что в свою очередь отражается и на портфеле коллектора, с которым работает банк», - рассуждает специалист.

Екатерина Резникова отмечает, что карты более высокомаржинальны, нежели другие кредитные продукты, поскольку они дают возможность гораздо эффективнее управлять жизненным циклом клиента. Поэтому многие банки позволяют себе иметь более высокую просрочку по картам относительно других кредитных продуктов.

Сложившиеся на рынке опережающие темпы роста выдачи кредитных карт в гон году по сравнению с темпами роста выдачи потребительских кредитов рано или поздно должны были отразиться на качестве кредитных портфелей, считает член правления ДжиИ Мани Банка Эль-ман Мехтиев. «Ускоренные темпы роста задолженности по любому из кредитных продуктов всегда чреваты неконтролируемым ростом просрочки, и данное правило никто не отменял, а тем более в период кризиса», - напоминает эксперт.

На структуру портфеля коллекторских агентств оказывают влияние многие факторы помимо роста просрочки по тому или иному кредитному продукту, отмечает директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка Вилен Ли. «Думаю, что данную долю сформировала политика розничных банков передавать коллекторам наиболее трудоемкие в плане взыскания продукты с небольшим объемом задолженности на клиента, - поясняет Вилен Ли. - Определенную роль также могли сыграть специализированные карточные банки, исповедующие политику аутсорсинга».

Кредитные карты - это традиционно продукт с высоким риском, говорит директор по розничным рискам ТрансКре-дитБанка Алексей Елагин. «Кроме того, надо учитывать, что банки, как правило, продают коллекторским агентствам долги на небольшие суммы, к которым как раз относятся карты, - добавляет эксперт. - Исходя из этого продуктовая структура портфеля кол-лекторских агентств вполне логична».

По мнению заместителя председателя правления СДМ-Банка Вячеслава Ан-дрюшкина, приведенная выше цифра не является критичной. «Я думаю, что 25% - не очень много, потому что, во-первых, кредитные карты - продукт, который не является залоговым, во-вторых, к задолженности по банковским картам люди психологически относятся легче, чем к долгам по потребительским кредитам, ипотеке, автокредитам. Поэтому процент просрочки по кредитным картам, к сожалению, часто бывает выше, чем по стандартным кредитным продуктам», -резюмирует специалист.

Любовь к картам как посткризисный синдром

В настоящее время появилось немало игроков, активно предлагающих кредитные карты, поэтому рост просроченной задолженности - это неизбежный эффект увеличения объемов данного рынка. С другой стороны, каждый банк выбирает свою стратегию развития карточного портфеля, которая и определяет в дальнейшем уровень просрочки. Если кредитная организация ориентируется, прежде всего, на старых проверенных клиентов, рост уровня просроченной задолженности будет минимальным. В случае, когда банк старается увеличить клиентский портфель за счет привлечения новых заемщиков, риски значительно возрастают. Нередко с целью минимизации возможных рисков банки устанавливают новым клиентам невысокий лимит по кредитной карте. Впоследствии он может увеличиваться в 2-3 раза.

Некоторое время после кризиса банки были более консервативны в выборе направлений своего развития, предпочитали работать со старыми клиентами, что значительно снижало уровень возможных рисков, объясняет Екатерина Резникова. Сейчас кредитные организации изменили свои ориентиры. «Банки активно наращивают долю новых клиентов, что, безусловно, повышает риск возникновения задолженности по картам. Однако данный эффект носит краткосрочный характер. Благодаря возможности управлять жизненным циклом заемщика, его кредитным лимитом, а также за счет стимулирования лучших сегментов клиентов к использованию кредитных карт банкам в течение короткого периода времени удается вернуться к нормальному уровню просрочки», - считает эксперт банка «Ренессанс Кредит».

В конкурентной борьбе за клиента банки иногда вынуждены принимать больший риск, что может привести к росту просроченности портфеля, соглашается Алексей Елагин. Естественно, повышенный риск должен компенсироваться хорошей доходностью. «Однако в данном случае, думаю, имеет место продажа банками накопившихся проблемных долгов по картам, дефолты по которым состоялись, в том числе, в период кризиса», - предполагает эксперт ТрансКре-дитБанка.

Действительно, остаточные явления кризиса 2008-2009 годов и специфика продукта также объясняют рост задолженности по кредитным картам. «Как известно, размер обязательного платежа по кредитной карте составляет примерно 5-7% от задолженности, а срок кредита не фиксирован, - говорит Вилен Ли (Росгосстрах Банк). - Таким образом, погашение лимита может растянуться на несколько лет, а в случае неоплаты задолженность будет выноситься на просрочку такими же темпами».

По мнению Эльмана Мехтиева, именно кризис и, как его следствие, невозможность развивать кредитование юридических лиц заставили банки обратиться к розничному кредитованию. В свою очередь, «занятость» рынка POS-кредитования, необходимость построения сети отделений для выдачи потребительских кредитов и низкий уровень проникновения кредитных карт стали причинами того, что многие решили попытать счастья именно в этом сегменте, объясняет эксперт.

Вырастет липросрочка?

Коллекторы высказали предположение, что рынок просроченной карточной задолженности будет демонстрировать существенный рост в ближайшее время, в том числе опережая в процентном соотношении такие сегменты, как потребительские кредиты и кредиты наличными. Конечно, такая вероятность существует, поскольку карты - более рискованный продукт, а значит, и просрочка по ним должна расти большими темпами по сравнению с другими продуктами.

Эльман Мехтиев считает, что нынешний рост просроченной задолженности по кредитным картам - это только начало тренда, и кредитным учреждениям понадобится не менее шести месяцев, чтобы переломить его.

Ряд экспертов считает маловероятным рост задолженности по кредиткам. «В целом не думаю, что долги будут увеличиваться в дальнейшем, - говорит Вячеслав Андрюшкин (СДМ-Банк). -Определенный процент задолженности, естественно, неизбежно существует. И банки закладывают в ставку по кредитным картам процент невозврата. Именно поэтому ставки по кредитным картам в среднем составляют от 24% до 30% годовых. Таким образом, они существенно выше, чем декларируемые ставки по потребительским кредитам».

«Не могу согласиться с прогнозом ухудшения качества портфеля по кредитным картам, - отмечает Вилен Ли. - Рост долгов по ним в коллекторских агентствах является следствием увеличения доли данного продукта в структуре розничного кредитования, проникновения карт в сегменты POS-кредитов и кредитов наличными». То есть, по сути, эксперт объясняет рост просрочки объективным развитием рынка.

Женщины тоже живут в долг

Специалисты «Секвойя Кредит Консо-лидейшн» отмечают, что за последние три года изменился портрет «карточного» должника. «Если, например, в 2009 году таковым был з5"летнии мужчина со средним или средним специальным образованием, то по состоянию на апрель текущего года количество мужчин и женщин среди должников по кредитным картам сравнялось, средний возраст остался на уровне 38 лет, образование - высшее либо среднее», - отмечается в исследовании агентства.

Банкиры в большинстве своем соглашаются с типичным портретом должника, описанным в отчете «Секвойи». Так, в Росгосстрах Банке типичный «карточный» должник - это мужчина или женщина в возрасте 35~4° лет, проживающий в крупном городе и имеющий высшее или среднее образование.

Для ТрансКредитБанка портрет должника по картам существенно не отличается от портрета должника по другим кредитам - преимущественно это человек, потерявший работу. У банка есть определенное количество просрочки по картам, возникшей из-за забывчивости клиентов или вследствие возникновения коротких кассовых разрывов между зарплатами. Такие долги, как правило, гасятся в течение одного месяца, о передаче их в коллекторское агентство не может идти и речи, подчеркивает Алексей Елагин.

Если говорить о средних размерах суммы задолженности и сроках просрочки, то у банков они варьируются. Например, в Росгосстрах Банке средний размер задолженности составляет около 5о тыс рублей при том, что средний размер кредитного лимита, предоставляемого заемщикам, не превышает 20 тыс рублей. Разница между двумя показателями, как поясняют в банке, связана с тем, что средний размер задолженности рассчитывается не только с учетом суммы основного долга, но и с учетом взимаемых банком пеней и штрафов за просроченные выплаты. Средний срок просрочки по кредитам составляет 15 месяцев.

По мнению экспертов «Секвойя Кредит Консолидейшн», средний размер задолженности вырос с 39,5 тыс рублей в 2009 году до 47,5 тыс рублей в 2012 году, то есть в 1,2 раза. «Почти на 30% вырос и средний размер кредитного лимита, предоставленного заемщикам, - с 14,4 тыс рублей в 2009 году до 19,5 тыс рублей в 2012 году. Средний срок просрочки по кредитным картам, размещенной в коллекторских агентствах, составляет 15 месяцев», - отмечается в исследовании.

НБЖ обратился к экспертам с просьбой прокомментировать, как банки предпочитают работать с долгами по кредитным картам - самостоятельно или отдавать на откуп коллекторам?

Екатерина РЕЗНИКОВА, вице-президент, директор департамента управления рисками банка «Ренессанс Кредит»

«Ренессанс Кредит» работает с должниками как самостоятельно, так и привлекая к данному процессу коллекторские агентства. Если у заемщика просрочка составляет не более 120 дней, мы сами ведем переговоры с клиентом, а если свыше - привлекаем коллекторов. Для нас данная схема работы является оптимальной, поскольку при просрочке до 120 дней выяснить у заемщика причину невыплат гораздо проще. Далее эффективность работы с клиентом снижается. Поэтому мы передаем его в ведение коллекторского агентства.

Вилен ЛИ, директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка

Должникам предлагаются различные варианты реструктуризации задолженности, а также проводятся акции, мотивирующие погашение задолженности. В настоящее время Росгосстрах Банк осуществляет работу по возврату задолженности и самостоятельно, и посредством сотрудничества с рядом коллекторских компаний как в части уступки прав требований, так и на условиях агентской схемы. При этом речь идет и о физических, и о юридических лицах.

Вячеслав АНДРЮШКИН, заместитель председателя правления СДМ-Банка

Банк работает самостоятельно, не пользуясь услугами коллекторов. Мы сами умеем работать с должниками. К счастью, долгов у нас очень немного. Объясняется это тем, что мы выпускаем кредитные карты, руководствуясь достаточно серьезной процедурой. Мы не выдаем всем желающим карты по паспорту и второму документу, как это делают некоторые банки. СДМ-Банк выдает кредитные карты в основном сотрудникам предприятий, которые являются его корпоративными клиентами. Мы достаточно хорошо знаем этих людей, поэтому просрочка у нас минимальна.

Алексей ЕЛАГИН, директор по розничным рискам ТрансКредитБанка

Банк работает с долгами по кредитным картам самостоятельно. При этом мы не исключаем возможности привлечения коллекторских агентств. Аргументами в таких вопросах всегда являются эффективность сбора и затраты на процесс.

Эльман МЕХТИЕВ, член правления ДжиИ Мани Банка

Наш банк применяет все формы работы по сбору просроченной задолженности, и в зависимости от эффективности возврата денежных средств данная работа может осуществляться как собственными силами банка, так и с помощью коллекторских агентств.

Начать дискуссию