Большинство россиян по-прежнему используют банковские карты для снятия наличных в банкоматах. Об этом заявили 83% участников июньского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), результаты которого имеются в распоряжении портала Банки.ру. По сравнению с прошлым годом эта доля практически не изменилась, в то же время увеличилось число держателей карт, которые расплачиваются ими в магазинах.
В июне 2012 года НАФИ провело опрос среди 1 600 человек в 42 регионах страны, чтобы выявить степень вовлеченности банковских карт в повседневную жизнь россиян. Выяснилось, что 83% респондентов используют карты для снятия наличных в банкоматах, 32% оплачивают ими различные услуги (ЖКУ, мобильная связь) через банкоматы и только 25% опрошенных расплачиваются пластиком в российских магазинах. 17% респондентов хранят на картах свои сбережения, 9% погашают с помощью карточек кредиты, 5% используют их при совершении покупок в Интернете, 3% берут карты в зарубежные поездки.
При этом по сравнению с прошлым годом ситуация со снятием наличных практически не изменилась: в этих целях карты использовали 84% опрошенных. Но при этом увеличилось число граждан, расплачивающихся картами (25% против 16%). Также стало больше держателей карт, которые оплачивают в банкоматах различные услуги (32% против 19% в прошлом году). «Рост числа держателей карт, использующих их для оплаты услуг в банкоматах, связан в первую очередь с тем, что кредитные организации стимулируют использование клиентами дистанционных каналов обслуживания», — считает директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков.
Согласно опросу, 45% респондентов никогда не расплачиваются картой, 27% делают это, только если не имеют при себе наличных, 15% — каждый раз, когда есть возможность оплаты картой. В качестве основной причины, мешающей более активному использованию карт, 31% опрошенных назвали недостаточное количество магазинов, которые их принимают. Для 29% этот способ оплаты связан с некоторыми неудобствами (большая трата времени на оплату, забота о сохранности карты). 24% респондентов сказали, что им труднее контролировать свои расходы, если они платят картой, 4% считают, что в магазинах, принимающих карты, более высокая стоимость товаров и услуг.
«Объективно можно выделить два основных сдерживающих фактора для расчетов в безналичной форме, — рассуждает гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. — Во-первых, это неразвитость финансовой инфраструктуры. Каждый третий россиянин, не пользующийся безналичными расчетами, жалуется на эту проблему. Во-вторых, низкий уровень технической и финансовой грамотности населения. Это выражается в опасении потерять контроль над своими расходами при использовании пластика или страхе утратить сохранность карты и персональных данных».
Банкиры признают, что основная эмиссия карт происходит в рамках зарплатных проектов. «Но если брать во внимание только владельцев кредитных и овердрафтных карт, то там ситуация не будет такой «печальной», — отмечает начальник управления по работе с сектором розницы Абсолют Банка Антон Павлов.
«Говорить о том, что ситуация с использованием карт не меняется, не совсем корректно: доля оплаты покупок с помощью данного платежного инструмента постепенно растет, — указывает вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Владислав Вербин. — Два года назад этот показатель был на уровне 11%, цифры еще не так велики, однако тенденция роста популярности карт как платежного инструмента обозначена довольно четко».
Розничные торговцы подтверждают данную тенденцию. «Доля покупок, совершаемых при помощи карт, уверенно растет последние два-три года», — отмечает глава российского представительства Benetton Андрей Григорьев. «Последние два года объем операций по картам увеличивался на 30% ежегодно, к концу прошлого года доля безналичных покупок вплотную приблизилась к 50% от их общего объема», — рассказывает председатель совета директоров группы «Союз» Александр Менн.
Иван Пятков считает, что проблема не в малом количестве магазинов, готовых принимать карту. «Многие граждане даже не интересуются возможностью безналичной оплаты в торговых точках, — указывает он. — Тем более основные сетевые магазины уже принимают карты к оплате».
С ним соглашается Владислав Вербин: «Многие, например, признаются, что не знают, как с помощью карточки можно оплатить товары или услуги, либо не умеют этого делать или просто никогда не пробовали. Есть клиенты, которые не видят выгоды в том, чтобы платить картой, а не наличными». По его мнению, чтобы заинтересовать данную категорию потребителей, банки разрабатывают специальные программы, дающие возможность получать бонусы при оплате товара карточкой.
Впрочем, Иван Пятков уверен, что силами банков ситуацию не переломить. «Хотя мы, конечно, видим, что на время проведения различных акций оборот по картам растет, — поясняет он, — но нужны масштабные меры, на уровне государственного регулирования. Без каких-то радикальных мер мы так и будем прибавлять по одному проценту в год».
Начать дискуссию