После выборов программа приватизации госбанков вновь пересматривается. Делается попытка госпакеты не приватизировать, а размыть долю государства в этих банках допэмиссиями.
В русской сказке царь задает деве задачу: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». Мудрая дева-семилетка поутру сбросила с себя всю одежду, надела на голое тело сеть, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца, приехала во дворец, протянула царю перепелку: «Вот тебе государь, подарочек». Перепелка вспорхнула и улетела.
Вот эту самую сказку мне и напомнила ситуация с приватизацией госбанков. Долго ломали себе головы госбанкиры: как бы так их банки приватизировать, чтобы полученный доход попал не в руки государства, а достался тем же госбанкам? И при этом чтобы после приватизации госбанки остались госбанками? Долго они думали, наконец придумали: долю государства не продать, а размыть ее выпуском новых акций. Вот доля-то государства и снизится, а доход от продажи акций заберут себе находчивые госбанки. И с продажей новых акций не размахиваться чрезмерно, а продать их ровно столько, чтобы контроль остался у государства. Совсем-то им приватизироваться ох как не хочется, отлипнуть от щедрой груди матери-родины — какой резон? А понарошку приватизироваться — в самый раз. И рыбку съесть, и сохранить госбанковскую честь.
А какой толк от всего этого государству, у которого дефицит бюджета ого-го какой и которому деньги от приватизации госбанков никак не лишние? Какие-нибудь аргументы лобби госбанковское найдет, и не сомневайтесь. Самый благовидный предлог — подготовка к новому кризису. Есть и еще один довод — достаточность капитала у ВТБ низковата, Н1 на 1 июля — всего 11,89%… Так кто ж заставлял-то замечательный Банк Москвы покупать? Ведь 1 января 2011 года, аккурат до всей этой истории, Н1 был почти в два раза выше — 22,88%…
Ну а что касается путающихся под ногами миноритариев — то кто же их спрашивал? Доли их будут размыты наряду с долей государства.
Не исключен и совсем затейливый разворот — на 180 градусов: за отсутствием спроса на акции одного из госбанков (догадайтесь, какого) государство возьмет да и выкупит их. Ну или вновь наступит тяжкая година — нефть, скажем, в цене упадет, и опять щедрая родина нальет в бездонные бочки госбанков ликвидности по самые края, а взамен опять-таки получит их акции, чтобы довести когнитивный диссонанс до точки кипения и претворить в жизнь оруэллизм «Приватизация — это национализация».
Есть и еще один не слишком приятный нюанс — Россия возвращается к экономике, контролируемой государством, к командно-административной системе времен социализма. А это уже совсем не сказка.
Начать дискуссию